Социальный проект
проект по окружающему миру по теме

Дудко Елена Александровна

Делали с сыном в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект на тему:

«ПОМОЖЕШЬ ПРИРОДЕ - ПОМОЖЕШЬ СЕБЕ!»                                    

                                                                                 

                                                                                                                                                                        

2011 год.

Содержание

1.Актуальные проблемы современной экологии

2. Путешествие в прошлое

3. Что значит относиться к природе по-человечески

4. Тяжёлые последствия безответственности

5. Природа нуждается в охране

6. Экологическая мораль

7.Что я могу сделать, чтобы помочь природе.

                                                        Статься 58 Конституции Российской Федерации гласит:                    

                                                        «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,  

                                                         бережно относиться к природным богатствам».

Актуальные проблемы современной экологии

            Термин «экология» возник в рамках биологии. Его автором был Э. Геккель (1866 г.). Экология первоначально рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от состояния окружающей среды. Позднее на Западе появилось понятие «экосистема», а в СССР — «биоценоз» и «биогеоценоз» (академик В.Н.Сукачев). Это — термины почти идентичные. Первые два — экосистема и биоценоз — абсолютно тождественные. Они означают любую совокупность взаимодействующих живых организмов.      

              Так вот: первоначально термин   «экология» означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем.  И даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы, имеющие, главным, образом биологическое содержание, что крайне сужает содержание предмета.

            Промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения природы и человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественной составляющей своих экосистем, жил по законам природы, вписывался в кругообороты ее веществ. Но, начиная со времен, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения человека и природы начинают качественно меняться. Постепенно человек начинает извлекать полезные ископаемые. И что, может быть, самое главное, — в результате своей активности человек меняет характер кругооборота веществ в природе, т.е. меняет сам характер окружающей среды. И по мере роста населения, по мере роста потребностей человека свойства среды обитания все более и более изменяются.

       Однако до самого последнего времени эти изменения происходили столь медленно, что о них никто серьезно и не задумывался. Конечно, происходили изменения, и человеческая память их фиксировала: Европа, например, еще в средние века была покрыта непроходимыми лесами. Бескрайние ковыльные степи постепенно превращались в пашни, реки мелели, зверья и рыбы становилось меньше, и люди знали, что всему этому причина одна — человек! Но все эти изменения проходили столь медленно, что они становились заметными лишь по прошествии поколений. Природа оставалась по-прежнему лишь естественным фоном, на котором развива-лись события истории. Конечно, происходили и экологические кризисы, когда непомерная человеческая жадность подрывала основу существования человека, но они носили локальный характер и воспринимались в качестве кары небесной.

     Начиная с промышленной революции ситуация стала стремительно меняться, и главной причиной этих изменений сделалась добыча и использование углеводородного топлива — угля, нефти, сланцев, газа. А затем — в огромных количествах металлов и других полезных ископаемых. В кругооборот веществ в природе начали включаться запасенные былыми биосферами вещества, исключенные ранее из кругооборота и ему не свойственные и находившиеся в осадочных породах. Появление в биосфере этих веществ, изначально ей не свойственных, люди и стали называть загрязнением воды, воздуха, почвы. И интенсивность процесса загрязнения стала стремительно нарастать. Начали зримо меняться условия обитания. Прежде всего этот процесс почувствовали растения и животные. Стали быстро сокращаться численность и, главное, разнообразие живого мира. Этот процесс угнетения Природы особенно ускорился во второй половине прошлого  века.

     Меня поразило письмо к А. Герцену, написанное одним из жителей Москвы в шестидесятых годах прошлого столетия. Вот почти дословно одна из его фраз: «Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудового осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь».

       Появление новых задач привело к появлению новых направлений научной деятельности и новых терминов. И один из них «промышленная экология». Широкое распространение получил и термин «мониторинг окружающей среды». И они тесно связаны между собой.

           Люди уже давно поняли, что человеческая активность меняет характер окружающей среды, причем в большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев изменение ее параметров, их отклонение от естественных значений оказывает негативное влияние на человека и его деятельность. И не трудно понять почему: за миллионы лет человеческий организм приспособился к вполне определенным условиям обитания. Но в то же время любая деятельность человека - промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная — это и есть источник жизни человека, основа его существования. Значит, человек неизбежно будет менять характеристики окружающей среды. И искать способы к ним приспосабливаться.

