Проект "Мой родной Томск"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Швецова Клара Ахатовна

Цель проекта.

 Расширение знаний детей о своём городе через осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма;  приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;  воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_rodnoy_tomsk.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томск

ПРОЕКТ

 «Мой родной Томск».

Срок реализации: 01.09.2012г.-27.12.2012г.

База реализации проекта: дети 6-7 лет  (28 человек)

                                                                                Автор и руководитель проекта:

Швецова Клара Ахатовна,

                                                                                                  воспитатель.

Томск - 2012

      Проблема. Работая по вопросам формирования  у детей основ гражданской культуры, социально - личностного и нравственного развития, мы пришли к выводу, что знакомство  с городом, его достопримечательностями, известными людьми имеет большое значение. Но столкнулись с множеством проблем: не было  системы планирования, недостаточно материала  для детей дошкольного возраста, не была проработана  система  взаимодействия с родителями,  многие из которых  имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, соответственно  дети не владеют достаточной информацией.

       Не имея достаточного количества знаний, трудно  сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данную проблему можно считать актуальной, не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

       Актуальность.

       Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений , переживаний, эмоции с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым  городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос. Детские воспоминания самые яркие, волнительные. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном  какие-то моменты из своего детства и  места, где они происходили. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.

      Наш межсемейный проект "Мой родной Томск" посвящается малой Родине наших воспитанников.

      Цель проекта.

 Расширение знаний детей о своём городе через осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма;  приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;  воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

      Задачи проекта.

1.Объединить в единую образовательную систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение.

2. Сформировать у ребёнка представления о себе, своей семье, социальном окружении, о роли города в экономическом развитии страны, экологической культуре.

3. Расширить знания детей о различных социальных объектах, их взаимосвязи и значении для жизни города, о растительном и животном мире Томской области.

4. Развивать у детей  связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

5. Сформировать у детей  бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, окружающей природе.

6. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

      Основные направления проекта.

1. Социальное направление:

- Я и моя семья.

- Социальные учреждения различной сферы города, их взаимосвязь.

2. Экономическое направление:

- Ведущие профессии.

- Ресурсы города.

- Промышленные объекты.

3. Экологическое направление:

- Растительный и животный мир  области.

- Охрана природы.

4. Культурно-историческое направление:

- История моей семьи.

- История города.

- Культура и традиции разных национальностей в моём городе.

        Принципы работы по проекту.

- Приоритет общечеловеческих ценностей .

- Здоровье и жизнь ребёнка, свободное и творческое развитие его личности.

- Региональность, опора на объекты ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

- Отношение к человеку как к части природы.

- Интегративность знаний.

- Установление взаимосвязи в природном и социальном окружении, формирование у детей целостной картины мира.

- Развитие личностных качеств ребёнка: позитивное отношение к родному городу,  к его жителям, труду;  активность, любознательность, толерантность.

       Развивающая среда.

- Уголок города, где размещены познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска, фотоальбомы, детские работы, символы, макет города.

- Уголок экспериментирования для проведения разнообразных исследований природы.

- Стенды,  ширмы, фотографии, картины о Томске на стенах группы и приёмной.

      Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный.

Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора. Формулирование цели и задач проекта.

2. Исходно-диагностический.

Разработка диагностического инструментария.

3.Формирующий.

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Итогово-диагностический.

Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств.

      Содержание проектной деятельности.

месяц

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Сентябрь

1. Анкетирование родителей знаний и представлений  о родном городе, его историй, достопримечательностей.

2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

3. Беседа: "Я и моя семья"

4. Промышленные объекты нашего города.

     Рассказ  о заводах, комбинатах, станциях, фабриках Томска.

5. Растения Томской области.

 "Красная книга"  Томской области.

6. Беседа о Томске.

     История возникновения Томска.

Конкурс рисунков на тему" Моя семья"

Сюжетно-ролевая игра" Семья".

Рассматривание иллюстраций книги "Томские просторы".

 

Составление и загадывание загадок о растениях друг другу.

Д.и: "Узнай по описанию".

Составление "Красной книги" Томской области и изображением наиболее известных растений.

Рассматривание книг о Томске "Деревянная архитектура Томска", "Мой Томск", журналы" Сибирская старина", оформление фотоальбома "Мой родной Томск".

Рассказы о понятии "Семья", об обязанностях в семье, о взаимоотношениях.

Прогулки по городу, рассматривание и рассказывание о промышленных объектах нашего города.

Рассматривание растений, сравнивание, рассказывание о пользе растений, для чего и как используются. Помощь в составлении

 " Красной книги"  Томской области (картинки, рисунки...)

Стихотворения для конкурса чтецов ( подбор и заучивание) на тему" Мой Томск".

                   Октябрь.

1. История моей семьи.

    Генеалогическое древо.

2. Беседа: "Люби и знай наш Томский край".

3. Животный мир Томской области.

    "Красная книга" Томской области.

4. Экскурсия в музей деревянного зодчества.

     Рассказ: " Тайны старого Томска".

Конкурс на самый интересный рассказ об историй своей семьи (с демонстрацией фотографий, писем, открыток).

Участие в викторине: "  Мой родной край".

Лепка: " Моё любимое животное"

Рассматривание "Красной книги" с изображением редких животных Томской области.

Составление "Красной книги" с иллюстрациями редких животных Томской области.

Беседа: " Что интересного увидели и запомнили при посещении музея".

Рисунки на тему: "Я и музей".

Рассказывание детям о своих корнях, об интересных датах, случаях из жизни семьи.

Подготовка детей к конкурсу на самый интересный рассказ из жизни семьи.

Беседы, рассказы о природе родного края.

Рассказывание, показ иллюстраций, картинок с изображением животных Томской области. Помощь в составлении "Красной книги" с некоторыми животными Томской области.

