Проектная деятельность
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Черкасова Татьяна Леонеровна

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение  воспитанников в создание тех или иных проектов дает  им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_organizatsii_proekta.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность показалась мне интересной, и я бы хотела поделиться опытом с другими воспитателями.

 Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение  воспитанников в создание тех или иных проектов дает  им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. [Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  детей-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект – это «пять П»:

· Проблема

· Проектирование (планирование)

· Поиск информации

· Продукт

· Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В методе проектов на первое место становится деятельность.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (явлений).

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию;

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- Умение анализировать;

- Умение составлять  отчет;

- Формирование позитивного отношения  к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

 - познавательные

  -практические

  -самоконтроля

  -организационные

  -оценочные

 Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат   картинку . Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?», который  может пере

расти в проект «Свойства магнитов». Эта работа поможет  экспериментально выяснить, какими свойствами обладают магниты, где и как они используются.     предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.

Тему для другого проекта подсказал случай. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Вода». Дети наблюдали и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько  ребят в группе закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта был выпуск плакатов о бережном отношении к воде.  

 Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

Ø Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»

Ø Представьте, что вы на какое-то время стали столом в  комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

Ø Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши».      

На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.

1. Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.

Ø Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.

Ø Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.

Ø Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.

Ø Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.

2. Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.

Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.

Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника. Но всегда есть куда расти. Хочу использовать презентации, сделанные с родителями, как соавторами проекта. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы  детей, помогаю выбрать значимое. Опираясь на материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.

 Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего коллектива, и для  воспитателя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах. Родители поддерживали своих детей во всех начинаниях. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за прошедший год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...