«Моя семья, моя родословная».
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Малеваная Светлана Владимировна

Приобщать детей к истокам своего прошлого и проявлять уважение к нему. Вызвать желание узнать историю своей семьи. Углублять представления о семье, родственных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_rodoslovnaya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Березка»

 

                           г.о. Краснознаменск  Московской области

Непосредственно образовательная деятельность

( социализация, коммуникация, познание)

«Моя  семья, моя родословная».

подготовительная группа

                                                             

                                                          Подготовила и  провела воспитатель  

     

                                                                                         Малеваная С.В.

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

Продолжать воспитывать у детей любовь к своей Родине-России. Приобщать детей к истокам своего прошлого и проявлять уважение к нему. Помочь детям понять значение и содержание слова « фамилия». Вызвать желание узнать историю своей семьи. Углублять представления о семье, родственных отношениях. Показать мудрость русского народа, на примерах пословиц и поговорок, его остроумие и красоту слова. Развивать речь, мышление, умозаключения.

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение русской народной сказки:   « Про Радивую и Ленивую». Работа с родителями : « Откуда пошла ваша фамилия

 МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Домовёнок   Кузя. Атрибуты для подвижной игры: платок, палка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Утро доброе, хозяева. Позвольте во горенку войти, во горенку войти, да на лавочку сесть.

Хозяйка: Проходите, дети милые, да рассаживайтесь поудобнее. Мы очень рады вас у нас в избе принимать.

Воспитатель: Хозяйка, а что ты делаешь?

Хозяйка: Да вот ищу сказку, да не помню. Как она называется.

Воспитатель: А про кого сказка?

Хозяйка: В одной избе жили две девочки. У одной была фамилия Умелова, а у другой Лентяева.

Воспитатель: ребята давайте поможем Хозяйке вспомнить эту сказку. Как она называется?

Дети: Русская народная сказка  « Про Радивую и Ленивую».

Воспитатель: А почему хозяйка подумала, что у девочек фамилии Умелова да Лентяева?

                                        ( Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое фамилия?

                                          ( Ответы  детей)

Хозяйка: Фамилии получили распространение 900 лет назад. Они добавлялись к имени, потому что иногда было трудно различать людей по одному имени. Фамилия- это слово обозначает семья. Почему? У всех членов семьи была одна фамилия.

      ( Спросить у  детей их фамилия, и какие фамилия у  мам пап.)

Фамилии образовывались разными способами. Например, по имени отца.

Какая фамилия может произойти от имени: Иван, Петр, Сергей и т.д.?

Если фамилия Петров, то, как было имя отца?( Никитин, Михайлов и т.д.).

Так же фамилии образовывались от рода занятий. Если человек растил хлеб, как могла быть его фамилия?

                                       (Ответы детей).

А его детей называли?

                                       ( Ответы детей).

Предложить детям разобрать фамилии Полевой, Коровин, Сапожников.

Еще фамилии образовывались от местожительства.

  Где жили люди с такими фамилиями: Ручьёв, Голицын, Московский, Горный?

Фамилии передавались во всех семьях от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку.

Послушайте, я прочитаю вам стихотворение Г. Граудина « Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси?

                                         Свою фамилию спроси.

  Есть в каждой группе Кузнецов

                                         Кто прадед Кузнецова?

                                         Он был из рода кузнецов

                                         Отец отца отцова.

Быть может, юный Столяров

                                          И с молотком не сладит,

                                          Но прадед был из столяров.

С пилою Пильщиков дружил

                                          Мял Кожемякин кожи,

                                          В атаки Воинов ходил,

                                          Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих

                                          Фамилии простые

Вглядись и ты увидишь в них

                                          Историю России.

Хозяйка: ОЙ, что- то вы ребята засиделись. Давайте немного поиграем. Как вы думаете, могла быть фамилия у человека, который зазывал всех на игры?

                                   (Ответы детей).

Пойдёмте во двор, поиграем.

                       Русская народная игра « Бабушка Пыхтиха ».

                         ( Пыхтиха выбирается считалкой).

Бабушка Пыхтиха бредёт с палочкой в руке. Играющие ребята обступают её и спрашивают:

  • Бабушка Пыхтиха, куда пошла?
  • К обедне.
  • Возьми нас с собой.
  • Идите, да только не шумите.

Дети некоторое время идут молча за бабушкой смирно, затем поднимают шум и крик. Пыхтиха сердится, бросается их ловить, поймавших забирает себе.

После игры дети рассаживаются на скамейки.

Хозяйка: Как вы думаете, кем были ваши прадеды, если судить по вашим фамилиям?

                     ( Дети объясняют происхождение своих фамилий).

Объяснить детям, что есть фамилии, происхождение которых иногда трудно объяснить, т.к. старые слова забылись.

Хозяйка: Каждый человек гордится своей фамилией. Есть фамилии, которые знает каждый: Пушкин, Чайковский, Маршак, Гагарин.

Вы вырастите и чем-нибудь прославите свою фамилию, и люди с уважением будут произносить её.

                       

( Слышится шорох из- за печки).

Хозяйка: Кто это? Да это домовёнок Кузя наверное проснулся.

Домовёнок: Что за шум здесь?

Хозяйка: Здесь у нас собрались дети. Вот Сережа Понамаренко, Лена Шматова и т.д. Они в гости к нам пришли, не хочешь с ними поиграть?

Домовёнок: Хочу, но только я лёжал на печи, да слышал, что вы тут говорили. У всех есть фамилия и имя, которое они могут прославить, а у меня только имя Кузя. Я тоже себе фамилию хочу. Придумайте мне, пожалуйста, фамилию.

                ( Дети придумывают фамилию домовёнку).

Домовёнок: Ой, мне очень понравилось… За это я поиграю с вами в игру с пословицами.

                          ИГРА « Пословицы рассыпались».

Не один в поле воин.   -   Один в поле не воин.

До добра не баловство доводит.  -  Баловство до добра не доводит.

Людей поспешишь, насмешишь.  -  Поспешишь, людей насмешишь.

Нашел, нет друга, береги, ищи.  -  Нет друга ищи, нашел- береги. И т.д.

Домовёнок: Молодцы, много пословиц знаете. ( потягивается). Ой, устал я что-то, пойду на печку спать.

Воспитатель: Ну и нам пора домой. Спасибо тебе Хозяюшка за приём. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания"Моясемья"

Данный проект является долгосрочным творческо-информационным проектом.Участники проекта дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.В проекте дается теоретическое обоснование значимости с...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....