образовательная область: Познание "Строительство дорог в цветочном городе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Николаева Наталья Петровна

Цели: Расширять знания и представления детей  о профессиях людей по строительству и ремонту дорог.

  • Создавать и поддерживать интерес детей к деятельности взрослых.
  • Развивать умение понимать значимость и необходимость труда дорожника.
  • Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых ситуациях.

Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Непосредственно-образовательная деятельность. 

               

                       Познание (формирование целостной картины мира), старшая группа.                                                                                                   

                                                                                                Николаева Н.П. воспитатель

                                                                                               детского сада №3 «Теремок»

                                 

                                                 

                 Тема: « Строительство дорог в цветочном городе»».

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, игровая, восприятие художественной литературы.

Цели: Расширять знания и представления детей  о профессиях людей по строительству и ремонту дорог.

  • Создавать и поддерживать интерес детей к деятельности взрослых.
  • Развивать умение понимать значимость и необходимость труда дорожника.
  • Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых ситуациях.
  • Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Планируемые результаты: Знает виды транспорта  и последовательность их работ по ремонту и строительству дорог, используя их в игровой деятельности, знает правила дорожного движения, используя их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта.

Материалы и оборудование: Презентация  «Экскурсия на  дорожное эксплутационное предприятие», медиоплеер, красочный конверт с письмом, видеокамера, дидактические игры «Расставь дорожные знаки», «Светофор», «Знаки дорожного движения», музыка к песне «Дорога к солнцу».

                                      Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент

Воспитатель показывает детям конверт.

-Ребята, в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что в нём написано?

Раскрывает конверт и зачитывает.

-  пгт. Итатский, ул.Кирова 72 д, Детский сад №3 «Теремок», старшая группа.

«Ребята, здравствуйте! Пишут вам жители цветочного города.

Наш городок небольшой и очень красивый. Но когда пройдут дожди, на улице грязь и лужи. Невозможно куда-то поехать или просто сходить в гости, так как нет у нас таких хороших дорог, как в вашем поселке.

Решили мы в своем городе построить хорошие асфальтированные дороги, а как это сделать не знаем?  Может быть, вы нам подскажите, с чего и как начинать строить дорогу?

Ждем от вас ответа. Жители цветочного города».

-А вы, ребята, знаете? (Да)

2. Показ презентации. Рассказ детей о строительстве дорог.

- Как же нам помочь жителям цветочного города? Я, кажется, знаю!  Надо нам  рассказ о последовательности строительства дороги записать на видеокамеру и послать наше  видиописьмо жителям цветочного города. Вы согласны?(дети соглашаются)

Тогда Любовь Васильевна будет снимать нас, а мы рассказывать то, что знаем о строительстве дорог.

И так, я начну, а вы продолжите.

В нашем поселке есть организация по ремонту и строительству дорог. Она так и называется сокращенно- ДРСУ (дорожное ремонтное строительное управление) (показ слайда №1)

 Они следят за состоянием  дорог нашего поселка.  Где-то надо проложить новую дорогу, где-то произвести  только ремонт. Помогают им в этом специальные машины (показ слайда №1).

При смене слайдов дети называют вид транспорта и рассказывают о последовательности работы по строительству дороги.

Этот транспорт предназначен для строительства дорог и асфальтный завод (показ слайда №2 ), который стоит на территории нашей организации. Строительство дороги- очень трудоемкая работа.  Строительство дороги начинают с планировки – её делают бульдозеры и грейдеры (показ слайда №3) которые выравнивают полотно, по которому будет проходить дорога. Затем (показ слайда №4)- каток  укатывает дорогу, чтобы на ней не появились трещины, ямы чтобы она не просела.  Дорогу  засыпают щебнем и снова укатывают катком. Затем заливают дорогу асфальтом и снова укатывают. Асфальт готовят на асфальтном заводе. (показ слайда №) Для его приготовления заготавливают  очень много щебня и песка.  Погрузчик подает его на  транспортер, по которому песок и щебень попадают в большой барабан,  в нем  их нагревают до нужной температуры и добавляют битум. Эту смесь в специальной машине - битумовозе   -(показ слайда №) везут туда, где идет строительство дороги. Пока машина едет, емкость  подогревается и вращается, чтобы асфальт не застыл. Жидкий асфальт переливают в специальную машину – асфальтоукладчик (показ слайда № ) , которая ровным слоем выливает жидкий асфальт на дорогу.  И снова коток укатывает асфальт , чтобы дорога была ровной, гладкой. Асфальтирование уменьшает количество пыли и грязи, повышает безопасность движения. В дождливую погоду на дорогах нет луж и грязи.

Когда дорога готова, на ней  белой краской делают разметки, выставляют дорожные знаки  для  пешеходов и водителей автомобилей.  