      Отсюда следуют два направления деятельности:

-           первое  – создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду.

     По мере развития промышленности, по мере того, как люди начинают понимать, что существовать в среде, созданной из собственных отбросов, они не могут, роль этих дисциплин все время растет, и почти в каждом техническом вузе существуют кафедры промышленной экологии, ориентированные на те или иные производства. Заметим, что отбросов, загрязняющих окружающую среду, будет тем меньше, чем лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого. Так рождается идея безотходных производств. –-   --второе- экономия те природные ресурсы, которые использует человек в своей производственной деятельности. А ведь мы живем на планете с очень ограниченными полезными ископаемыми. Этот факт нельзя забывать. Совокупность подобных проблем, составляющих суть инженерной экологии, и есть первое практическое направление, рожденное реалиями XX I века. Сегодня промышленная экология охватывает очень широкий круг проблем, причем проблем весьма различных. Поэтому вполне уместно говорить о целом ряде инженерных экологических дисциплин: экология горнодобывающей промышленности, экология энергетики, экология химических производств и т.д. Подобные дисциплины очень разные по своему конкретному содержанию, но они объединяются общей методологией и общей целью – предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессы кругооборота веществ в природе и загрязнения окружающей среды.

  • второе направление деятельности принято называть экологическим мониторингом. Название не совсем удачное, поскольку слово «мониторинг» означает слежение, наблюдение, измерение. Конечно, очень важно научиться мерить те или иные характеристики окружающей среды, еще важнее свести их в систему. Надо знать, как те или иные значения параметров биосферы влияют на здоровье человека и его практическую деятельность.

    Ответы    на подобные вопросы требуют развития специальных научных дисциплин, разговор о которых — это особая тема. А пока я лишь замечу, что в проблемах оценки качества окружающей среды у нас еще очень много неясного. Но нить Ариадны уже намечена: здоровье человека. Именно оно и есть конечный, верховный судья всей нашей деятельности.

       Во всех цивилизациях и у всех народов всегда было представление о необходимости бережного отношения к природе. У одних в большей, у других в меньшей степени. Но все понимали, что земля, реки, лес и бытующее в нем зверье есть великая ценность, может быть, главная ценность, которой обладает Природа. И заповедники возникли, вероятно, задолго до того, как появилось само слово «заповедник».

   Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в XXI веке этой традиционной бережливости, которая начала к тому же постепенно угасать под давлением развивающегося капитализма и вытеснения деревенского быта городским, стало недостаточно. Деградация природы начала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это стимулировало появление специальных природоохранных законов .Люди стали постепенно понимать, что только богатство природы, разнообразие живых видов обеспе-чивает жизнь и будущее самого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим. Природа без человека жила миллиарды лет и сможет жить без человека, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Вопрос об охране природы в большинстве развитых стран превратился в один из важнейших приоритетов национального развития.

          Перед человечеством во весь рост поднимается проблема выживания человека – сама будущность нашего биологического вида ставится под вопрос, и ему может грозить судьба динозавров. Только, причиной исчезновения бывших властителей Земли было внешнее вмешательство, а человечество может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.

         Сформулированная проблема и есть центральная проблема , которую мы перед собой поставили.

Путешествие в прошлое

История народов, проживавших в далёком прошлом на территории нашей страны, была неразрывно связана с природными условиями Восточной Европы. Восточные славяне в VIII-IX веках занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и др.), скотоводством (разводили лошадей, коров, овец, свиней), охотой, рыболовством и бортничеством. Кузнецы изготавливали железо, работали серебряных дел мастера, гончары и другие ремесленники.

        В дальнейшем были освоены обширные пространства земли в Поволжье, по Северной Двине и другие территории. Появились  новые сельскохозяйственные культуры, росло поголовье скота.

        Леса, где можно было заготовить древесину, собрать грибы и ягоды; поля и луга, на которых можно было выращивать хлеб и пасти скот; руда, из которой можно было плавить железо; глина – материал для изготовления гончарных изделий; дикие звери, пчёлы – всё это условия, без которых жизнь людей была бы невозможна. Особое значение имели реки и озёра: они были не только источником рыбных ресурсов, но и водными путями, которые соединяли различные земли, благоприятствовали развитию торговых связей между народами.

        Царь Пётр I (1672-1725) был первым русским государём, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью, направленной на сохранение благополучия не только собственных, царских угодий, но и природных ресурсов всего государства.

      Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Умный царь велел разделить все леса на две категории: в одних разрешал производить лесозаготовки, а в других категорически запрещал и приказывал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра в 1706 году в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нём несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.

      Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживающих реку). Предприняты были меры по сохранению чистоты водоёмов. Указом 1719 года жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Ещё несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.

Что значит относиться к природе по-человечески

      На этот вопрос Вы, наверное, могли бы дать свой ответ. Однако не будем торопиться. Давайте сначала познакомимся с рассказом об одной замечательной семье.

      Эти люди живут далеко от больших дорог и селений, в глубине тверских лесов. Их окружает дикая природа и дикие звери. И почти полная тишина. Разговаривают они шёпотом. Но чаще – жестами. На руках почти всегда перчатки, на голове глубокие капюшоны.

Не подумайте только, что это заядлые охотники или монахи-отшельники. Нет, это известные учёные-биологи Пажетновы – муж и жена, а помогает им их сын. Они работают на государственной биостанции «Чистый лес». Их работа – спасать новорождённых медвежат.

К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в лес.

Это очень кропотливая и изматывающая работа, требующая огромного терпения, осторожности, изобретательности: ведь нужно сделать так, чтобы медвежата остались дикими зверями, ни в коем случае не привыкали к людям, даже не видели их лиц. Они должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях леса не выживут, погибнут.

Как Вы думаете, почему биологи Пажетновы отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что Вас особенно поразило в жизни и работе учёных?

  А теперь давайте подумаем, что побуждает Пажетновых вести такой трудный, можно сказать, героический образ жизни. Ведь не ради денег обрекли они себя на одиночество и затворничество – они получают обычную скромную зарплату учёных.

Значит, надо искать другую причину, какое-то глубокое побуждение, внутреннее чувство, которое оказывает такое сильное влияние на их поведение. Как же называют это чувство?

Наверное, Вы уже догадались, что речь идёт об ответственности. Какое же это важное моральное качество – ответственность! Благодаря труду людей ответственных, честно выполняющих свой долг, выращивается хлеб, работают заводы, школы, больницы, строятся дома, производятся продукты питания и одежда, развивается наука. А также сохраняется природа.

         Чтобы лучше представить себе человека ответственного, давайте нарисуем его портрет. Есть портреты, написанные красками или карандашом, а мы нарисуем портрет словами. Конечно, мы не станем перечислять все черты такого человека, а назовём только несколько главных, основных. Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить.

А теперь вернёмся к семье Пажетновых. Задайте себе вопросы: можно ли утверждать, что они активно, настойчиво делают полезное дело? Можно ли сказать, что они проявляют заботу об окружающих? Можно ли сказать, что они стараются заранее предвидеть последствия своих действий?

       Думается, на все эти вопросы вы ответите утвердительно. Да, учёные активно делают доброе, полезное дело, они тревожатся и заботятся о медвежатах, а если посмотреть шире – о сохранении бурого медведя в лесах России. И при этом учёные заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой. Вот поэтому Вы можете утверждать, что учёные руководствуются высоким моральным чувством ответственности. У вас может возникнуть вопрос: перед кем? Ответим: прежде всего, перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью.

         Вот такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Потому что оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и жизнь вообще.

Тяжёлые последствия безответственности

      К сожалению, мы не можем утверждать, что все люди всегда ведут себя ответственно. Вы и сами не раз сталкивались с безответственным отношением к природе. К чему может привести безответственность, вы поймёте из наших дальнейших рассуждений.

Может быть, Вы читали сказку Н. Телешова «Белая цапля»? Там рассказано о принцессе Изольде, которая жила далеко на севере, на одиноком острове. Она была красива и очень добра к своему народу. Пришло время выходить замуж, и стала она готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похоже на снег, а головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась делать платье, но вот создать головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришёл загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать хохолок и укрепить на нём мелкие алмазы, получится именно то, о чём мечтает принцесса. Только для этого нужно убить птицу.

    Конечно, Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить только одну, ничего страшного не случится, всё равно со временем она умрёт. И Изольда велела старику отправляться в путь.

     Перед самой свадьбой он явился во дворец и молча протянул Изольде белые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.»

     Каждый, надеюсь каждый из Вас , помнит, к каким последствиям привело решение Изольды?

