Конспект НОД Область "Познание" (Ознакомление с окружающим) на тему "Вода. Свойства воды"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Конспект НОД по области "Познание" (Ознакомление с окружающим), проведенной в старшей группе детей с ЗПР на тему "Вода. Свойства воды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_voda._svoystva_vody.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Область «Познание»,

проведенной  в старшей группе

детей с ЗПР

учителем-дефектологом

Волковой Ларисой Павловной

Тема: Вода. Свойства воды

Задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей об объекте неживой природы – воде и ее свойствах в процессе опытов. Закрепить знания о том, кому нужна вода и как человек ее использует в своей жизни.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, обоняние, вкусовую чувствительность через опытническую деятельность; мыслительные процессы через решение проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать у детей положительное отношение к наблюдениям; бережное отношение к использованию воды.

Словарная работа:

Названия свойств воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная. Активизировать в речи детей произношение глаголов: льется, журчит; антонимов: пустой-полный, сухой-мокрый, теплый-холодный, чистый-грязный.

Оборудование:

Пять прозрачных стаканов с водой, детское ведерко, клеенка, мягкие тряпочки, чашки с кипяченой водой по количеству детей, камушки, маленькие ложки, цветная гуашь, сахар, лимон, таз с холодной водой, чайник с горячей водой

Ход НОД

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг.момент










Загадка о воде






2.Основная часть

Сообщение темы и цели занятия




Беседа о воде










































Пословица о воде






Наблюдение за водой и выявление ее свойств в процессе опытов

1) Вода прозрачная, бесцветная


















































2)Вода не имеет вкуса (безвкусная)












3)Вода не имеет запаха

















4)Вода льется, журчит; она жидкая, легко впитывается















































5)Вода может быть холодной, теплой и горячей, чистой и грязной




























3.Итог наблюдения

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня пришли к нам, они хотят посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте поздороваемся с гостями.

- Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? (Да)

- Тогда отгадайте загадку:


«Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реке бежит, шумит»


- Что это? (Вода)




- Сегодня, ребята, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.


(Предлагаю детям сесть за стол)

- Ребята, я думаю, что вы хорошо знакомы с водой.

- Где вы видели воду?


- Правильно, ребята. Вы не раз ходили по лужам, гуляли под дождем, пускали кораблики в ручье, купались в озере. В помещении вы видели, как вода течет из крана.

- А теперь подумайте и скажите, кому нужна вода?

- Правильно, молодцы! А нам в детском саду нужна вода? Для чего?



- Если перестать поливать растения, что с ними произойдет?

- Да, ребята, без воды все живое на Земле погибнет. Вода нам необходима и ее нужно беречь и разумно использовать. Человек без пищи может прожить много дней, а без воды нет. Кажется, что воды на Земле много и на всех хватит, но в нашем городе и в других городах живет много людей и чтобы воды на всех хватило, мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а в раковину выливаем грязную воду. И много людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.


- Что можно сделать для того, чтобы меньше тратить воды?




- Люди даже придумали пословицу о воде:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

- Давайте вместе повторим пословицу


(Ставлю перед каждым ребенком стакан с водой)





- Ребята, посмотрите и скажите, что в ваших стаканах? (Вода)

- А теперь рассмотрите воду и скажите, какая она? (бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно)

- Закройте глаза.

(Бросаю в каждый стакан по камешку).

- А сейчас откройте глаза, посмотрите в свои стаканы и скажите, что вы в них видите? (Камешки)

- Почему камешки видны в воде? (Потому что вода прозрачная)

- Повторите вместе.


- А сейчас начнется «волшебство».

(Добавляю в один стакан красную гуашь)

- Какого цвета сала вода? (Красная)

- Посмотрите внимательно, виден ли теперь камушек в воде? (Нет)

- Почему? (Вода стала непрозрачная)

- Правильно, подкрашенная вода непрозрачна.


- Ваня, какого цвета у тебя в стакане вода? (Бесцветная)

- Повторите вместе.

- Правильно, вода прозрачна и бесцветна. Она становится непрозрачной и приобретает цвет, когда в нее добавляют краску.

- Ваня, чтобы вода в твоем стакане стала зеленой, какую краску надо добавить? (Зеленую)

- А ты, Света, какого цвета хочешь получить воду?

- Посмотрите, ребята, какая разноцветная у вас получилась вода. Можно такую воду пить? (Нет)

- А какую воду можно пить? (Чистую, прозрачную)

(Убираю стаканы с окрашенной водой)

(Даю детям налитую в чашки кипяченую воду и предлагаю ее попробовать)

- Ребята, имеет ли вода вкус? (Нет)

- Какая вода? (Безвкусная)

- Повторите вместе.

(Растворяю в воде сахар и предлагаю детям попробовать)

- Какая теперь вода на вкус?

