Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Тютерева Наталия Валерьевна

              Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zimushka-zima.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Зимушка-зима».

    Тютеревой Н.В.

              Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

              Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.

                                   Ход занятия.

    Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

              Я белым покрывалом всю землю накрываю,

              Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

    - О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).

                 Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.

    - Назовите приметы зимы. (Ответы детей).

              У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

    - Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).

              Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.

    -Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

             Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

              Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

              Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

    - Как называют в народе декабрь? (хмурень).

    - Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

    - Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

    - Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

    - Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

    - Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

    - Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

    - Отдохнём? (да).

                                          Физкультминутка.

              Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

              Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

    Присаживайтесь.

    - Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

              Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.

                               Показываю картинку зайца.

              Медведи сладко спят в берлогах.

                         Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.

              Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

                                  Показываю картинку белки.

              Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.

                                 Показываю картинку лисы.

              Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.

                               Показываю картинку волка.

    - Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

    - На кого охотится лиса? (на мышей).

    - Что делает медведь? (спит).

    - Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).

              Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

                        Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

                        Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

                        Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

                        Стайка алых снегирей облепила деревце.

              Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

    - Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

              Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

                           Показываю картинки птиц.

    - Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

    - Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

              Зимой и у детей много забав.

    - Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).

               Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.

                                    Дети садятся за столы.

               Перед работой разомнём наши пальчики.

                              Пальчиковая гимнастика.

                   Этот пальчик дедушка,          показываем большой палец.

                   Этот пальчик бабушка,             - - - - -      указательный

                   Этот пальчик папочка.              - - - - -      средний

                   Этот пальчик мамочка              - - - - -      безымянный

                   А вот этот пальчик - я               - - - - -      мизинец

                   Вот и вся моя семья.              сжимаем и разжимаем кулачки.

                                Дети под музыку рисуют.

              Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.

              А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

              Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

    Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

    - Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

    - Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

    - Зачем человек зимой надевает шубу?

              Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

              Итог:

    - О чём мы сегодня говорили?

    - Что вам понравилось больше всего?

              Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

    Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

    Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

    Конспект занятия по «Ознакомлению с окружающим миром» в подготовительной к школе группе на тему: «Семья и семейные ценности»

    Цель: углубить представления воспитанников о семейных ценностях и традициях семьи, объединяющих родных и близких людей....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Как хорошо у нас в саду!»

    Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках,о правах и обязанностях детей,посещающих детский сад. Воспитывать доброжела...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

    В ходе занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР решаются следующие задачи:Задачи:Обучающие:Расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о цвета...

    Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

    *Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.*Воспитывать бережное отношение к природе....