Конспект занятия "Дары осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Протовская Елена Владимировна

комплексное занятие (познавательное+театрализованная деятельность+аппликация).  Загадки, стихи, пословицы об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dary_oseni.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

комплексного занятия с детьми среднего

дошкольного возраста:

«Дары осени»

 (познавательное+театрализованная деятельность+аппликация)

Подготовила: воспитатель высшей категории

Протовская Елена Владимировна

Программное содержание:

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Закрепить представления о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Обеспечивать взаимосвязь видов деятельности.

Педагогические технологии: 

ТРИЗ,  музыкальное воздействие.

Словарная работа:

Активизация: сентябрь, октябрь, ноябрь

Материалы и оборудование:

Натуральные овощи: морковь, капуста, лук, свёкла, помидор, огурец.

«Чудесный» мешочек.

Шкатулка.

Атрибуты к сказке: шапочки зверей, нарисованная яблоня, яблоки для аппликации по количеству детей.

Кисточки для клея, клей, салфетки.

Использование ТСО

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений об осени.

Рассматривание картин с осенними пейзажами.

Знакомство со сказкой В.Сутеева «Мешок яблок».

Методические приемы:

Сюрпризный момент, слушание аудиозаписи, загадывание загадок, драматизация сказки.

Ход.

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами совершим путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.        

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Правильно, молодцы. А какие изменения в природе происходят осенью?

Дети в стихотворной форме рассказывают приметы осени (Приложение №1).

А  давайте мы с вами соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.          
(Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы,                         (Загибать поочерёдно пальцы).
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба                      
Мы соберём,                              
(Сжимать и разжимать кулачки).  
В вазу осенний
Букет отнесём.                      
  

Собрали мы с вами осенний букет из листьев, а что еще по осени собирают?

Дети называют.

Морковь, лук, капуста, помидор, свёкла, огурец. Как назовём одним словом?
Дети: Овощи.

Правильно. Сейчас я буду загадывать загадки об овощах, а  отгадки вы будете находить на ощупь в нашем «чудесном» мешочке и называть их.

Воспитатель загадывает загадки, а дети называют отгадки и находят их на ощупь в «чудесном» мешочке.

1.  На грядке длинный и зелёный,

      А в кадке жёлтый и солёный.        (Огурец)

2.  За кудрявый хохолок

      Лису из норки поволок.

      На ощупь - очень гладкая,

      На вкус - как сахар сладкая.           (Морковь)

3.   Что за скрип? Что за хруст?

       Это что ещё за куст?

       Как же быть без хруста,

       Если я ...                                           (Капуста)

4.    В огороде вырастаю,
      А когда я созреваю –
      Варят из меня томат,
      В щи кладут и так едят.                  (Помидор)

5.    Заставит плакать всех вокруг,

       Хоть он и не драчун, а ...                 (Лук)

6.   Хотя я сахарной зовусь,

       Но от дождя я не размокла,

       Крупна, кругла, сладка на вкус,

      Узнали вы, кто я?  Ты ...                   (Свёкла)

Мы   собрали осенний букет, собрали урожай из овощей, пора и отдохнуть.

Валеологическая гимнастика «Доброе утро»

 1. Доброе утро!                        разводят руки в стороны                            

     Улыбнись скорее!                

     И сегодня весь день           "пружинка"

    Будет веселее.                        

2. Мы  погладим лобик,          выполняют движения по тексту
   Носик
   И щечки.
   Будем мы красивыми,          
наклоны головы к правому и левому
   Как в саду цветочки!            
плечу поочередно

3.Разотрем ладошки                движения по тексту 

   Сильнее, сильнее!
  А теперь похлопаем
  Смелее, смелее!

4.Ушки мы свои потрем

    И здоровье сбережем.
   Улыбнемся снова,                 
машут правой рукой           
   Будьте все здоровы!            
разводят руки в стороны

1 ребенок:  Листопад! Листопад!
                   Лес осенний конопат!
                   Налетели конопушки -
                  Стали желтыми опушки.
2 ребенок:  Давайте мы листочки
                   Красивые возьмем.
                   С ними потанцуем
                   И песенку споем.

Поют песню «Ах,какая осень!» сл. и муз. З.Я.Роот.

Осень – замечательное время года, которая радует нас своей красотой. Люди складывают об осени пословицы,  поговорки, замечают приметы. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей,  с пословицами и приметами времен года. В которую мы с вами сможем положить приметы и пословицы об осени.

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Открываю крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. Осень – время собирать урожай.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.
  6. Большой урожай рябины - к большим морозам.

Как много пословиц об осени и примет вы знаете. Наша шкатулочка пополнилась вашими знаниями. Молодцы!  

В свой шатер волшебный и прекрасный

Осень нас на праздник позвала.

Из далёких и чудесных странствий

Сказку нам в подарок принесла.

Драматизация сказки В.Сутеева «Мешок яблок» - ТРИЗ  (Приложение №2).

Дети наклеивают «яблоки» на «яблоню». Рассматриваем готовую работу, благодарю детей от имени зайца и предлагаю отправить все в лес зайчатам.

Приложение №1

Елена Шаламонова

        *   *   *

Ходит осень по лесам

С красками и кистью,

Чтоб деревьям и кустам

Дать окраску лисью.

Клен высокий порыжел,

Рыжие осины,

И багряные уже

Ягоды рябины.

Пожелтела вся трава.

В золоте березы.

Мокнет рыжая тропа –

Дождики да росы.

Моросит осенний дождик,

Но не время унывать;

Мы берем корзинку, ножик,

Чтоб опята собирать.

Осень, красок не жалей,

Радуй ярким цветом!

Мы под музыку дождей

Провожаем лето.

Приложение №2

«Мешок яблок» В.Сутеев

ТРИЗ

Ведущая. Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.

         И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо! Недолго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать …

        Тут Ворона прилетела, на пенек села и каркает:

Ворона. Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одно яблока не останется!

Ведущая. Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке … И вдруг ему навстречу идет Медведь.

Медведь. Что у тебя там в мешке?

Заяц. Вот… Яблоки … Угощайтесь, дядя Миша!

Медведь. Ничего яблочки! Освежают!

Ведущая. Набрал Медведь большую горсть яблок и пошел своей дорогой. А Заяц – к себе домой.

        Идет Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

Белки. Дяденька Заяц! Дайте яблочек! (Угощает). «Спасибо!»

Ведущая. Пошел Заяц дальше и встретил своего старого приятеля Ежа.

Заяц. Куда идешь, Колючая Голова?

Еж. Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

Заяц. Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!

Ворона. Карр! Карр! Всем яблочки раздавал, а меня хоть бы одним угостил!

Заяц. Вот.., самое лучшее! Клюй на здоровье!

Ворона. Очень мне нужно твое яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несет!

Заяц. А я … А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

Ведущая. И побежал Заяц обратно в лес. А когда прибежал к своей заветной яблоне, то увидел, что на ней нет ни одного яблочка.

Заяц. Что же делать, ведь зайчата совсем голодные.

Ведущая. Ребята, поможем зайчику собрать яблок для зайчат. Для этого нужно, чтобы на яблоне появились румяные яблочки. Я заготовила для вас вот такие яблочки, их мы аккуратно и красиво разместим на нашем дереве и пригласим Зайчика к нам на поляну.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....