Проект "Птицы наши друзья"в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конкина Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прект "ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ"91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птицы – наши друзья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» комбинированного вида. Разработчик- воспитатель подготовительной группы детей с задержкой психического развития

                                         Конкина Татьяна Владимировна                                                    

                              г. Балахна

2012 г.

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка)

I.     Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся  нормально.  У детей с ЗПР внимание – краткосрочное; память недолговременная; мышление преобладает наглядно-действенное; волевые процессы развиты недостаточно.

Поэтому в работе с детьми с ЗПР главным дидактическим принципом является повторение.

Занятия по ознакомлению с окружающим планирует и осуществляет учитель-дефектолог. Но без повторения пройденного материала в группе работа учителя-дефектолога была бы менее эффективной.

Занятия на тему «Птицы» начаты  учителем-дефектологом в течение первого года обучения – в старшей группе: зимой – при ознакомлении детей с  домашними и зимующими птицами; весной – при ознакомлении детей с перелётными птицами. У детей накоплен определённый опыт и запас знаний на данную тему.

Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы детей с ЗПР позволяет воспитателям уточнить и закрепить работу по ознакомлению с окружающим, начатую учителем-дефектологом:

  • на занятиях по ознакомлению с художественной литературой;
  • на занятиях по изобразительной деятельности;
  • в трудовой деятельности;
  • при осуществлении наблюдения за объектами и явлениями;
  • при  детском экспериментировании и моделировании;
  • при осуществлении работы с родителями и т. д.

II.  Одной из задач выполнения Госстандарта является задача

экологического воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование основ экологического мировоззрения и куль туры;
  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях;
  • развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста являются игры, в том числе и экологического содержания. В  экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного. Отражение своих впечатлений в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественной и т. д.), моделировании явлений природы, детском экспериментировании.

Осень – благоприятная пора для воспитания любви к животным, птицам, растениям и воспитания заботы о них.

Всё это я постаралась отразить при составлении проекта «Птицы – наши друзья».

Название проекта: «Птицы – наши друзья».

Вид проекта:  информационный, творческий;  двухнедельный, групповой.

Участники: дети подготовительной группы с задержкой психического развития.

Сроки реализации: 24 ноября– 5 декабря

Цель: I. Уточнить и закрепить знания детей о птицах –

  • уточнить знания детей о многообразии птиц, их отличительных особенностях (внешний вид, оперение), упражнять в сравнении птиц;
  • закрепить знания детей об условиях жизни птиц и фазах их развития.
  • закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
  • учить находить и выделять взаимосвязь в природе;
  • воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;
  • развивать экологическую культуру детей.

II. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции: умение моделировать, экспериментировать,

обобщать, классифицировать.

III. Развивать речь детей: связно отвечать на поставленные вопросы; обобщать и уточнять словарь детей по теме.

IV. Развивать творческие способности: учить детей рисовать,

лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал.

                      Понедельник

Утро          Беседа о птицах:

  1. Рассматривание  альбома «ПТИЦЫ»
  2. Отгадывание загадок о птицах.
  3. Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах: их многообразии,

внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей.  Учить понимать образный смысл загадок.

Прогулка 

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь

и защищать её.

  1. Подвижная игра «Летает, плавает, бегает».

Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.

Вечер 

  1. Дидактическая игра «Где ты живёшь»

Цель: уточнить знания детей о местах обитания  разных животных,

развивать фразовую речь, обогащать словарь детей по данной теме.

  1. Дидактическая игра «У кого кто?»

Цель: упражнять детей в словообразовании  (у утки-утёнок и т. д.).

  1. Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми

 подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.

Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-бразовательному  процессу в ДОУ.

                                Вторник

Утро 

1.Чтение произведения Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Цель: обратить внимание на отличительные особенности строения цыплёнка и утёнка,  закрепить знания о стадиях развития птицы .

2.Упражнение для пальчиков «Утята».

Цель: поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, подготовить пальцы к занятию лепкой.

3.Занятие. Лепка «Птицы»

Цель:  учить детей передавать фигуру птицы, её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание,  сглаживание и др.; развивать  эстетическое восприятие.

Прогулка

  1. Предложить детям понаблюдать за птицами.  Какие птицы прилетают к нам на участок?

Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц.  Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что  птицы живут рядом  снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья, Мы должны заботиться о них.

  1. Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»

Цель: развивать двигательную активность детей.  Закреплять знание различных  видов птиц.

Вечер

  1.  Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам.

  1. Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: формировать  представления о птицах, как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат. размножаются).

                                 Среда

Утро

1.Чтение стихотворения А. Барто «На птичьем дворе».

    Рассматривание иллюстраций о домашних птицах.

Цель: вспомнить названия домашних птиц, характерные внешние признаки. Уточнить: где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям, как люди заботятся о них, почему называются домашними.

2.Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

Цель: упражнять в словообразовании: утка(кря-кря)-крякает…

  1. Занятие. Аппликация «Домашняя птица» из скорлупы яиц.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, творчество, закрепить знания о внешнем виде; научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.

Прогулка

 

  1. Вспомнить и пропеть  слова песни «Жили у бабуси два весёлых гуся…».

Цель: создать настроение, вызвать эмоциональный отклик, прививать любовь к народному творчеству.

  1. Подвижная игра «Волк во рву».

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста.

Вечер

  1. Выбрать из принесённых из дома картинок  изображения домашних птиц и их детёнышей. Составить из них композицию

«Птичий двор»

Цель: вызвать интерес к совместному творчеству, активизировать словарь по теме, закреплять умение употреблять существительные

во множественном числе (утята, гусята…).

2.Заучивание загадки о петухе: «Хвост с узорами, сапоги со                                                      шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу ».

Цель: закрепить представление о внешнем виде петуха, развивать

память детей.

                               Четверг

Утро

  1. Знакомство с моделью «Птица»

Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.

  1. Дидактическая игра «Что за птица?»

Цель: узнавать домашних птиц по характерным признакам, описывая их.

  1. Пальчиковая гимнастика «Петух».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  1. Занятие. Рисование декоративное  «Петух»

Цель: учить детей передавать в рисунке образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Развивать образное, эстетическое восприятие.

 

Прогулка

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (курица-курочка…).

  1. Русская народная подвижная игра «Кривой петух»

Цель: прививать интерес к народным играм, развивать двигательную активность детей, развивать умение на слух определять голос товарища.

Вечер

  1. Подготовка к викторине: заучивание  стихотворений о птицах.

Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонационную выразительность речи.

  1. Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника».

Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о

внешнем виде птиц.

                              Пятница

Утро

 

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осень».

            Опустел скворечник, улетели птицы,

            Листьям на деревьях тоже не сидится.

            Целый день сегодня все летят, летят…

            Видно тоже в Африку улететь хотят.

  1. Беседа о перелётных птицах.

Цель: формировать обобщенное представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовёт перелётных птиц».

Цель: закрепить знания о перелётных птицах.

Прогулка

  1. Выучить считалку:

Начинается считалка: на дубу скворец и галка.

     Улетел домой скворец, и считалочке конец.

  1. Дидактическая игра «Улетает - не улетает».

Цель: отличать перелётных птиц от других.

  1. Подвижная игра «Гуси – лебеди»

Цель: использовать выученную считалку при распределении ролей, создать радостное настроение.

Вечер

  1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица), развивать связную речь.

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять умение детей группировать и классифицировать домашних и перелётных птиц.

3.Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку

в лес или парк с целью : наблюдения за разными птицами, их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений).

                        Понедельник

Утро

1. Беседа с детьми о том, куда они ходили в выходные дни с родителями, рассмотреть, принесённый ими природный материал, полюбоваться разноцветными листьями;                                 спросить детей: на что или кого похоже тот или иной листок; предложить выложить на столе изображение сказочной птицы.

Цель: развивать воображение, эстетическое восприятие.

2.Рассортировать, принесённые детьми семена растений.

Цель: уточнить, семена каких растений дети принесли, и кого они будут подкармливать этими семенами зимой.

3.Упражнение для пальцев под текст  стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка».

Цель: развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.

Прогулка

 

1.Подвижная игра «Сова».

Цель: учить детей действовать согласно выбранным ролям, развивать выразительность пантомимики, речи: имитировать голос и движения совы.

