Методическая разработка «Цветоград» или ознакомление старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Кузьмина Елена Владимировна

В данной методической разработке широко рассматривается вопрос ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей.

Раскрываются цели, задачи темы, указаны методы, приемы, обучение детей на занятиях, в бытовой деятельности, в игре.

В приложении размещены разнообразные стихи, загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Цветоград» или ознакомление старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей»

Кузьмина Елена Владимировна,

воспитатель ГБДОУ № 22 Красносельского района.

Санкт – Петербург.

1. Вступление

2. Цель

3. Задачи

4. Система ознакомления детей с комнатными растениями.

   Формы проведения непосредственной деятельности.

5.Методы, используемые в работе

6. Материально – техническое обеспечение

7. Выводы, задачи на будущее

8. Литература

9. Приложение

ВСТУПЛЕНИЕ.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках.

Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

Нищева Н.

Удивительный мир открывают нам комнатные растения. Для меня и детей моей группы это не просто уголок природы, а мир со своими законами,

тайнами, настроениями. Мы решили назвать его «Цветоградом». «Общение с живой природой, её растительным и животным миром никогда не заменят самые лучшие фильмы и глянцевые иллюстрации журналов и книг. Оглянитесь вокруг: дома, квартиры, холлы учреждений зачастую украшают красивые но, к сожалению, - искусственные растения. Но стоит приложить немного умений, терпения и заботы, и рядом с вами, а самое главное, рядом с нашими детьми зимой и летом, весной и осенью всегда будут настоящие живые, зеленые помощники: комнатные растения».

Гончарова Е.В.

ЦЕЛЬ огромная, общая  – экологическое воспитание детей. И на пути ее осуществления, одна из составляющих: ознакомление детей с комнатными растениями.  Они всегда находятся рядом (в уголках природы) и являются ценным дидактическим материалом.

Через ознакомление с комнатными растениями «Цветограда»  мы решаем ЗАДАЧИ всестороннего развития наших детей: познавательные, умственной активности, речевые (обогащаем и активизируем речь детей), социально – коммуникативные, художественно – эстетические, физические, укрепления здоровья (давно известно, что человек разводит комнатные растения, не только для красоты и эстетики, но и для здоровья. Так как комнатные растения очень положительно влияют на состав воздуха в помещении:

-очищают воздух от вредных веществ и газов,

-создают легкую свежесть, а иногда даже ощущение прохлады,

-обогащают воздух кислородом.)  Развиваем наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитываем ответственность, интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.      Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способы ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в «Цветоград» дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается, или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и корневища. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград (цисусс), вьющийся плющ (сциндапсус), цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе  — формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. А если говорить о комнатных растениях – это зависимость жизни комнатных растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света. Важно также обратить внимание детей на зависимость строения и внешнего вида растений от условий их обитания, ведь все они – пришельцы из самых разных уголков нашей планеты. Достаточно в «Цветограде» поместить географическую карту и значками отмечать места происхождения, Родину тех или иных растений. Путешествуя с растениями по карте мира, мы можем пробудить желание детей узнать больше о других странах и континентах, о том какие животные там обитают, какие живут люди. Так комнатные растения помогут приобрести начальные знания по географии.        Дети познакомятся и с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития. Продолжится знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки и индивидуальные особенности различных растений, их вариативность.

В соответствии с этими задачами, следует обратить особое внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, — это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года. Есть много способов для обучения детей правильному поливу.

Вот простой МЕТОД, который помогает детям быстро научиться правильно поливать. Для этого понадобятся мерные стаканчики, цветные метки, лейки. На мерном стаканчике, из которого позже наполняют лейку, снизу вверх надо разместить цветные метки, например кружочки, такого же цвета кружочки наклеивают на цветочные горшки. Так, например: у вас есть бальзамин в большом горшке, на котором наклеен темно синий кружок, значит, в мерный стакан нужно налить воду до темно синей метки (она на самом верху стаканчика, т. к. воды для бальзамина нужно много, ведь это влаголюбивое растение). После этого воду из мерного стакана переливают в подходящую леечку с мелкой сеткой на носике – и можно поливать! Если же ваш бальзамин молодой и растет в небольшом горшочке, то на такой горшочек можно наклеить зеленую метку, наполнив стаканчик водой до этой метки, дети польют растение необходимым количеством воды. Для маленьких горшков и для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана. В живых уголках, как правило, не так уж много очень больших горшков с крупными растениями, но если есть такие, то на них может быть две или даже три цветных метки. Например: на горшке с весьма влаголюбивым циперусом – два темно синих кружочка, так как он всегда требует обильного полива. При обучении детей правилам полива, необходимо заранее на специальном занятии объяснить ребятам, что отмеренную воду следует использовать для полива выбранного растения полностью, а потом подходить к другому растению и рассмотреть метку на его горшочке. Для изготовления цветных меток можно использовать устойчивый к влаге цветной скотч, а мерный стакан должен быть непременно – прозрачным.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: размножение черенками (детей старшей группы знакомили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к школе группе хорошо познакомить их с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония-рекс), размножение луковицами (эухарис, кринум, амариллис), размножение делением куста (нефролепис, аспарагус), размножение отводами (традесканции, плющи), размножение делением корневища (сансевьера, аспидистра) Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски-детки, появляющиеся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, могут сделать наблюдения и труд детей более интересными, содержательными и увлекательными.