Беседа о посещении музея, разъяснение некоторых деталей.

Анализ рисунков по теме: "Я и мой музей".

                  Ноябрь.

1. Беседа: " Я и мой Томск. Деревянная архитектура Томска".

  Подготовка детей к участию в городском музыкальном конкурсе" Горенка".

2. Викторина о ведущих профессиях в нашем  городе.

3. Беседа:  " Я часть природы" (разные ситуации общения с природой, правила поведения на природе).

4. Экскурсия в районную библиотеку "Истоки".

   Рассказ: " Самые известные улицы нашего города".

Изготовление макета " Наш старинный город Томск".

Участие в музыкальном конкурсе, заучивание фольклорных песен, танцев, частушек и т.д.

Конкурс рисунков: " Профессии моей семьи".

Рассматривание иллюстрации с изображением людей разных профессии. Сюжетно-ролевые игры:  " Детский сад", " Парикмахерская", "" Стройка",  Магазин", "Библиотека", " Больница", " Почта".

Заучивание правил правильного обращения с природой. Эмблемы: " Берегите лес".

Д.и: " Мы защитники природы".

 Слушание сказок и заучивание малых жанров устного народного творчества из сборника " В некотором царстве".Фольклор для детей. Томская область.

Экскурсии по городу, рассматривание и выделение особенностей архитектуры Томска.

Рассказывание о своих профессиях, профессиях других родственников.

Составление совместно с ребёнком рассказа" Моя профессия важна, моя профессия нужна".

Рисунки на тему: " Природа в опасности".

Беседа об охране окружающей среды, о бережном отношении ко всему живому.

Заучивание с ребёнком прибауток, потешек, считалок,кричалок, дразнилок, которые знакомы родителям с их давно прошедшего   детства.

декабрь

1. Экскурсия по зимнему Томску в университетскую рощу, в  Лагерный сад.

   Чтение стихотворений о зимнем Томске.

2. Экскурсия в центр татарской культуры.

   Рассказ о нашем микрорайоне  Татарской слободе (Заисточье), о его достопримечательностях,  людях, живущих здесь, традиции и культуре.

   

3. Викторина о Томске (закрепление полученных знаний о Томске)

4.Интеллектуальная игра: " Счастливый случай"

5. Итоговое диагностирование детей.

Повторное анкетирование родителей.

Оформление альбома "Наш любимый детский сад".

Изготовление макетов

" Наш Томск", "Я и мой детский сад".

Повторение малых жанров устного народного творчества из сборника" В некотором царстве". Фольклор для детей. Томская область.

Хороводные песни,  танцы.

Народные игры.

Частушки о Томске.

Оформление коллажа: "Мой старинный город Томск".

Разгадывание загадок.

Ответы на вопросы.

Рассказывание потешек, прибауток, считалок, дразнилок, пословиц, поговорок, сказок.

 Правильно отвечают на заданные вопросы, узнают и рассказывают об известных местах Томска, рассказывают стихи, малые жанры фольклора Томской области и т. д. Высказывают желание разрабатывать такие же интересные проекты, намечают темы следующих проектов.

Сочинение на тему: " Мои любимые места отдыха в Томске".

Рисунок" Угадай, где я отдыхаю" (известные, любимые места отдыха томичей).

Запись разных жанров устного народного творчества из уст старожил, заучивание и обыгрывание с детьми.

Всевозможные беседы об истории Томска, о  старой и новой архитектуре. Наблюдения в процессе прогулки.

Помощь в подготовке и проведении игры, позитивный настрой детей, приготовление сюрпризов участникам игры.

 Вместе с детьми  и педагогами обсуждают результаты проекта, высказывают замечания и  пожелания при проведении следующих проектов,  подводят детей к обобщению,  

     Вывод: Данный проект можно реализовать в любых дошкольных учреждениях. Решаемая проблема вызывает интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.

     Литература.

1. Алёшина Н.В.  Знакомим дошкольников с родным городом. - М.:ТЦ Сфера,  1999,-112с.

2. Алёшина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников. -  М.:ЦГЛ,  2004. -156с.

3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003,  №6,  с.45-55.

4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика,  2006,  №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 116 г. Томска за 2011-2012 учебный год

В публичном докладе представлен анализ работы МБДОУ №116 г. Томска в котором дана характеристика кадрового состава ДОУ, анализ заболеваемости воспитанников, результаты диагностики освоения дошкольника...

План мероприятий по реализации ФГТ к структуре ООП МБДОУ №116 г. Томска

План мероприятий по реализации ФГТ к структуре ООП МБДОУ №116 г. Томска содержит нормативно-правовое  и организационно-методическое обеспечение реализации ФГТ к ООП МБДОУ №116 г. Томска....

анализ программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №116 г. Томска № 116 г. Томска

В анализе представлены цель и задачи программы развития ДОУ на 2010-2012 годы а также результаты работы коллектива ДОУ по выполнению поставленных задач....

Информационная карта старшего воспитателя МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка" городского округа Стрежевой Томской области Сосновской Марины Видиславны

Информационная карта представляет собой собрание документов:-содержит таблицу с основными данными,-собрание документов (копия диплома, полученные сертификаты, прохождение курсов повышения квалификации...

Презентация. Животные Томской области.

Для практического использования на занятиях по экологии....

Знакомство дошкольников с растительным миром Томской области посредством проекта "Деревья родного края"

Уважаемые коллеги! Представляю вам опыт работы по теме:«Знакомство детей с растительным миром Томской области посредством проекта «Деревья родного края»...

«Виртуальная прогулка по родному городу Томску»

Конспект открытого занятия по познавательному и речевому развитию детей старшей группы c использованием ИКТ...