«Моя семья, моя родословная».
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Приобщать детей к истокам своего прошлого и проявлять уважение к нему. Вызвать желание узнать историю своей семьи. Углублять представления о семье, родственных отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rodoslovnaya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Березка»
г.о. Краснознаменск Московской области
Непосредственно образовательная деятельность
( социализация, коммуникация, познание)
«Моя семья, моя родословная».
подготовительная группа
Подготовила и провела воспитатель
Малеваная С.В.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Продолжать воспитывать у детей любовь к своей Родине-России. Приобщать детей к истокам своего прошлого и проявлять уважение к нему. Помочь детям понять значение и содержание слова « фамилия». Вызвать желание узнать историю своей семьи. Углублять представления о семье, родственных отношениях. Показать мудрость русского народа, на примерах пословиц и поговорок, его остроумие и красоту слова. Развивать речь, мышление, умозаключения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение русской народной сказки: « Про Радивую и Ленивую». Работа с родителями : « Откуда пошла ваша фамилия
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Домовёнок Кузя. Атрибуты для подвижной игры: платок, палка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Утро доброе, хозяева. Позвольте во горенку войти, во горенку войти, да на лавочку сесть.
Хозяйка: Проходите, дети милые, да рассаживайтесь поудобнее. Мы очень рады вас у нас в избе принимать.
Воспитатель: Хозяйка, а что ты делаешь?
Хозяйка: Да вот ищу сказку, да не помню. Как она называется.
Воспитатель: А про кого сказка?
Хозяйка: В одной избе жили две девочки. У одной была фамилия Умелова, а у другой Лентяева.
Воспитатель: ребята давайте поможем Хозяйке вспомнить эту сказку. Как она называется?
Дети: Русская народная сказка « Про Радивую и Ленивую».
Воспитатель: А почему хозяйка подумала, что у девочек фамилии Умелова да Лентяева?
( Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое фамилия?
( Ответы детей)
Хозяйка: Фамилии получили распространение 900 лет назад. Они добавлялись к имени, потому что иногда было трудно различать людей по одному имени. Фамилия- это слово обозначает семья. Почему? У всех членов семьи была одна фамилия.
( Спросить у детей их фамилия, и какие фамилия у мам пап.)
Фамилии образовывались разными способами. Например, по имени отца.
Какая фамилия может произойти от имени: Иван, Петр, Сергей и т.д.?
Если фамилия Петров, то, как было имя отца?( Никитин, Михайлов и т.д.).
Так же фамилии образовывались от рода занятий. Если человек растил хлеб, как могла быть его фамилия?
(Ответы детей).
А его детей называли?
( Ответы детей).
Предложить детям разобрать фамилии Полевой, Коровин, Сапожников.
Еще фамилии образовывались от местожительства.
Где жили люди с такими фамилиями: Ручьёв, Голицын, Московский, Горный?
Фамилии передавались во всех семьях от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку.
Послушайте, я прочитаю вам стихотворение Г. Граудина « Прадеды»
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Есть в каждой группе Кузнецов
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
Быть может, юный Столяров
И с молотком не сладит,
Но прадед был из столяров.
С пилою Пильщиков дружил
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые
Вглядись и ты увидишь в них
Историю России.
Хозяйка: ОЙ, что- то вы ребята засиделись. Давайте немного поиграем. Как вы думаете, могла быть фамилия у человека, который зазывал всех на игры?
(Ответы детей).
Пойдёмте во двор, поиграем.
Русская народная игра « Бабушка Пыхтиха ».
( Пыхтиха выбирается считалкой).
Бабушка Пыхтиха бредёт с палочкой в руке. Играющие ребята обступают её и спрашивают:
- Бабушка Пыхтиха, куда пошла?
- К обедне.
- Возьми нас с собой.
- Идите, да только не шумите.
Дети некоторое время идут молча за бабушкой смирно, затем поднимают шум и крик. Пыхтиха сердится, бросается их ловить, поймавших забирает себе.
После игры дети рассаживаются на скамейки.
Хозяйка: Как вы думаете, кем были ваши прадеды, если судить по вашим фамилиям?
( Дети объясняют происхождение своих фамилий).
Объяснить детям, что есть фамилии, происхождение которых иногда трудно объяснить, т.к. старые слова забылись.
Хозяйка: Каждый человек гордится своей фамилией. Есть фамилии, которые знает каждый: Пушкин, Чайковский, Маршак, Гагарин.
Вы вырастите и чем-нибудь прославите свою фамилию, и люди с уважением будут произносить её.
( Слышится шорох из- за печки).
Хозяйка: Кто это? Да это домовёнок Кузя наверное проснулся.
Домовёнок: Что за шум здесь?
Хозяйка: Здесь у нас собрались дети. Вот Сережа Понамаренко, Лена Шматова и т.д. Они в гости к нам пришли, не хочешь с ними поиграть?
Домовёнок: Хочу, но только я лёжал на печи, да слышал, что вы тут говорили. У всех есть фамилия и имя, которое они могут прославить, а у меня только имя Кузя. Я тоже себе фамилию хочу. Придумайте мне, пожалуйста, фамилию.
( Дети придумывают фамилию домовёнку).
Домовёнок: Ой, мне очень понравилось… За это я поиграю с вами в игру с пословицами.
ИГРА « Пословицы рассыпались».
Не один в поле воин. - Один в поле не воин.
До добра не баловство доводит. - Баловство до добра не доводит.
Людей поспешишь, насмешишь. - Поспешишь, людей насмешишь.
Нашел, нет друга, береги, ищи. - Нет друга ищи, нашел- береги. И т.д.
Домовёнок: Молодцы, много пословиц знаете. ( потягивается). Ой, устал я что-то, пойду на печку спать.
Воспитатель: Ну и нам пора домой. Спасибо тебе Хозяюшка за приём. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
занятие"Семейная родословная"
«Семейная родословная»Занятие. Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания"Моясемья"
Данный проект является долгосрочным творческо-информационным проектом.Участники проекта дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.В проекте дается теоретическое обоснование значимости с...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....