Но при этом полезно помнить, что все дети разные: кто-то с удовольствием занимается в уголке природы, а кто-то предпочитает настольные игры, конструкторы и головоломки.

Несомненно, что все дети должны иметь возможность наблюдать за растениями, знать и понимать, что они живые и нуждаются в нашей заботе и покровительстве, но в тоже время нельзя заставлять их заниматься поливом и уходом по принуждению, т. к. это может привести к противоположному результату.

Возможно спокойному, флегматичному ребенку стоит поручить фиксацию роста растений или результаты других экспериментов, а юному художнику предложить книжку раскраску или самостоятельное рисование наших зеленых друзей. Тем детям, которые охотно поливают, моют, ухаживают за комнатными растениями также нужно предоставить свободу выбора: кому-то полюбилась красавица узамбарская фиалка, а кого-то привлек смешной колючий кактус. Эмоциональное отношение детей к живым объектам природы необходимо не только развивать, но и правильно использовать. Одним из важных качеств ребенка является анимизм, восприятие природных объектов также как и людей. Они считают, что растения могут чувствовать, общаться, думать и это создает благоприятные условия для формирования у детей сопереживания, эмпатии, новой системы ценностей.

«Работа по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями увлекательна и кропотлива, она рассчитана на длительный период. Безусловно, начиная эту работу, воспитатель должен сам очень любить своё дело, только тогда будет возможно увлечь детей и дать им необходимые знания и умения непосредственного общения с живой природой, и комнатные растения, несомненно, играют в этом очень большую роль».  

Гончарова Е.В.

СИСТЕМА

ознакомления детей старшего дошкольного возраста комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

1) занятия, как специально - организованная форма обучения;  

2) совместная деятельность воспитателя с детьми;

3) самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.

СПЕЦИАЛЬНО -  ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сюда следует отнести занятия и экскурсии.

На занятиях проводятся:

-наблюдения за комнатными растениями (это могут быть распознающие, сравнительные, наблюдения за ростом и развитием растений)

-изобразительная деятельность (особенно в старших группах)

-обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений

-это могут быть также занятия по развитию речи (например: составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.)

-занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр.

  При отсутствии зимнего или ботанического сада экзотических растений, кажется невозможным организация полноценных экскурсий, но не стоит сразу отказываться от обучения в такой форме. Достаточно организовать экскурсию в соседнюю группу: рассмотреть растения, которых нет у вас, отметить их состояние, дать полезную и познавательную информацию о них. В качестве подарка можно предложить черенки растений, выращенных самими ребятами, особенно если такая экскурсия проводится для старших детей в младшей группе.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

-это наблюдения в уголке природы

-дидактические игры

-рассказы воспитателя или чтение художественной литературы

-беседы с детьми

-рассматривание иллюстраций в книгах (сейчас выпускается огромное количество иллюстрированных справочников и энциклопедий комнатных растений)

-несложные опыты,

-просмотры диафильмов – и видеофильмов,

-работы с моделями,

-различные виды изобразительной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

  В старших группах, при достаточном опыте, навыках и умениях, - дети могут самостоятельно выполнять поручения воспитателя по несложному уходу за растениями. Это, прежде всего, полив растений, обтирание влажной тряпочкой растений с плотными кожистыми листьями, обметание пыли, мытье поддонов. Необходимо отметить, что особенностью такого вида деятельности является то, что воспитатель предварительно обсуждает с детьми план проведения работы и последовательность выполняемых действий, а затем поручения выполняются самостоятельно, но при постоянном контроле со стороны воспитателя. Также это может быть самостоятельная изобразительная деятельность. Рассматривание иллюстрированных альбомов.

 Среди используемых МЕТОДОВ

надо отметить: наглядные,

практические и словесные.

  Примером может послужить ознакомление детей старшей группы с «живородящими» растениями бриофиллюмом и хлорофитумом:

1.Ознакомление с растениями и умение узнавать их по характерным внешним признакам.

2.Рассказ воспитателя о происхождении растений и условиях, в которых они находились в природе.

3. Дидактические игры: «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Узнай растение ( по названию)» и т. п.

4. Беседа о размножении растений.

5. Сравнение двух растений по внешним признакам и способам размножения.

6. Рисование с натуры одного из растений.

