Экологическое воспитание в ДОУ. Проект "Лаборатория".
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

В конспекте проекта представлена работа по проведению опытов с водой с дошколятами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya.odt22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Подольска МДОУ

Детский сад комбинированного вида  №9 "8 Марта".

Проект

                             

                                            "  Лаборатория неживой природы".

                                                               ( средняя группа )

                                                                    Подготовила и провела: в-ль Визгина И. Н.

                                                                 г. Подольск 2013 г.

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Перспективный план работы по проекту "Лаборатория неживой природы" (средняя группа).

1. Исследуемый объект или явление: Вода.

 1.Название мероприятия( опыта, эксперимента): Узнаем, какая вода.

 Цель опыта: Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

 Материал, оборудование:

- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких цветных предметов;

- три одинаковые емкости с водой;

2.Вода волшебница.

 Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).

  Материал, оборудование:

- гуашевая краска

-пакетик растворимого кофе;

- 10 кусочков сахара рафинада;

- одинаковые стаканчики по количеству детей.

2. Исследуемый объект: Воздух.

Название мероприятия (опыта, эксперимента):1. Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Материал, оборудование: полиэтиленовые пакеты.

2. Игра с соломинкой.

                                                 1

Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материал:

-трубочки для коктейля;

- емкости с водой.

3.Игры с воздушными шариками и с соломинкой.

Цель: Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материал, оборудование:

- 2 воздушных шарика(один-надутый слабо, мягкий; другой- надутый сильно, упругий);

4. Выдувание мыльных пузырей.

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в капле мыльной воды образуется пузырь.

Материал, оборудование:

- тарелки(поднос);

- стеклянная воронка;

- соломенные палочки к колечками на конце;

- мыльный раствор и емкость для него.

5. Ветер по морю гуляет.

Цель: обнаружить воздух.

Материал, оборудование:

- бассейн с водой;

- модель судна- парусника.

3. Исследуемый объект: Вес.

Название мероприятий: Легкий- тяжелый.

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Оборудование:

- перышко и камень;

-непрзрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой;

                                                              2

2. Плавает- тонет.

Цель: Показать, что в осносном все легкие предметы обладают плавучестью.

Оборудование:

- кусочек пенопласта;

- проволока;

-деревянный брусок;

-металлический брусок;

4.Исследуемый объект: Температура(тепло).

Название мероприятия: Горячо- холодно.

Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Оборудование:

-емкости(пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнечной стороне и в тени;

-предметы, лежащие под лучами солнца;

-предметы, лежащие в тени.

2.Чудесный мешочек.

Цель: Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов( металлические- холодные, деревянные- теплее).

Оборудование: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы( кубики, пластинки, шарики).

5.Исследуемый объект. Песок.

Название мероприятия: Песочные струйки.

Цель: Знакомство со свойствами песка- сыпучестью.

Оборудование:

-пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки, песок ,вода, совочки, лопаточки, ведерки, формочки.

2.Чудесные фигурки.

Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формовать.

                                                         3

                                  Занятия по пректу

              " Лаборатория неживой природы".

Все опыты проходят с участием игрового персонажа Экоши. Это мягкая игрушка.

                              1.   Узнаем , какая вода.

Экоша. "Ребята, я обнаружил на столике две загадочные банки(дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна-пустая, другая с водой). Интересно, что в них?" Предлагает рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая- тяжелая.

Экоша(предлагает):" Давайте откроем первую банку. Что в ней?(нет ничего, кроме воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая".

Педагог. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Экоша:"В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?"(ответы детей).

Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой"

Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие "прозрачная".

Экоша:"А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая".

Педагог(обращаясь к Экоше, предлагает):"Экоша, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется".

2.Вода-волшебница.

Экоша:"Ребята, мне понравилось с вами заниматься, что я сегодня снова заглянул к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка посмотрим.Так(показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она?(чистая, прозрачная).Вот она-чистая и прозрачная вода!(Оставляет на столике одну бутылку). А хотите, научу вас делать фокус? (ответы детей).Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с красной краской.Где на участке вы видите красный цвет?(цветы, божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три!(размешивает краску в воде). Посмотрите! Водичка стала красного цвета!Давайте, проверим, прозрачная она или нет.(опускает ложечку в стакан).Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная". Педагог: "Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску". предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус.

Экоша:"А зачем нам нужна третья бутылка?"

Педагог:"Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус.Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в стаканчик(наливает).

                                                                          4

Какая вода в стаканах?(прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус?(вода как вода, без вкуса).Понюхайте, чем пахнет? Ничего? А сейчас каждый из вас положит себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе). Поменяла вода цвет, растворила кофе. А теперь попробуйте, какая стала на вкус?(Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой?( Положить сахар).

Возьмем сахар.(Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какого вкуса стала вода? Сладкого.

Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!"

                                     Воздух

1.Что в пакете?

Экоша вместе с детьми среди игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.

Экоша:"Что у вас в этих пакетах?"

Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Педагог:" А теперь, что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий".

Экоша:"Что же там? Откройте, мы посмотрим".

Воспитатель открывает пакет, в нем ничего нет. Обращает внимание, что теперь пакет перестал быть упругим.Экоша:"Так что же в нем было?"

Педагог:"В пакете был воздух, он прозрачный(невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой".

2. Игра с соломинкой.

Экоша:"Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принес вам подарки".

Раздает всем детям трубочки для коктейля.

Экоша:"Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?"(выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)".

Педагог:"Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и нос, и при выдохе его можно не только почувствовать(как вы чувствовали ветерок из  трубочки), но и увидеть.

