конспекты занятий по ознакомлению младших дошкольников с комнатными растениями
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

солдатова ксения вадимовна

очень трудно знакомить младших дошкольников с растениями, так как они статичны и не очень привлекают внимание малышей. Чтобы дети легче запоминали материал мы рекомендуем использовать модели и деятельность моделирования. Попробуйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «В гостях у бальзамина»

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении - стебель листья, цветки; знания о величине, количестве и характере поверхности листьев.
  2. Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив), о потребности растений в воде.
  3. Развивать деятельность наблюдения, сенсорные способности.
  4. Воспитывать интерес к миру растений.

Материал: комнатное растение - бальзамин, картинки - модели, наборное полотно.

Словарная работа: бальзамин, стебель, листья, цветки, гладкие, лейка.

Ход занятия:

  1. Игровой момент:

Пришла посылка от друзей из другого детского сада. А там цветок – бальзамин. Полюбуйтесь, посмотрите, какой он красивый, нарядный.

  1. Художественное слово:

«Цветок – огонек»

  1. Рассматривание цветка:

- Посмотрите внимательно, ребята, на бальзамин, какие яркие у него цветочки! Поэтому его еще иногда называют цветок - огонек. Цветки у бальзамина яркие, их много, они похожи на огоньки. Какого цвета цветки у бальзамина? (красные). Воспитатель выставляет на наборное полотно модель цвета.

  1. Обследование: - А что еще есть у бальзамина? (стебель). А на стебле что растет? (листья). Какого они цвета? Листочков много или мало?

(воспитатель показывает карточки, обозначающие численность, выставляет на наборное полотно карточку, обозначающую большое количество).

- Ребята, посмотрите, (их много) листья у бальзамина большие или маленькие? Давайте проверим.

  1. Сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют ладонь под листок и говорят: листочек маленький и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку.

  1. Обследование, вопросы: А как вы думаете, ребята, стебель у бальзамина гладкий или шероховатый (шершавый)? Как мы можем это проверить? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение.

- Потрогай стебель бальзамина и скажи, какой он? (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне. (выставляет на наборное полотно).

- Потрогай лист и скажи, какой он (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне.

  1. Пояснение: бальзамин - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; бальзамин живой, также как и мы, он дышит листочками; у бальзамина свой дом - горшок с землей.

- А еще бальзамин питается? Вы знаете чем? (водой). Да, мы поливаем бальзамин, и он пьет воду корнями; корни находятся в земле.

  1. Трудовое поручение: Возьмем леечку и польем наш бальзамин: леечку ставим на край горшка и аккуратно льем воду в землю. Вот так, правильно! Как бальзамину понравилось, он стал веселым (в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком).

  1. Подведение итога: У нас появилось новое комнатное растение - бальзамин. Мы много о нем узнали и научились за ним ухаживать (поливать). Ребята, смотрите, бальзамину у нас понравилось, он стал веселым ( в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком). Поставим его вот здесь, у окна. Оставайся у нас, бальзамин, мы рады тебе!

Конспект занятия «Знакомство с фикусом»

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о внешнем виде фикуса, его строении - стебель, листья (листья большие, зеленого цвета, они гладкие, их много; стебель один, растет вверх, прямой).
  2. Закрепить умения правильно поливать фикус; знания о потребности растения в воде, о том, что фикус – живой.
  3. Развивать деятельность наблюдения, умение обследовать; интерес  к миру растений.
  4. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал: комнатное растение - фикус, карточки - модели, наборное полотно, лейка.

Словарная работа: стебель, листья, гладкие, большие, лейка, фикус.

Ход занятия:

  1. Игровой момент: Ребята, нам пришло письмо: «Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в гости. Приходите ко мне в зимний сад. Жду с нетерпением встречи с вами. Фикус».

- Кто такой фикус? Ребята, вы хотите узнать? Тогда собираемся в путь:            

Большие ноги идут по дороге

Маленькие ножки идут по дорожке.

  1. Сюрпризный момент:

- Вот мы с вами и пришли! Посмотрите, кто нас ждет - комнатный цветок - фикус. Поздоровайтесь с фикусом!

  1. Обследование, вопросы:

- Посмотрите, ребята, какой фикус красивый. Какие у него листья, стебель! Скажите, что есть у фикуса? (стебель).

 Стебель у фикуса прямой, покажите его. Вот такой, как на этой карточке, посмотрите. (ставит карточку на панно)

А на стебле что растет? (листья). Вот какие листочки, как на этой карточке. (ставит карточку на панно)

Какого цвета листья? (ставит карточку на панно)

Листья у фикуса большие или маленькие? Давайте проверим.

  1. Обследование, сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют ладонь под листок и говорят: листочек большой и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку.