7. Показ практических способов укоренения «деток»

8. Длительное наблюдение за укоренившимися «детками»

9.Фиксация (зарисовка) изменений происходящих во внешнем виде молодых растений.

10. Беседа о пользе комнатных растений и конкретно о пользе и лечебных свойствах бриофиллюма и хлорофитума.

В повседневной жизни мы используем такие МЕТОДЫ, как наблюдения в «Цветограде», несложные трудовые поручения, индивидуальная работа, известные дидактические игры с небольшими подгруппами детей.

Так в старшей группе становится возможным организация системы опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений. Для этого лучше взять неприхотливые растения, которые достаточно быстро реагируют на изменения определенного фактора среды (света или влаги), а также хорошо восстанавливают свое первоначальное состояние. Так, опыт по выявлению потребностей растения во влаге можно провести с влаголюбивыми растениями бальзамином или колеусом. Заранее следует подготовить карточки, на которых дети будут фиксировать этапы опыта. Опыт следует проводить перед выходными днями: внимательно рассмотреть растение и обследовать его состояние, а затем зарисовать его. После выходных у растения появятся первые признаки неудовлетворенной потребности во влаге. Я предлагаю рассмотреть растение, сравнить с рисунками, сделанными накануне и подумать, почему растение стало выглядеть иначе. Дети обследуют растение и состояние земли в горшочке, высказывают свои предположения. Растение вновь зарисовывается и после этого обильно поливается. Вечером у растения появляются признаки «оживления» и проводится последний этап опыта: наблюдения, беседа, зарисовка. Следует отметить, что все опыты с растениями должны быть безопасными для растений, недопустима гибель растений в результате недостаточной подготовки к опыту.

Детей 5-7 лет увлекают наблюдения, направленные на нахождение сходства и различий между растениями. Так, например, можно использовать различные виды одного и того же растения (бегонии, традесканции и т. д.) Дети с удовольствием принимают участие в осмотре уголка природы для выявления растений, которым необходима помощь. Это могут быть поручения дежурным, работа с небольшой подгруппой, или игры «Скорая помощь», «Доктор Айболит».

Проводится занятие по формированию понятия «живое», на котором выявляются основные признаки «живого» и «неживого». Рассматривание на занятии растения поможет определить наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. Затем можно организовать систему опытов по определению признаков живого у данного растения (выявляется способность двигаться, питаться, дышать, размножаться, чувствовать изменения условий внешней среды и т. д.) После серии опытов необходимо провести обобщающую беседу, в которой и будет установлена принадлежность данного растения к живому.

Если знания, приобретенные детьми на занятиях, не будут включены в каждодневную практическую деятельность – они легко забудутся, не находя практического применения. В повседневной жизни необходимым условием для закрепления и расширения знаний детей являются проявления любознательности,  желания узнать о родине растений, о лечебных свойствах, или о происхождении образных выражений (зефирантес – выскочка, бальзамин – Ванька мокрый, монстера – плакса, камнеломка – паучок ит. д.). Такие рассказы вызывают у детей неподдельный интерес к комнатным растениям, стремление самостоятельно наблюдать за ними, делиться своими знаниями с близкими и сверстниками.

Поэтому мы будем продолжать работу с детьми по теме «Цветоград», делая эту работу полноценной, непрерывной и эффективной.

Комнатные растения - удивительные живые существа, дарящие нам радость в любое время года. Сколько необыкновенного и нового можно узнать, наблюдая за ними, выращивая их, заботясь о них.

Комнатные растения чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием видов. Для того, чтобы разобраться в мире растений их необходимо изучать, начиная с дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДОКУМЕНТОВ

  1. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на

          экологической тропе. 2012. . 

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. 1994г.
  2. Рыжова Н.А Экологическое образование в детском саду. 2000
  3. Стреха Е.А теория и методика ознакомление детей с природой. 2014.
  4. Гончарова Е.В экологическое образование детей. 2008.
  5. Госсе Д. С Комнатное цветоводство. 2013.
  6. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. 2004г.
  7. Детство. Программа под ред. Бабаевой Т. И
  8. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации.
  9. Программа воспитания и обучения под редакцией Васильевой М. А.
  10. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа 2005г.
  11. Хрипач Н. Е. Уход за комнатными растениями Дошк. Вос. №12 1988г.
  12. Постановление правительства РФ «О мерах по

          улучшению экологического образования населения» 1994г.

  1. Постановление «Об экологическом образовании в образовательных

          учреждениях РФ» 1994г

  1. Проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ»

          2000г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

перспективное планирование по тематике:

«Ознакомление детей с комнатными растениями в старшей группе»

СЕНТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Мы любим уголок Цветоград»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, ухаживать за ними. Воспитывать бережное внимательное отношение к комнатным растениям.

НАБЛЮДЕНИЕ 1.

Надо ли поливать растение?