      А теперь давайте нарисуем словесный портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и заранее не думает о последствиях своего поведения. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное предназначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное. Вот таковы черты безответственности. А к чему она может привести, ты, надеемся, Вы сами понимаете.

Поэтическое слово

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа – наша мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится.

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней…

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

 

Природа нуждается в охране

Вы уже знаете, что неразумное отношение к природе наносит ей значительный вред.

Обратимся к словарю В. Даля. Слово «охранять» он толкует так: стеречь, оберегать, сторожить, караулить, защищать, безопасить, спасать, держать в целости, сохранно. Охраной в наше время называют людей, задача которых оберегать границы (пограничная охрана), предприятия, магазины, учебные заведения, а также отдельных лиц, которым в связи с их деятельностью грозит опасность.

        Что же означает охрана природы?  Это определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное (неистощительное) использование, воспроизводство природных ресурсов.

В результате этой деятельности должно быть сохранено и спасено многообразие видов живот-ных и растений, живущих на Земле, защищены недра Земли, её водные ресурсы, атмосферный воздух, то есть, сохранены природные условия развития человечества в настоящем и будущем.

    Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

    Государство издаёт законы (правила, обязательные для всех граждан), направленные на охрану природы.

     В 2001 году был принят Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём сказано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия как в результате чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

     Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, заражение водоёма ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население.

     Что  же подлежит охране?

         Во-первых, земли, недра, почва.

         Во-вторых, поверхностные и подземные воды.

         В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы.

         В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает чёткие правила, выполнение которых защищает природу.

 Это:

  • правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может даже лишить свободы на срок от двух с половиной до восьми лет.

Прошедшим летом лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем-то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до двух лет, а за поджог злоумышленник может получить до восьми лет лишения свободы.

       Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

     В целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, полностью изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранительный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. Биосферные заповедники – это заповедники, в которых ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальный парк – это территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. От заповедника он отличается допуском посетителей для отдыха.

     Государственный контроль за выполнением закона об охране природы осуществляется органами власти, которые представляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

Экологическая мораль

    Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, мораль нас осуждает, говорит, что мы совершили злой поступок. А если мы сделаем что-то вредное природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой.

     Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

    Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.

       Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

        Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как вы хотите, чтобы она относилась к вам.

          Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали:

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
  2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Что я могу сделать, чтобы помочь природе.

  1. Подготовить плакат, на котором написать три главных правила экологической морали и  поместить его в группе уголке.
  2. Всегда соблюдать три главных правила экологической морали
  3. Посмотреть внимательно, как живут деревья и цветы в саду, на улице. Может быть, нужно вскопать землю? Может быть, нужно поставить подпорки к деревьям или изгородь? Постараться сделать это самому или с кем-нибудь из товарищей.
  4. Если  рогатки есть у моих знакомых, объяснить им, почему их следует выбросить.
  5. Помочь бездомным животным. Они ведь тоже имеют право на жизнь. Попробовать устроить их к соседям, друзьям, накормить, напоить.
  6. Посадить деревья, кустарники возле своего дома.

Затраты

№ п/п

Поставленная задача

Необходимые материалы

Денежные средства

1

Подготовить плакат «Три главных правила экологической морали»

Ватман, краски

2

Всегда соблюдать правила экологической морали

3

Посмотреть внимательно, как живут деревья и цветы в саду, на улице

Лопата,

4

Навсегда избавиться от рогатки и привлечь к этому своих друзей

5

Помочь бездомным животным.

Любая еда, оставшийся корм для животных дома

6

Посадить деревья, кустарники возле своего дома.

Саженцы, лопата, ведро, вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Связующая нить»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ направлен на организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей....

Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"

Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет

laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...

Благотворительный экологический проект "Крышка-малышка". Участие в социальном проекте "Выжить без мамы".

Крышка-малышка - благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек.Крышечки отправляют на переработку, а вырученные средства на поддержку проекта "Выжить без мамы".Мы хотим привлечь вни...

«Лучший социальный проект дошкольника – 2020» "Откуда берутся бездомные животные" (область «Социально-коммуникативное развитие»)

laquo;Всегда оставляйте в сердце место для сочувствия»Зачастую, когда я гуляю с родителями по городу, иду в детский сад, или из сада, мне встречаются бродячие собаки. То, что они бездомные-видн...