  1. Обследование, вопросы: Как вы думаете, ребята, стебель фикуса - гладкий или шершавый? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение. Потрогай стебель фикуса и скажи, какой он? А теперь найди с карточку с гладкой поверхностью, покажи мне (воспитатель выставляет ее на наборное полотно).

- Потрогай лист и скажи, какой он? (гладкий).  Да, листья у фикуса плотные, большие, гладкие. Найди карточку с гладкой поверхностью и покажи мне. (ставит карточку на панно)

  1. Обобщение: фикус - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; фикус живой, также как и мы, он дышит листочками. У фикуса есть свой дом - горшок с землей. А еще фикус питается? Вы знаете, чем? (водой). Да, мы поливаем фикус водой и он пьет воду корнями; корни находятся в земле. Вот они какие, как на этой карточке.
  2. Трудовое поручение - полить фикус. Ребята, давайте напоим фикус. У меня есть лейка с водой, бери ее аккуратно, ставь носик на край горшка и осторожно лей воду в землю. Вот так, молодец.

Подведение итога: - Мы были в гостях у комнатного цветка, которое называется фикус. Мы много о нем узнали и научились его поливать. Ребята, вам понравился фикус, пойдем еще раз к нему в гости? А теперь давайте прощаться с фикусом. До свидания, фикус! Мы еще к тебе придем.

Конспект занятия «Знакомство с аспидистрой»

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о внешнем виде аспидистры, ее строении - стебель, листья, корни; дать знания о величине, количестве и характере поверхности листьев (листья большие, их много, они гладкие).
  2. Дать знания о том, что аспидистра – живая; дышит листьями, пьет воду – корнями.
  3. Закреплять знания о способах ухода за растениями (полив, протирание листьев аспидистры тряпочкой), о потребности растений в воде.
  4. Развивать умение обследовать; развивать интерес к миру растений.
  5. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Материал: комнатное растение - аспидистра, тряпочки для протирания листьев, наборное полотно.

Словарная работа: аспидистра, стебель, листья, корни, лейка, полить, протереть.

Ход занятия:

  1. Игровой момент: 

- Кукла Оля нас приглашает погулять. Пойдем гулять с Олей? Собирайтесь. («Большие ноги, маленькие ножки»)

  1. Сюрпризный момент: - Ой, ребята, посмотрите, кого это мы с вами встретили? Это кошка? Птичка? Рыбка? А кто это? (комнатное растение). Правильно, комнатное растение, а называется оно – аспидистра или дружная семейка. Поздоровайтесь с аспидистрой! (Здравствуй, аспидистра)
  2. Обследование, вопросы:
  • Посмотри, Оля! Посмотрите, ребята, какая аспидистра красивая, интересная! Скажите, что есть у аспидистры? листья

Найдите карточку с изображением листочка, покажите мне. (воспитатель ставит карточку на наборное полотно).

Листья у аспидистры какого цвета? (зеленые). Найди карточку и покажи мне. (ставим на наборное полотно).

Ребята, Оля, а листья большие или маленькие? Давайте проверим.

  1. Сравнение величины листка со своей ладошкой (вывод: листья большие) - Найдите карточку, где нарисован большой листок. Покажите мне.
  2. Обследование: - Как вы думаете, листья у аспидистры гладкие или шершавые? Как можно это проверить? (потрогать) Помните, как нужно это делать? (аккуратно, не повредив растение) Потрогай лист аспидистры и скажи, какой он? (гладкий). Найдите карточку с гладкой поверхностью, покажите мне. (воспитатель выставляет карточку на наборное полотно).

Сколько листьев у аспидистры? (много). Найди карточку, где изображено много листьев, покажи (воспитатель выставляет на наборное полотно). Правильно, у аспидистры много листьев, они растут вместе, дружно, поэтому аспидистру называют еще «дружная семейка».

  1. Пояснение: Аспидистра - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; аспидистра - живая: она дышит листьями, пьет воду корнями. У аспидистры свой дом - горшок с землей; в горшке с землей у аспидистры корни.
  2. Обследование, вопросы:
  • Ребята, расскажите кукле Оле, что нужно растению, чтобы расти? (свет). Вот карточка, которая обозначает свет, посмотри Оля.
  • Что еще нужно комнатному растению? (тепло). Правильно, вот карточка, которая обозначает тепло, посмотрите.

  • Ребята, вспомните, расскажите Оле, чем питаются растения? (водой). Вот карточка, которая обозначает воду. Откуда растения берут воду? (мы поливаем растения).
  1. Трудовое поручение: - Ребята, мы уже умеем поливать и мыть цветы, давайте и Олю научим. (дети выполняют трудовое поручение по одному, с помощью взрослого).
  2. Подведение итога:
  • Мы были на прогулке, встретились и познакомились с аспидистрой; мы много о ней узнали. А еще мы научили Олю поливать и мыть комнатные растения.

Конспект занятия  «Знакомство с бегонией крапчатой».