3. Дидактическая игра «Знаки дорожного движения»

Цель: закрепление  знаний  детей о дорожных знаках, о правилах дорожного движения.

4. Подвижная игра «Светофор»

Цель: Закреплять знания о назначении светофора, умение выполнять соответствующие движения на каждый цвет светофора.

5. Чтение стихотворения

- Ребята , а вы хотите прочитать  стихотворение «Дорожная песенка»

Дети читают стихотворение  А. Усачева «Дорожная песенка»

С утра, перед дорогою,
Пятнадцать раз подряд
Ворона — мама строгая
Учила воронят:
— Пока вы не освоите
Как следует полёт,
Как следует запомните
Дорожный переход:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если летать не умеешь —
Иди!
— Дорога — вещь опасная! —
Учил детишек крот. —
Под ней копаю часто я
Подземный переход.
Покуда вы как следует
Не можете копать,
Запомните, как следует
Вам, дети, поступать:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если копать не умеешь —
Иди!

А в травке, за обочиной,
Занятья по прыжкам…
Кузнечик озабоченный
Твердит своим сынкам:
— Дорогу вы не сможете
Пока перескочить
И правила дорожные
Обязаны учить:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если скакать не умеешь —
Иди!
Сказать мне больше нечего.
Для всех один закон —
Для кошек и кузнечиков,
Людей, кротов, ворон:
Быть очень осторожными,
Чтоб нас не огорчить!
И правила дорожные
Как следует учить:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если машин не увидишь —
Иди!

6. Дидактическая игра «Расставь дорожные знаки»

Воспитатель:

-Ребята, посмотрят жители цветочного города наше видео и  сделают хорошую, ровную, гладкую  дорогу. А вдруг они не знают  где положено  ставить знаки дорожного движения.  Может быть,  вы согласитесь помочь им и в этом?

(Дети на макете улицы расставляют дорожные знаки, объясняя, почему здесь должен стоять этот знак).

7. Исполнение песни

Давайте на прощанье споем нашу любимую песенку «Дорога к солнцу»

1.Дети исполняют песню «Дорога к солнцу»

Весь мир нарисован зеленым и синим
И солнце протянет к нам золота нить
А эти дороги - как тысячи линий,
Которые можем мы соединить
                  Припев:
Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,
По ней идем все дальше ты и я, ты и я
Дорога к солнцу всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья
2. Есть кисти и краски, а значит понятно,
Что цвет можешь выбрать себе ты любой
Пока на планете есть белые пятна
Мы можем их вместе раскрасить с тобой
                             Припев.
3. Нет музыки солнца на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть
Обычные ноты становятся песней,
Которую можем с тобою мы спеть

8. Рефлексия

Чем сегодня занимались?

В какие игры играли?

Кому помогали?

5. Ознакомление детей с малыми фольклорными формами – загадками.

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, вы любите отгадывать загадки? Скажите, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения? (Выслушивает ответы.)

- Загадки бывают разные. Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чём идёт речь. Попробуйте отгадать. (Воспитатель загадывает загадку и просит детей объяснить, как они отгадали.):

1. Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

   (Автомобиль).

3. Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай,

Не нуждается в бензине,

Хоть колёса на резине.

     (Троллейбус)

5. Под землёй огни горят.

Под землёй дворцы стоят.

Под землёю чудо мчится.

Сядь – и можешь прокатиться.

               (Метро)

2. Спозаранку за окошком -

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай.)

4. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

6. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.

(Светофор)

 

6. Два братца убегают, два – догоняют.

Как их зовут?         (Колёса машины)

Дорожная песня (Правила перехода дороги)

С утра, перед дорогою,
Пятнадцать раз подряд
Ворона — мама строгая
Учила воронят:
— Пока вы не освоите
Как следует полёт,
Как следует запомните
Дорожный переход:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если летать не умеешь —
Иди!
— Дорога — вещь опасная! —
Учил детишек крот. —
Под ней копаю часто я
Подземный переход.
Покуда вы как следует
Не можете копать,
Запомните, как следует
Вам, дети, поступать:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если копать не умеешь —
Иди!

А в травке, за обочиной,
Занятья по прыжкам…
Кузнечик озабоченный
Твердит своим сынкам:
— Дорогу вы не сможете
Пока перескочить
И правила дорожные
Обязаны учить:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если скакать не умеешь —
Иди!
Сказать мне больше нечего.
Для всех один закон —
Для кошек и кузнечиков,
Людей, кротов, ворон:
Быть очень осторожными,
Чтоб нас не огорчить!
И правила дорожные
Как следует учить:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди,
И направо гляди,
И — если машин не увидишь —
Иди!