Цель: формировать избирательной подход к поливу растений. Учить различать политые и не политые растения по состоянию земли. (Липкая – сыпучая, светлая – темная).

Полив растений (дежурные по уголку природы) под руководством воспитателя.

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Рассматривание и сравнение комнатных растений»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспедистра), название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

НАБЛЮДЕНИЕ 2.

Составление описательных рассказов.

ЦЕЛЬ: учить детей составлять описательные рассказы о комнатных растениях, опираясь на объект, на модель, по картинке.

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Лист растет косой,

Не умыт росой,

У него на спине

Белые пестринки,

А цветы – горстями,

Красными кистями (Бегония).

Дежурные по уголку природы: полив растений, наполнение леек водой, затирание лужиц воды после по уборке инвентаря.

НОЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Рассматривание и знакомство с новыми способами ухода»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с новым комнатным растением (аспарагус), рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания, с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые, теневыносливые).

Индивидуальные потребности некоторых растений.

ЦЕЛЬ: обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальными особенностями растений.

Поручить дежурным во время ухода за комнатными растениями: полив растений (определение необходимости полива растений по состоянию земли). Рыхление палочкой поверхности земли в горшках,  приучать к  систематичному выполнению данной работы

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Растения - лекари»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (коланхоэ, алое, герань душистая). Учить детей запоминать какую пользу приносят растения людям.

Сравнение «растения- лекари»: закреплять понятие «растение лекари». Учить сравнивать растения, устанавливать сходства и различия. Уточнить условие произрастания в жизни комнатных растений.

Поручить дежурным при уходе пользоваться картотекой потребностей растения.

ЯНВАРЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Магазин комнатных растений»

ЦЕЛЬ: закреплять умение составлять связный описательный рассказ о комнатном растении.

НАБЛЮДЕНИЕ 3

Наблюдение за цветущими растениями.

ЦЕЛЬ: привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт. (Данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года)

Д/игра «ОПИШИ, А МЫ ОТГАДАЕМ»

ЦЕЛЬ: учить детей классифицировать растения по их признакам.

Уточнить с детьми те цветы, которые нуждаются в ежедневном опрыскивании: опрыскивание цветов, полив растений (расставить знаки символы о необходимости влаги).

ФЕВРАЛЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Способы ухода за растениями»

ЦЕЛЬ: обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

НАБЛЮДЕНИЕ 4.

ОПЫТ С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ

ЦЕЛЬ: формировать понятие о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений. Наблюдения. Результаты опыта «с водой  и без воды».

В процессе работы воспитатель обобщает ответы дежурных, детей что поливают растение для того чтобы они лучше росли.

МАРТ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Знакомство  с новым комнатным растением (примула)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять в узнавании комнатного растения по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

НАБЛЮДЕНИЕ 5.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЙ.

ЦЕЛЬ: Обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальнымиособенностями растения.

Д/игры «СПОР  РАСТЕНИЙ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о комнатных растениях (название, внешний вид) учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру и т.п.

Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий -  узкий, большой – маленький и т.п.

Дежурным по уголку природы поручить удаление пыли, рыхление,  умение при уходе пользовать картотекой потребности растения.

АПРЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Черенкование комнатных растений, осмотр   и подкормка растений (фуксия и бальзамин)»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений об уходе за ними ( полив, рыхление, обрезка). Сообщать детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.

НАБЛЮДЕНИЕ 9

Наблюдение за появившимися корешками у черенков и их посадка.

ЦЕЛЬ: посадка черенков в горшочки с землей. Дальнейшее наблюдение за их развитием. Зарисовать индивидуально в альбом

Индивидуальные поручения - уход за комнатными растениями

МАЙ

ЗАНЯТИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ТРУД

«Дежурство в уголке природы»

Цель: уточнить и закрепить знание о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы, уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца

Рассматривание нового растения – цикламен, которое подарила ребятам Незнайка на итоговом занятии.

Цель: познакомить с новым комнатным цветущим растением, выделить его характерные особенности и познакомить с индивидуальными потребностями  (полив желателен  снизу)

Полив растений под руководством воспитателя.

ДЕСЯТЬ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Материал для консультации.

В наши дни трудно найти квартиру,  учреждение и, тем более, детский сад, в которых не было бы комнатных растений. Особенно важна их роль в детских учреждениях.

Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Но живые растения рядом с детьми – это не только и не столько украшение или игрушка, но, прежде всего, это та живая природа, которая постоянно нуждается в нашей заботе и покровительстве.

Вот несколько полезных советов тем, кто любит комнатные растения и привлекает к этому полезному делу своих детей.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

Очень часто бывает так, что ребенок охотно рисует, лепит или предпочитает собирать модели из деталей конструктора, но не проявляет рвения или особого восторга во время протирания листьев комнатных растений и тому подобной работе. Стоит ли заставлять его ухаживать за растениями, думаю, не стоит и, скорее всего, если вы станете проявлять настойчивость в этом деле, то будет больше вреда, чем пользы и для растений и для вашего ребенка.