2.Дидактическая игра «Кто как кричит».

Цель: закрепить знания детей о том, как птицы подают голос.

Вечер

1.Слушание фонограммы с голосами птиц.

Цель: узнавать голоса птиц: соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?

2.Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали.

3.Провести опыт «Как маскируются животные».

Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

                             Вторник

Утро

1.Чтение произведения  Сладкова  «Вороний сигнал».

Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

2.Дидактическая  игра  «Какая птица?» с использованием наглядного материала.

Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.

Прогулка

1.Наблюдение за птицами на участке.

Вопросы:- Как называются птицы, которые не улетают в теплые                         края? Каких зимующих птиц вы знаете? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?

Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «зимующие птицы».

2.Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Цель: учить понимать образный смысл загадок.

3.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.

Вечер

1.Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах.

2.Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы.

Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.

3.Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка».

Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.

                       Словарь

Существительные: петух,  курица, утка, гусь, индюк, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, аист, жаворонок, воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка; крыло, перо, пух, яйцо, голова, шея, клюв, туловище, хвост, лапа, гнездо, скворечник, птенец,  личинка, жучок, паучок, муха, червяк, корм, кормушка, сало, зерно, крупа.

Глаголы: летать (приставочные глаголы от «летать»- улетать, прилетать…), клевать, махать, вить, петь, щебетать, откладывать,

уничтожать, высиживать

Имена прилагательные: домашние,  перелётные,  зимующие, красивые,  пёстрые,  острый,  тупой,  серый,  чёрный,  яркий.

Наречия: быстро-медленно,  громко-тихо, тепло-холодно.

                         Среда

Утро

1.Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.

Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

2.Дидактическая игра «Кто больше назовёт зимующих птиц».

Цель: закрепить знание зимующих птиц.

3.Занятие. Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.

Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви  к окружающей природе.

 

Прогулка

1.Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.

Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.

2. Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»

Цель: развивать двигательную активность детей.  Закреплять знание различных  видов птиц.

Вечер

1.Работа с моделью «Защита»

Цель: учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.

2.Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям  нарисовать отгадки.

Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.

                               Четверг

Утро

1.Рассматривание картины «Птицы на кормушке».

Вопросы: Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели?  Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь

найти?

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

2.Подвижная игра «Четвертый лишний».

Цель: развивать умение классифицировать птиц, отвечая на ошибку воспитателя определёнными движениями.

Прогулка

 

1.Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.

Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

2.Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма

в кормушки.

Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе,

развивать экологическую культуру.

Вечер

1.Вырезывание изображений птиц, нарисованных детьми накануне ,для подготовки  к изготовлению картин о птицах.

Цель: узнавать и классифицировать птиц, любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами: вырезать по контуру птиц.

2.Работа с моделью «Как мы помогаем птицам».

Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.

                               Пятница

Утро      ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»

 

Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели; развивать  мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.

Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.

Прогулка

1.Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.

Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.

2.Подвижная игра «Волк во рву».

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

Вечер

1.Обмен впечатлениями от прошедшей викторины.

Цель: выяснить, что понравилось и запомнилось, произвело наибольшее впечатление  в прошедшей викторине.

2.Коллективная аппликация  - коллаж «Птицы нашего края» из ранее нарисованных птиц.

Цель: вызвать удовлетворение от коллективного творчества.

                  Используемая литература

1.С.Г.Шевченко - Программа для детей с ЗПР «Готовимся к школе»  

2.С.Н.Николаева - Программа «Юный эколог».

3.Л.Г.Киреева,  С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников».

4.Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

5.Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, Т.В.Кутищева «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

.

6.Р.Ю.Белоусова, О.А.Понаморёва «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».

7.О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».

8.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».

9.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе

Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....

Методическая разработка по экологии "Наши младшие друзья" для подготовительной группы.

Классификация животных - звери, птицы, насекомые, земноводные....

Проект "Птицы- наши друзья" в подготовительной к школе группе

Проект "Птицы - наши друзья" для детей подготовительной к школе группы...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...

НОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья» в подготовительной группе

НОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья» в подготовительной группеВоспитатель-Шушпанникова Л.ПНОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья»...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование....


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Замечательный проект Столько разнообразной интересной деятельности, разнообразие игр! Молодец!