- Правильно, вода сама по себе безвкусная, она приобретает вкус от того, что в нее добавляют.


- Ребята, понюхайте, чем пахнет вода в ваших чашках?


- А теперь я каждому в чашку добавлю сок лимона

(Выдавливаю сок из половины лимона)

- Понюхайте, вода пахнет? (Да)

- Чем пахнет вода?

- Если в воду ничего не добавлять, она будет иметь запах? (Нет)

- Правильно, вода не имеет запаха.

- Чтобы вода стала с запахом апельсина, что надо сделать? (Добавить сок апельсина)


- Каждому из вас я наливала воду очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь, Егор, вылей свою воду в это ведерко также медленно и аккуратно.

- Ребята, что делает Егор? (Выливает воду)

- Что делает вода? (Льется)

- Повторите вместе.

- Теперь ты, Вика, вылей свою воду в ведерко.

- Ребята, послушайте, как звучит вода? (Она журчит)

- Повторите вместе.

- Давайте еще посмотрим, как вода льется и послушаем, как она журчит.



- Ребята, ведро было пустое, а теперь? (Полное)

- Ваши чашки были полные, а теперь? (Пустые)

 

(«Случайно» проливаю воду на стол)

- Ой, ребята, что я сделала? (Пролила воду)

- Почему вода легко проливается? (Потому что вода жидкая)

- Повторите вместе.

- Посмотрите, на столе образовалась лужица. Стол был сухой, а стал? (Мокрый)

- Что надо сделать, чтобы стол снова стал сухой? (Его надо вытереть)

- Возьмите мягкие тряпочки и попробуйте вытереть стол.

- Что произошло с тряпкой? (Она была сухая, а стала – мокрая)

- Куда исчезла вода? (Она впиталась в ткань)

- Правильно, вода легко впитывается в ткань. Давайте тряпки выжмем над ведром, а потом высушим.


(Ставлю перед детьми таз с холодной водой)

- Ребята, потрогайте воду, какая она на ощупь? (Холодная)

- Повторите все вместе.


- Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Добавить горячей)

(Добавляю из чайника горячую воду)

- Потрогайте воду. Какая она стала? (Теплая)

- Повторите все вместе.

- А горячей вода может быть? (Да)

- Потрогайте чайник, какая в нем вода?


- Какой может быть вода? (Холодная, теплая, горячая)


- Ребята, посмотрите в тазу вода чистая или грязная? (Чистая)

- Повторите все вместе.

- Если мы в этой воде после прогулки помоем руки, какой станет вода? (Грязная)

- А руки? (Чистыми)

- Правильно, ребята, вода помощник человека – она смывает грязь, делает руки чистыми.


- Ребята, зачем мы с вами наблюдали сегодня? (За водой)

- Что вы запомнили, какая вода?




- Попрощайтесь с гостями.

Дети входят и встают в центре групповой комнаты


Здороваются с гостями










Отгадывают загадку









Садятся за стол

Дети отвечают на вопросы

В луже, в озере, вода течет из крана







Деревьям, птицам, животным, людям

Пить, умываться, поливать растения, для рыб, стирать белье, мыть посуду, полы, повару для приготовления еды



Они засохнут и погибнут


















Включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны





Дети повторяют пословицу о воде










Рассматривают воду




Дети закрывают глаза








Повторяют «вода прозрачная»






Дети определяют цвет воды










Дети повторяют «вода бесцветная»







Ваня добавляет в воду зеленую краску

Дети добавляют в воду краску









Пробуют кипяченую воду из чашек




Дети повторяют «вода безвкусная»


Дети отмечают, что вода стала сладкая





Дети нюхают воду и определяют, что она не имеет запаха





Дети определяют, что вода пахнет лимоном














Егор выливает воду в ведерко

Дети наблюдают и отвечают на вопросы


Повторяют «вода льется»

Вика выливает воду




Повторяют «вода журчит

Остальные дети выливают воду и стаканов в ведро, наблюдая за водой и слушая, как она журчит













Повторяют «вода жидкая







Дети вытирают стол







Отжимают и убирают тряпки





Определяют на ощупь температуру воды

Повторяют «вода холодная»






Определяют, что вода стала теплая

Повторяют «вода теплая»



Дети на ощупь определяют, что в чайнике горячая вода






Повторяют «вода чистая»










Дети обобщают, что вода жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха; может быть теплой, холодной и горячей

Дети прощаются и уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе "Удивительные свойства воды"

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группеТема: «Удивительные свойства воды»...

Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели.  Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»

Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха,  в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...

методическая разработка проекта по окружающему миру «Удивительные свойства воды»

Проект «Удивительные свойства воды» Цель: развивать творческий потенциал дошкольников и педагогов в проектной деятельности, основываясь на принципе интеграции образовательных областей...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...