СОВЕТ ВТОРОЙ

В то же время ребенок должен иметь возможность наблюдать за растениями, знать, что они живые, бережно к ним относиться, понимать, что они нуждаются в нашей заботе. Постарайтесь привлечь ребенка к работе тогда, когда он сам проявляет желание. Отсюда:

СОВЕТ ТРЕТИЙ

Как привлечь внимание детей к комнатным растениям? Вам помогут простые, но всегда эффективные игровые методы. Например: вместе с детьми вылепите из цветного пластилина забавного зверька зайчонка или лягушонка, закрепите его на деревянную шпажку и «поселите» в горшочке с комнатным растением. Придумайте историю об этом зверьке, о том, что ему очень понравился именно этот цветок, и он с ним будет дружить. Такой помощник подскажет малышам, что пора полить растение или он однажды попросит стряхнуть с листочков пыль. Кстати, вылепить игрушку можно и из соленого теста, а затем раскрасить красками, но тогда во время полива или опрыскивания растения шпажку нужно будет вынуть из земли.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Для каждого комнатного растения горшочек – это его домик! Вместе с вашими детьми вы можете превратить простой одноцветный и немного скучный горшочек в настоящий домик. Для этого вам понадобится цветная самоклеющаяся бумага, фантазия и немного терпения. Из бумаги под вашим руководством дети могут вырезать квадратики для окон, прямоугольники для дверей, а если есть желание, то и другие детали. Немного терпения и ваш горшочек превратится в настоящий домик. Кстати, чтобы детали чудесного домика не намокали при поливе растений их достаточно защитить прозрачным скотчем. А когда готов домик для растения, вместе с вашим ребенком посадите в него комнатное растение, которое быстро приживается и не очень требовательно в уходе. Поверьте, к такому растению ваши дети проявят гораздо больше внимания, ведь они будут видеть результат своего труда.

СОВЕТ ПЯТЫЙ

Швейцарский психолог Ж. Пиаже впервые ввел такое понятие, как анимизм, т. е. восприятие детьми природных объектов «на равных». Попробуйте вместе с детьми придумать имена для ваших комнатных растений. Возможно, это будут не простые имена, поощряйте фантазию ребят, и тогда Красавица, Беляночка или Ёжик приобретут для них особое значение.

СОВЕТ ШЕСТОЙ

А стоит ли учить с детьми названия растений? Конечно, очень хорошо, если ваши дети могут назвать несколько настоящих названий растений, но это не должно стать самоцелью. Для того, чтобы сделать этот процесс легким и полезным я использую сказки, где у всех героев имена комнатных растений. Так в занимательной форме дети легко и быстро запоминают необходимые названия. Но следует подчеркнуть, что простое механическое заучивание сложных имён не принесет желаемой пользы. Гораздо важней, чтобы дети узнали что-то познавательное о происхождении, условиях климата, странах из которых прибыли к нам первые представители зелёной армии.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ

Использование в вашей работе сказок, стихов и других литературных произведений принесёт несомненную пользу. А как же при этом обойтись без любимых героев: домовёнок Кузя, Незнайка и веселый Карлсон в умелых руках станут настоящими помощниками в работе по ознакомлению малышей с комнатными растениями. Постарайтесь использовать те характерные черты сказочных героев, которые детям понятны: так Незнайку можно чему-нибудь научить, например поливу растения, а заботливый и домовитый Кузя может сам «рассказать» о пользе некоторых комнатных растений, Карлсон, - любитель поиграть пригодится вам во время дидактических игр и т. д.

СОВЕТ ВОСЬМОЙ

Совсем не лишним может оказаться в вашей работе составление так называемого «паспорта растения». Как его изготовить и какую информацию следует дать в таком паспорте? Прежде всего, на первой страничке поместите фотографию или четкую картинку данного растения, его бытовое и научное название. Важно знать из какой страны родом это растение, ведь от этого часто зависят условия его содержания. Экологические особенности такие как отношение к влаге и свету можно указать при помощи условных значков : например знак «солнышко» может означать – светолюбивое растение, а «солнышко за тучкой» - теневыносливое. Влаголюбивое растение будет иметь значок с тремя капельками, а засухоустойчивое только одну. Кстати, условные значки можно использовать и на географической карте, отмечая ими страну - родину того или иного растения. Можно добавить к этой минимальной информации сведения об отношениях этого растения с человеком или животными ( например как они их используют, или подлежат ли они охране).