- КОНЕЦ -



Предварительный просмотр:

                                       Непосредственно-образовательная деятельность

     Тема:  «Встреча с ветераном труда ДРСУ – Козловым Александром Ивановичем.

 Виды детской деятельность:  познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая, художественная литература, музыкально-художественная.

Цели:   формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; 

Планируемые результаты: Дети имеют представление о труде дорожников, появился интерес и желание использовать полученные знания в игровой деятельности, отражать в художественно-продуктивной деятельности. Уважительное отношение к труду взрослых.

Материал и оборудование: Медиоплеер, Презентация «ДРСУ», дидактические игры: «Назови знаки дорожного движения»,  «Светофор», аудиозапись песни «Дорога к солнцу».

                       Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Загадка о дороге: «Протянута нитка, на клубок не смотать», «Что идет из города в город, не подвигаясь с места?»

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением различных дорог. Беседа воспитателя с детьми «Для чего нужны дороги?»
  2. Встреча с интересными людьми.

В нашем поселке есть организация по ремонту и строительству дорог. Она так и называется сокращенно - ДРСУ (дорожно-ремонтное строительное управление). Есть и человек, который отработал в этой организации 35 лет и имеет множество наград и поощрений  за добросовестный труд. Это Козлов Александр Иванович.   Он нам и расскажет о том, как правильно строить дороги и какие машины-помощники для этого нужны. Пригласим его прийти и рассказать об этом нам?

Воспитатель приглашает войти  Козлова А.И.

Козлов А.И

-Здравствуйте, ребята!  Давайте познакомимся.  Я – Козлов Александр Иванович. А как зовут вас?

(Дети называют свои имена). Я работаю в организации, которая называется – дорожно-ремонтное строительное управление.  Мы следим за состоянием  дорог нашего поселка.  Где-то надо проложить новую дорогу, где-то произвести  только ремонт. Помогают нам в этом специальные машины (показ слайда) , которые предназначены для строительства дорог и асфальтный завод (показ слайда), который стоит на территории нашей организации. Строительство дороги- очень трудоемкая работа.  Строительство дороги начинают с планировки – её делают бульдозеры и грейдеры (показ слайда ) которые выравнивают полотно, по которому будет проходить дорога. Затем каток укатывает дорогу, чтобы на ней не появились трещины, ямы,  чтобы она не просела.  (показ слайда) Дорогу  засыпают щебнем и снова укатывают катком. Затем заливают дорогу асфальтом и снова укатывают. Асфальт готовят на асфальтном заводе. Для его приготовления заготавливают  очень много щебня и песка.  Погрузчик подает его на  транспортер, по которому песок и щебень попадают в большой барабан,  в нем  их нагревают до нужной температуры и добавляют битум. Эту смесь в специальной машине -  битумовоз  (показ слайда) везут туда, где идет строительство дороги. Пока машина едет, емкость  подогревается и вращается, чтобы асфальт не застыл. Жидкий асфальт переливают в специальную машину – асфальтоукладчик (показ слайда ), которая ровным слоем выливает жидкий асфальт на дорогу.  И снова коток укатывает асфальт, чтобы дорога была ровной, гладкой. Асфальтирование уменьшает количество пыли и грязи, повышает безопасность движения. В дождливую погоду на дорогах нет луж и грязи.

Когда дорога готова, на ней  белой краской делают разметки, выставляют дорожные знаки  для водителей автомобилей.  Некоторые знаки я принес с собой.  

4.Проводится дидактическая игра «Назови знаки дорожного движения»

Цель: закрепление  знаний  детей о дорожных знаках, о правилах дорожного движения.

5.Подвижная игра «Светофор»

Цель: Закреплять знания о назначении светофора, умение выполнять соответствующие движения на каждый цвет светофора.

Воспитатель.

- Александр Иванович, дети хотят прочитать вам стихотворение «Дорожная песенка»

6.Дети читают стихотворение  А. Усачева «Дорожная песенка»

7. Исполняют песню «Дорога к солнцу»

Гость прощается и уходит.



Предварительный просмотр:

                                Тема проекта: «Строительство дорог»

                                                                                  Воспитатель: Николаева Н.П.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентированный.

Актуальность проекта:  

Асфальтирование дорог уменьшает количество пыли и грязи, повышает безопасность движения. В дождливую погоду на дорогах нет луж и грязи.

Дети учат и знают правила дорожного движения, но не знают, кто и как строит дороги, следит за безопасностью движения водителей и пешеходов.

Цель: Развитие интереса к трудовой деятельности людей по ремонту и строительству дорог.

Задачи: Учить видеть вокруг себя то, что создано руками людей;

Расширить познания о строительстве дорог;

Формировать  умение понимать значимость труда дорожника, его необходимость;

 Воспитывать  уважение к труду людей, создающих дороги в городах и селах и навыки взаимовыручки и взаимопомощи;

Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с новым видом транспорта по строительству дорог.