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о внешнем виде бегонии крапчатой, ее строении - стебель, листья; отличительные особенности внешнего вида - листья большие и гладкие, их много, на листьях крапинки, поэтому бегонию называют крапчатой.
  2. Закреплять знания о способах ухода за растениями (полив и протирание листьев тряпочкой), о потребности растений в воде.
  3. Развивать умение обследовать.
  4. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Материал: комнатные растения - бальзамин, фикус, аспидистра, бегония крапчатая, карточки - модели «строение растений», игрушка - котенок.

Словарная работа: стебель, листья, гладкие, большие, лейка, бегония крапчатая.

Ход занятия:

  1. Ребята, посмотрите, кто к нам опять пришел? Котенок Пушок! - Здравствуй, котенок! Ребята, поздоровайтесь. Котенок очень соскучился и хочет с нами поиграть. Поиграем с ним, ребята? (организуется игра с котенком. Воспитатель прячет его сначала за комнатные растения, знакомые детям (фикус, бальзамин, аспидистру), а затем за новое растение бегонию крапчатую, которая стоит на столе, на переднем плане).
  2. Рассматривание.
  • А теперь, за чем спрятался Пушок? Что это такое? Не знаете? А ты Пушок? Хотите узнать? Тогда рассаживайтесь поудобнее и Пушка посадите рядом на стульчик.
  • Это растение называется бегония крапчатая. Запомнили название? Поздоровайтесь с бегонией крапчатой. Посмотрите, какая она красивая. Нравится она вам? Хотите составить рассказ про бегонию крапчатую с помощью карточек, которые есть у меня?

     3. Обследование, вопросы (по ходу занятия воспитатель выставляет карточки - модели):

- Посмотрите внимательно, что есть у бегонии? Правильно, у бегонии есть стебель – он прямой и ровный, как на этой карточке. Подойди, покажи стебель.

- Что еще есть у бегонии? Да, листья. Подойди. Покажи, где еще листья?

- Какого они цвета? Как вы узнали? (посмотрели и увидели). Что еще есть на листьях у бегонии крапчатой? ( на листьях есть белые пятнышки – «крапинки», поэтому бегонию назвали крапчатой. Подойди, покажи еще «крапинки», а еще.

Какого размера листья? Большие или маленькие? Давайте проверим.

4.Сравнение величины листка со своей ладошкой.

 (вывод: листья большие и воспитатель выставляет соответствующую карточку).

5. Обследование, вопросы: 

- Скажите, ребята, сколько листьев у бегонии: много или мало?

Правильно, много, покажите мне эту карточку.

Пушок, ребята, как вы думаете, листья у бегонии гладкие или шероховатые? Как можно это проверить? Вы помните, как надо брать растения? (аккуратно, осторожно).

Пушок, ребята, а вы знаете, почему бегония выросла такая большая и красивая? Как нужно ухаживать за растениями? (мыть, поливать). Найди и покажи мне карточку, на которой нарисовано, как нужно ухаживать? (ребенок показывает карточку воспитателю, он выставляет на наборное полотно). В процессе ответа детей воспитатель уточняет как и чем нужно поливать растения, и как правильно протирать листья.

6. Составление рассказа с помощью карточек (обобщение).

  • Это комнатное растение, зовут его бегония крапчатая. У нее есть стебель и листья, листья у бегонии зеленого цвета, на них есть пятнышки - крапинки, потому бегонию называют крапчатой. Листья большие, их много, на ощупь они гладкие. Бегонию крапчатую нужно поливать водой, а листья протирать влажной тряпочкой.
  • Вот какое красивое растение у нас в зимнем саду. Нравится оно вам? Полюбуемся бегонией крапчатой, улыбнемся ей!

7. Игровой момент, как в начале занятия проводится 3-4 раза, с игровым персонажем – котенком Пушком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по трудовому воспитанию "Уход за комнатными растениями"

Конспект занятия по трудовому воспитанию"Уход за комнатными растениями" 2 младшая группа...

Конспект занятия в старшей группе"Уход за комнатными растениями"

                                                      ...

Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» 2 младшая группа

1)- Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.     -Уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения.-Закреплять знания...

Конспект занятия в старшей группе «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка»

1. Уточнить знания у детей о приемах ухода за растениями и их последовательности2. Закрепить приемы рыхления.3. Познакомить с новым видом ухода – удобрением почвы, сообщить некоторые правила вне...

Методическая разработка «Цветоград» или ознакомление старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей»

В данной методической разработке широко рассматривается вопрос ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей.Раскрываются цели, зада...

Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» младшая группа

Цель: развитие интереса к комнатным растениям;Задачи:уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения;закрепить знания детей о потребностях растений в в...

Конспект ООД во 2 младшей группе «Сравнение комнатных растений»

Организованная деятельность дает детям представление об основных отличительных чертах комнатных растений. знакомит с основными отличительными черты комнатных растений,закрепляет строении цветка (...