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ

Систему значков можно использовать также при обучении детей правильному поливу. Я придумала свой метод, который помогает детям быстро научиться правильно поливать. Для этого понадобятся мерные стаканчики, цветные метки, лейки. На мерном стаканчике, из которого позже наполняют лейку, снизу вверх надо разместить цветные метки, например кружочки. Такого же цвета кружочки наклеивают на цветочные горшки. Так, например: у вас есть бальзамин в большом горшке, на котором наклеен темно синий кружок, значит, в мерный стакан нужно налить воду до темно синей метки (она на самом верху стаканчика, т. к. воды для бальзамина нужно много, ведь это влаголюбивое растение). После этого воду из мерного стакана переливают в подходящую леечку с мелкой сеткой на носике – и можно поливать! Если же ваш бальзамин молодой и растет в небольшом горшочке, то на такой горшочек можно наклеить зеленую метку, наполнив стаканчик водой до этой метки, дети польют растение необходимым количеством воды. Для маленьких горшков и для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана. В наших живых уголках, как правило, не так уж много очень больших горшков с крупными растениями, но если есть такие, то на них может быть две или даже три цветных метки. Например: на горшке с весьма влаголюбивым циперусом – два темно синих кружочка, так как он всегда требует обильного полива. Для изготовления цветных меток можно использовать устойчивый к влаге цветной скотч, а мерный стакан должен быть непременно – прозрачным.

СОВЕТ ДЕСЯТЫЙ

И последний, но не по важности конечно, совет. Всегда помните, проводя работу с детьми по ознакомлению с комнатными растениями, не забывайте о цели такой работы, а она такова: воспитание бережного отношения к природе. Никогда не допускайте, чтобы ваши растения гибли, ведь они живые и нравственность при этом конечно важнее получения детьми каких-либо научных знаний.

Кстати, ваши опыты с растениями должны быть безопасными не только для растений, но и для ваших детей. Никогда не используйте растения, как бы красиво они ни выглядели, если это ядовитые, колючие или сильнопахнущие растения, во избежание травм или аллергических реакций.

Следуя этим несложным советам, вы сможете не только привлечь детей к этой интересной работе, но и значительно расширите круг их представлений, пополните знания новыми интересными сведениями, сможете воспитать трудолюбивого, отзывчивого и всесторонне развитого ребенка.

ПРОЕКТ «ЦВЕТОГРАД»

Нетрадиционные формы организации познавательной деятельности детей по ознакомлению с комнатными растениями. В каждой группе нашего детского сада есть уголок живой природы. Растения этих уголков разнообразны, отвечают требованиям безопасности для детей, имеют ухоженный эстетический вид.

Воспитатели отбирают для своих уголков красивые цветущие или декоративно лиственные растения, которые не очень требовательны к условиям содержания и ухода.

Но не всегда в группе имеются все растения, соответствующие программе воспитания и обучения.

Чтобы проводить кружковые, экологические занятия и знакомить детей со всеми нужными растениями целесообразно организовывать экскурсии внутри детского сада (в группах, холлах и коридорах д/с). Это могут быть экскурсии познавательного характера.

Работа «Цветоград» состоит в том, чтобы посещать группы детского сада и обследовать, в каких условиях находятся комнатные растения живых уголков. Старшие ребята могут поделиться своими знаниями о комнатных растениях, способах ухода за ними, научить малышей или ребят параллельной группы, как правильно поливать их. С большой охотой дети делятся черенками тех растений, которых нет в этих группах.

Участие в «Цветограде» имеет большое воспитательное значение: оно организует и дисциплинирует детей, делает их более ответственными, приводит к тому, что они начинают понимать необходимость и важность своей работы. Кроме того, такие познавательные экскурсии пополняют запас знаний, а также способствуют установлению теплых дружеских отношений между детьми разных возрастных групп детского сада.

Особое настроение у ребят вызывает и сама подготовка к работе: дети одевают специальную форму (пилотки со знаком в виде цветка, нарукавные повязки), собирают «патрульную сумку».  В ней лейка, пульверизатор, салфетки и т. д.  Кроме того, необходим дневник, в котором взрослый запишет дату и время посещения, номер группы и результаты обследования.

Вот несколько тем, которые могут быть использованы для работы детского «Цветограда»:

«Давайте познакомимся!» - посещение разных возрастных групп с целью знакомства и разъяснения цели работы патруля.

«А, что у вас?» - знакомство с содержанием уголка природы, растениями и животными.

«Подарки малышам» - дети приносят в младшую группу горшочек с растением, которое они сами посадили и вырастили. Или дарят черенки, которые специально приготовили для подарка. Подарком могут стать и рисунки или поделки ребят для малышей.

«Как живут у вас цветочки?» - обследование растений уголков природы, полезные советы детям.

«Знаете ли вы?» - рассказы детей о каком либо растении или о его полезных свойствах.

«Можно или нельзя!?» - разъяснения о правилах полива и опрыскивания влаголюбивых или засухоустойчивых растениях.

