ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Стяжкина Раиса Филипповна
  1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  2. предлагает различные варианты ее решения;
  3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. делает выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytnaya_dlya_r.f.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 61                                                                                                            


                                                                                                       Утверждаю:

                                                                                                       Заведующая МБДОУ д/с № 61

                                                                                                  _________Т.А. Тарасенко                                                   

        

Опытно-экспериментальная работа

                                                                                       

                                                                                      Разработчик: Стяжкина Р.Ф

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Основным принципом взаимоотношений в детском саду № 61 является доброжелательность и дружелюбие. В МБДОУ д/с № 61 воспитатель Стяжкина Раиса Филипповна широко использует метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д. Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Р.Ф. Стяжкиной, которая в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По её мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
    В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников Раиса Филипповна использует комплекс разнообразных форм и методов. Её выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.   Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду  является организация развивающей среды.  Для того чтобы ребенок после проведения опытов мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе имеется уголок экспериментирования.  

     Основным оборудованием в уголке являются: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы.
   При оборудовании уголка экспериментирования воспитатели ДОУ учитывали следующие требования: 

  1. безопасность для жизни и здоровья детей;
  2. достаточность;
  3. доступность расположения.
    Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого воспитатель не только обеспечивает оборудованием для исследования, но и создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств. Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом: 
  1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  2. предлагает различные варианты ее решения;
  3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. делает выводы.

      Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования  «живёт» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки.  Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация педагог убеждает родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей  создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.  

     В результате экспериментирования у воспитанников Раисы Филипповны сформировываются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

План

перспективного планирования опытов и экспериментов
с детьми старшего дошкольного возраста.

Месяц

Темы занятий - экспериментов

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвёртая

неделя

Октябрь

1.Какая бывает вода?

2.Вода-растворитель.

Очищение воды.

3.Носы нужны не только для красы.

4. Бумага, ее качества и свойства.

Ноябрь

5.Волшебные стёклышки

6.Почему предметы движутся?

7. Чем можно измерить длину?

8. Мир бумаги

Декабрь

9.Воздух

10.Солнце дарит нам тепло и свет.

11.Ветер, ветер, ты могуч…

12. Растения в тепле и в холоде.

Январь

-

13.Путешествие Капельки

14. Вода принимает форму. Изготовление цветных льдинок.

15. Может ли растение дышать?

Февраль

16.Твёрдая вода.

Почему не тонут айсберги?

17. Какие предметы могут плавать?

18 Можно ли менять форму камня и глины

19 Фокусы с магнитами

Март

20. Металл, его качества и свойства

21. Резина, ее качества и свойства.

22. Что растворяется в воде?

23. Как органы человека помогают друг другу?

Апрель

24. Солнечные зайчики.

25. Из чего птицы строят гнезда?

26. Игры с песком

27. Свет повсюду

Май

28. Что отражается в зеркале?

29. Каждому камешку свой домик

30.Радуга в небе

31.Забавные фокусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...