Экоша:"А я не верю!"

Педагог:"Мы сребятами тебе докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть(наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?"

Экоша:"Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх".

3.Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Экоша приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой- наполовину.

                                                                         5

Экоша:"Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?"

                                                                     

                                                                     

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему(с тем, который надут больше, так как отбивается, летает, плавно опускается вниз и др.). Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что надут, другой-мягкий.

Экоша:"Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать- я не знаю".

Педагог:"Ребята, поможем Экоше?Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним хорошо было играть?(побольше надуем). Что находится внутри шарика?(Воздух). Как он попал в шарик?( его туда выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель(обращается к Экоше):"Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.(на выдохе предлагает подставить ладлшку под струю воздуха).Откуда берется воздух внутри человека?(его вдыхают).

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит воздух через пузырьки.

В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самимю Раздает всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.

4. Выдувание мыльных пузырей.

Воспитатель:"Ребята, поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.

(Обращает внимание детей на поднос)"Какой днос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили? (Ответы детей).

Я сегодня налью на этот поднос воду, не простую, а мыльную(с мыльным порошком). А на середину, прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.

Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговица спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком.А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку, вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь(над пуговкой).

Воспитатель:"Ну вот получился еще один колпачок- мыльный пузырь, внутри него находится воздух.А как он туда попал?( ответы детей).Правильно, я выдохныла его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечками на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь.Далее, дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие- значит в них много воздуха вдохнули, меньше размером-это потому, что в них мало воздуха.

5.Ветер по морю гуляет.

К детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки.

Экоша:"Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники

                                                                           6

живут в лесу на другом берегу реки.Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок- и вот я здесь!

Воспитатель:"Постой, а причем здесь ветер?

Экоша:"Ну какже, ведь это он подталкивал мой кораблик".

Воспитатель и дети(удивлены).Как, чем подталкивает?

Экоша. Пойдемте все к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.

Дети берут бумажные парусники и подходят к" бассейну" (к емкости с водой).

Экоша(обращается к детям): Поставьте свои парусники на воду а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы детей).Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха побольше и сильно выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.

Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.

Можно провести соревнование в парах"Чья лодка доплывет скорее?"

                                                      Вес

1.Легкий- тяжелый.

Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом-медвежонком Винни.

Экоша: Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами.Можно взять вот эти игрушки?(показывает на оборудование "лаборатории").Воспитатель: Пожалуйста, выбирайте!( предлагает цветные бутылочки из одинакого материала,но разного размера).

Экоша берет бутылочки маленькие, а Винни-большие.

Воспитатель:(спрашивает детей)Почему чэкоша и Винни так распределили бутылочки?

(дети отвечают, проверяя(взвешивая) бутылочки на вес)

Воспитатель(обращаясь к Экоше и Винни):Посмотрите, у нас вот какие еще игрушки!

(игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие- песком).

Воспитатель: Какие игрушки возьмет Экоша, а какие- Винни? Почему?

Затем воспитатель предлагает детям выбрать "угощение" в ведерках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша , а какое- Винни.

Педагог проверяет предположение детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведерок.

2.Плавает-тонет.

Экоша(говорит, обращаясь к детям):Ребята, пока вас не было, я решилпоиграть в морской бой на воде.Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, меиаллическую тарелочку.И некоторые из этих"корабликов" сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Вспитатель: Сейчас мы с ребятами тебе поможем.Ребята, почему утонул кораблик-

проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему

                                                                         7

плавает кораблик-палочка?( потому что легкий).

Экоша: "Теперь я понял.Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!

Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает- тонет).Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.

                                                      Температура.

1.Горячо- холодно.

На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.

Настя: Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель: Настенька, ты наверное долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) Правильно, теплой. Где у нас есть вода? (в емкости, в бутылочках, стоящих в тени).

Давайте попробуем, какая вода в вашем "бассейне"(в емкости для воды).

Дети трогают, отвечают, что теплая.

А в бутылочках? (холодная).Почему?( ответы детей).Да, вы правы, "бассейн" стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.

Настя: Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная теплая вода.

Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать.

Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки( совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже солнышко согрело.

Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой.

Что произошло? (игрушки остыли быстро). Воспитатель обсуждает это с детьми.

2.Чудесный мешочек.

На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла(зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.

Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по-одному."Холодные" предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из металла. Аналогично дети достают предметы "теплые" и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы(из стекла)- средние по теплоте.

Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные- теплее.

                     

                       Песок.

1.Песочные струйки.

Воспитатель( обращаясь к детямя. Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.

Экоша:"И я тоже люблю ! Я даже интересную игру придумал, "Песочные струйки"

                                                                         8

называется. Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок(показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода , струйкой течет. Сухой песок- сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою еекрышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой! Песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик(показывает). Атеперь вы тоже попробуйте.

Дети экспериментируют с сухим песком.

2.Чудесные фигурки.

На прогулке дети встречают Экошу. Унего грустный вид.

Воспитатель" Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?

Экоша:"Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз- забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята? (ответы детей).

Воспитатель:" Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше?(ответы детей).Налить воды на песок и перемешать лопаткой. Давайте попробуем?

Дети носят воду ведерками из емкости, смачивают песок. Затем все вместе делают "пирожные", используя формочки; колобки и лепешки, прихлопывая ладошками.

Экоша:" Почему же сырой песок не сыплется?

Воспитатель:" Это потому, что вода склеиваит между собой частички песка. У сухого песка все частички- отдельно друг от друга.

                                                                      9

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...