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы.

Возраст участников проекта:

Воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги МБДОУ, родители

Продолжительность проекта:  кратковременный

Основные формы реализации проекта:

*экскурсия на территорию ДРСУ;

* встреча с ветераном труда;

*чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен;

*родительское собрание «Дорога и дети»

*оформление тематического уголка «Это должен каждый знать»

* Фотовыставка «Экскурсия в ДРСУ»

*выставка детских рисунков « Виды транспорта на дорогах нашего поселка»

*Итоговое занятие «Строительство дорог в городе Цветочном »

Методическое обеспечение:

  1. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №1,2009г
  2. Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №1,2009г
  3. Свербиева В.Н.;  С. любовью к малой родине. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №10,2010г
  4. Материалы интернет.

Ожидаемые результаты:

Знает виды транспорта  и последовательность их работ по ремонту и строительству дорог, используя их в игровой деятельности, знает правила дорожного движения, используя их в различных практических ситуациях на транспортной площадке, рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта.

Продукт проектной деятельности:

Пополнение  сюжетно-ролевой игры «Транспорт»  игрушками с новыми видами транспорта, выставка  детских рисунков «Виды транспорта на дорогах нашего поселка»,

фотовыставка «Экскурсия в ДРСУ», сочинения детей «Как я  помогал строить  дорогу к дому Незнайки».

Презентация проекта :

Итоговое занятие «Строительство дорог в городе Цветочном»

                                                     Этапы управления проектом.

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

                   1

                               2

                           3

                                                   Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика:

Знаний, игровых навыков;

Диагностика

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

1.        Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №1,2009г

2.        Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №1,2009г

3.        Свербиева В.Н.;  С. любовью к малой родине. Научно-практический журнал. Управление ДОУ №10,2010г

4.        Материалы интернет.

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений  Я.Пишумова (про транспорт), А.Усачева «Дорожная песенка», С. Михалкова «Скверная история», В.Клименко «Кто важнее всех на свете»

Продуктивные виды деятельности

Выставка  детских рисунков «Виды транспорта на дорогах нашего поселка»,

фотовыставка «Экскурсия в ДРСУ»

Беседы с детьми

«Путешествия по дорогам», «Виды транспорта», «Как правильно вести себя на дороге»

Дидактические игры

«Светофор», «Собери машину», «Водители», «Знаки дорожного движения»

Занятия

Познание

«Профессия – водитель», «Правила пешехода», «Моя дорожная грамота», «Строительство дорог в городе Цветочном».

Художественное творчество:

Рисование «Осторожно: дорога», «Транспорт будущего»

Аппликация «Автобус на нашей улице»

Конструирование

«Улица города», « Отгадай, вырежи и наклей каток, грузовик».

Организация и проведение: экскурсии на территорию ДРСУ, встречи с ветераном труда, родительское собрание «Дорога и дети»,  фотовыставки «Экскурсия в ДРСУ», выставка детских рисунков « Виды транспорта на дорогах нашего поселка», итогового занятия «Строительство дорог в городе Цветочном »

 

Работа с родителями

Информационный листок для родителей об оказании помощи в проведении экскурсии в ДРСУ, выставке детских рисунков, проведение родительского собрания «Дорога и дети»

                                                          Основной

Систематизация информации

Обсуждение содержания непосредственно образовательной деятельности. Организация проведения непосредственно образовательной деятельности

Обеспечение НОД

Поиск проблемы, анализ предстоящей деятельности, выбор средств, методов, приемов, разработка тематического плана.

Игровая деятельность

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером.  Изменение ролевого действия в ходе игры

Создает проблемно-игровую ситуацию

                                                                  Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной непосредственно образовательной деятельности.

Оценка своих знаний и умений.

Подведение итогов работы.

Диагностика знаний, игровых умений

                                               

                                                           Тематическое планирование  

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей.

Беседа «

Октябрь

Ноябрь

Декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Экскурсия в город. Жулебинский бульвар.

Расширять кругозор детей. Познакомить с одной из улиц Москвы – Жулебинским бульваром. Способствовать дальнейшему формированию у дошкольников  представлений о городе, в котором они живут. Развиват...

Интегрированная деятельность по образовательной области «Физическое развитие».Тема: «Цветочная фантазия»

Интегрированная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» воспитателя по ФИЗО и воспитателя по плаванию. Тема: «Цветочная фантазия»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)

Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...

Интегрированная деятельность по образовательной области «Физическое развитие».Тема: «Цветочная фантазия»

Интегрированное занятие по образовательной области "Физическое развитие" для детей старшей группы....

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная страна»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16472692","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"176","width":"480"}}]]...