Конечно, перед походом следует провести подготовительную работу с детьми, разъяснить цель, дать необходимые знания, может быть, выучить стихотворение или составить рассказ о комнатных растениях. Если экскурсия намечается в младшую группу, то желательно приготовить подарки: рисунки, поделки или горшочек с растением. А воспитателям следует согласовать свои действия и выбрать время для посещения, чтобы не нарушать режим и извлечь пользу для всех.

КАРТОТЕКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО», «ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ?», «Цветочная фея», где стихи, загадки, рассказы взрослых и детей.

Экологические познавательные игры - беседы с детьми старшей и подготовительной группы.

Например:

«Какие загадочные, непривычные слова: алоэ, кактус, амариллис, аспарагус, герань, бегония, бальзамин, фиалка, колеус, пеларгония, монстера, сансевьера. Не выговорить даже! А знаете, почему у этих цветов такие непонятные, имена-названия? Да потому, что все комнатные цветы родом издалека, из-за моря, из дальних жарких стран завезены вместе со своими именами, конечно. Не зря эти заморские гости так любят тепло, солнце, боятся не то что мороза, даже прохлады, сквозняка. На зиму листья не сбрасывают. Наши растения и цветы в саду на зиму снегом покрываются, весной из семян или корней снова прорастают, а эти круглый год цветут! Но иногда мы слышим, что комнатные растения называют и другими именами, например: столетник, невеста, «Ванька мокрый», огонек, колокольчики, щучий хвост, зебрина, сплетница, вьюн, толстянка, китайская роза, молочай, ежик, крапивка,  капустка, дружная семейка, комнатный клен, пантерка. Может быть, это какие-то другие растения? А вот и нет! Почти всем растениям наши бабушки-прабабушки давно дали привычные имена-названия. Переназывая, что-то в имени новом отмечали: то ли сходство с привычным, нашим цветком, то ли сходство со знакомым растением, животным, даже человеком или явлениями. А сейчас мы с вами превратимся в настоящих цветочных разведчиков и попробуем узнать, почему их так называют.

— За что алоэ столетником назван? Как вы думаете?                                                                                                                    Долго-долго растет,  аж сто лет. Ну, может, и не сто, а все равно сто лет будто, он настоящий долгожитель.                                                                                                            — Бальзамин — почему у нас, в саду, «огоньком» зовется, а дома у бабушки «Ванькой мокрым»? (Ну, ладно бы «Ванька», а «мокрый»-то почему?)                                                           — Огонек - потому что всегда цветет, а цветки, как огоньки, краснеют, радуют.                    

— А «Ванька мокрый» — потому что привычный, обычный, особого ухода не требует, как Ванька, только держи мокрым, поливай почаще, да побольше и все. А не польешь день или два -  поникнет, обидится. Зато сразу простит, повеселеет, как воды напьется.                          

 — Невестой — вот это вьющееся растение все в белых цветах зовется. Конечно, за белый цвет, за вид праздничный, счастливый, нарядный. А настоящее её имя бегония вечноцветущая.                                                                                                                         — Зебрина — за листья полосатые названа, почти как у зебры на спине, на листьях полосы. Зебрина – родная сестра традесканции, только полосатыми листочками и отличается.            

— Сансевьера — щучий хвост напоминает, так и «переназвали».                                             — Колеус — крапивкой за сходство с ней назвали, и растет он густо, буйно, любит солнышко и воду.                                                                                                                                           —Амариллис - «красные колокольцы».                                                                                    — Кактусы — их много разных видов. Особо колючие и почти круглые, часто ежиками зовут. Чем не ежик? Даже иголки есть.                                                                                              — Вьюнами, вьюнками многие вьющиеся растения называют. Раз вьются — зачем другое название искать? Хотя они все разные названия имеют. Чаще всего вьюнами плющи называют.                                                                                                                                        — Толстянки — эти растения явно за толщину листьев назвали. Не листочки, а дутики.              

— Веером – ирис иногда называют, потому что на веер очень похожи.                                          — Традесканция — названа совсем странно «сплетница». Да уж очень накручено, сплетено, где начало, где конец — не разобрать.                                                                                      — Маранта — «пантерка». Листья у нее с рисунком из пятен и полос. Кому-то пантеру напомнили. И красивые обе, пятнистые.                                                                                     — Аспидистра — как хорошо, что такое трудное слово можно заменить таким приятным и понятным названием «дружная семейка». Вот как растут! И впрямь - дружная семейка – здесь и мамы, и папы, и детки, и бабушки, и дедушки!»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. А какие еще вы знаете названия комнатных растений?
  2. Как вы их расшифруете, объясните?
  3. Подумайте, почему абутилон называют комнатным кленом, а сенполию – фиалкой?
  4. Может быть, и вы знаете комнатные растения, у которых не одно, а несколько названий?
  5. Нарисуйте, аленький цветочек, который купец из сказки Аксакова своей любимой младшей дочери привез. Как он выглядит, как вы думаете? Что это за цветок, про который мы знаем, что он алый, т. е. розовато-красный? Какое у этого цветка могло быть настоящее название?

И в сказках, и в жизни мореплавателям, купцам, путешественникам не только сладкие, вкусные, игрушечные, нарядные гостинцы, подарки заказывали, но и цветы. Игрушки ломались, лакомства съедались, наряды изнашивались, а цветы и их названия оставались.

-Мы широко используем составление рассказов, придумывание сказок «Цветочная сказка Цветограда», «Спор комнатных растений», « Великан – кроха»;

-Дидактические игры: «На что похоже?», «Найди растение по описанию (названию)», «Объедини в целое», «Зеленый патруль», «Айболит Цветограда»;

-Проводили конкурсы, викторины «Знаток природы», «Магазин цветов»;

-Создали мы картотеку особенностей ухода за нашими комнатными растениями;

-Широко используем в своей работе загадки:

У садовницы - первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое. (Гортензия)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)

На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…(Бальзамин)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (Сансевиерия)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)

С горы на паутинках

Свисают паучки -

Зеленые пучки. (Камнеломка)

Есть растение у нас,

Ананас - не ананас.

Жесткий лист дугой, сквозной

Точно гребень костяной. (Цикас)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные. (Кактус)

Журавлиный нос

Нам духи принёс. (Герань, или журавлиный нос.)

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ.)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет. (Плющ)

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза. (Фикус)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Герань)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (Кактус)

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную -

Живую и зеленую. (Традесканция)

Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки, на них растут иголки. (Опунция)

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк. ( Бальзамин)

- Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)

Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы о окне – словно шапка в огне. (Герань.)

Круглый шарик

Словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне. (Кактус.)

Вышла балерина:

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые. (Фуксия)

Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)

Она пришла к нам из Китая,

Прижилась и, устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши!

(Китайская роза-гибискус)

Не подушка для иголок,

Не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. (Кактус)

Зелёное, колючее,

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк Вас застал врасплох,

Бежите Вы к нему со всех ног!(Алоэ)

В арсенале «Цветограда» много стихотворений о комнатных растениях.

Вот некоторые из них:

Вы это серьезно?

Довольно шутить!

Цветы на морозе

способны цвести?

В кристаллах белесых,

один в вышине

алеет морозник

на белом окне.

Метель, половинясь,

дробит все подряд.

На улице минус,

мороз-рафинад.

Что, жизнью исхлестан?

Будь счастлив вдвойне:

ты вспомни морозник

на белом окне.

И плюнь ты на возраст…

К шестидесяти? –

Цветы на морозе

способны цвести! 

***

О комнатных растениях в стихах 

лишь изредка услышишь две-три строчки. 

Всё о деревьях, розах, васильках, - 

не замечают бледные листочки. 

Их зелень не колышет ветерком, 

не ослепляет молнии разрядом. 

Им вкус дождей весенних не знаком, 

и птицы не щебечут с ними рядом. 

И если даже расцветет цветок 

и улыбнется нам глазком веселым - 

он будет совершенно одинок: 

не прилететь ни бабочкам, ни пчелам. 

Шкафы немые, пыльные вокруг. 

И неживое радио играет. 

Но, видимо, вода из наших рук - 

живая, - и они не умирают.

***

Фикус кактус донимает:

- Лень, браток, тебя снедает.

Кабы не ленился,

Так давно б побрился.

***

Он – на ёжика похож,

Но цветок он, а не ёж.

Знаю точно, кактус тоже

Зацвести красиво может.

***

Маленький росточек-

Фикус на окне,

Тропиков кусочек

Подарили мне.

На окошке быстро

Фикус подрастал,

Каждый день его я 

Щедро поливал.

Все цветы наш фикус

Быстро перерос,

Жалко расставаться

Было с ним до слез.

Отнесли его мы 

В школьный зимний сад,

Был наверно фикус

Этому не рад.

Я решил, что буду 

Фикус навещать,

Ведь нельзя же друга

Одного бросать!

***

Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

***

Где фиалка, мой цветок?

Прошлою весною

Здесь поил ее поток

Свежею струею?..

Нет ее; весна прошла,

И фиалка отцвела.

Начало формы

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/5/7839_56270e35306f57084b6377aeb4c1adc6.jpg

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по ознакомлению младших дошкольников с комнатными растениями

очень трудно знакомить младших дошкольников с растениями, так как они статичны и не очень привлекают внимание малышей. Чтобы дети легче запоминали материал мы рекомендуем использовать модели и деятель...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят го...

Доклад на районном методическом объединении "Квест-игра и геокешинг - средства всестороннего развития детей в условиях детского сада"

В докладе описываются  новые виды приключенческих игр для реализации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (квест-игра, геокешинг)....

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"

Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие ...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

                                  Методическая разработка «Театрализованная деятельность как сред...