"Свойства воздуха. Газ." Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Евсейчева Галина Петровна

Организация познавательно-исседовательской деятельности с детьми по теме "Воздух" посредством экспериментальной практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaz.svoystva_vozdukha.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 438 Г.О. САМАРА

_____________________________________________________________________

Методическая разработка

для воспитателей городского округа Самара

«Свойства воздуха. Газ.»

(конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшей группы )

Подготовила:

Воспитатель Евсейчева Галина Петровна

Самара, 2012

Конспект

Познавательно-исседовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: Газ. Свойства воздуха

Цель. Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Социализация»,

«Здоровье», «Познание».

Образовательная область «Коммуникация»:

- побуждать к проявлению инициативы и любознательности;

- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;

Образовательная область «Социализация»:

- совершенствовать умение слушать ответы товарища и не перебивать;

- формировать умение оценивать работу товарища;

Образовательная область «Здоровье»:

- развивать координацию речи с движением (физминутка);

-  формирование потребности гулять на свежем воздухе.

Образовательная область «Познание»:

- уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

- расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека;

- уточнить представление о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Образовательная область «Безопасность»:

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Методы и приёмы:

Практический:  физминутка,  эксперимент;

Наглядный:  наблюдение за действиями воспитателя;

Словесный:  загадка, беседа, рассуждение, обобщения, выводы.

Материалы и оборудование:  ёмкости с водой, пластилин, пластиковые стаканы и бутылочки,  листы бумаги, воздушные шары. 

                       Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Смена статистического положения, физминутка

Игровая

 Введение в игровую ситуацию, свободная  игра

Познавательно-исследовательская

 Экспериментирование, решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседа, ситуативные разговоры, вопросы, загадка

Трудовая

 Познавательные опыты и задания

Деятельность воспитателя

Деятельность     детей

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель сидит на ковре и рассматривает  «Детскую энциклопедию». Дети отвечают на вопросы воспитателя:

- Что за книгу мы рассматриваем?

- Что такое энциклопедия?

(Это книга, из которой можно узнать много нового и интересного.)

- А ещё как можно узнать, то, что нам неизвестно?  (Отправиться в страну ДОКОРУПО.)

- Что это за страна такая?

- Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена,

В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во всё, что с тобой находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В страну, ДО  Которой  Рукою  ПОдать.

Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, экспериментатора.

Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем заветные слова: « Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади» (3раза)

Появляется дедушка  Знай.

-Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию.

Слушают, рассматривают, делятся впечатлениями, высказывают варианты ответов.

Игровая ситуация.

Создание мотивации к предстоящей деятельности

Вхождение в воображаемую страну.

1.Подойдите к первому столу, где всё готово для проведения игры «Тонет – не тонет». Вам уже знакома эта игра, и вы без труда определите.  Какие предметы будут плавать, а какие утонут. Проводится опыт «Тонет -  не тонет».

Почему одни предметы тонут, а другие  - нет?»

2.Сейчас я загадаю вам загадку. На следующем столе происходит очень странная  вещь. Один и тот же предмет – пластилин то плавает, то тонет.

Посмотрите.  Проделайте. Попробуйте объяснить, почему так происходит.

Проводится опыт «Пластилин в газировке». Объяснение – пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит, воздух легче воды, он всегда всплывает.

- Где же используется это свойство воздуха?  (Надувной круг не даёт человеку утонуть.)

Проделывают эксперимент,

отвечают на вопрос,

делают выводы.

Сформировано понятие о поведении тел в воде в зависимости от их массы.

3

Что такое воздух?  Воздух – это невидимка.  Он прозрачный, невидимый, лёгкий. Он находится везде. Воздух необходим и человеку и животным.  Без него они погибнут. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, сажать растение в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу. Где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранять природу, соблюдать  чистоту, не загрязнять воздух. Чтобы самому не погибнуть. Беседа о значимости растений в очищении воздуха и необходимости  бережного к ним отношения.

     

 Беседа, размышления, высказывания из собственного опыта и наблюдения, делают выводы.

Сформировано представление о значимости воздуха в жизни человека и растений.

4

Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»

Выполняют  логоритмические движения.

Снятие напряженности, усталости

5

Итак, воздух находится везде. А как в этом убедиться? Можно помахать листком у лица и тогда почувствуешь лёгкий ветерок – это и есть воздух!

3. А вот в этой бутылочке что – то есть или она пустая?  В ней воздух! Убедимся в этом, опуская бутылочку в воду – из неё выходит воздух в виде пузырьков.

4. В этом стакане тоже воздух.

Проводится опыт с листочком бумаги, прикреплённым ко дну стакана пластилином.

- Если опустить перевёрнутый стакан в воду, то листочек намокнет или останется сухим?

Остался сухим. Почему? Это воздух не дал воде намочить листочек.

5. А вот в этой пустой бутылочке, как вы думаете, что? А знаете,  что произойдёт с воздухом, если его поместить в горячую воду? Проводится опыт с воздушными шариками, которые надуваются при погружении пустой бутылочки в тёплую воду.

Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.

Наблюдают, размышляют,

высказываются,

слушают товарищей.

отвечают на вопросы.

Сформировано понятие о воздухе, как реально существующем газе.

6

Итак,  вы сегодня узнали много нового о воздухе, его значении для человека и всех живых существ.  А, знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть?

Пройдите в раздевалку, там вас ждёт сюрприз – воздушные шары, они наполнены воздухом.

Свободные игровая деятельность с шарами.

Итоговое мероприятие: детское развлечение, с подвижными играми, стихами, загадками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы « Семицветик » - " Воздух - невидимка"

Тема: «Воздух - Невидимка»Цель: Познакомить с понятием – воздух и его свойствами. Задачи:Образовательные: 1. Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.2. Формировать интерес к экспе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. -  способствовать обогащению и закреплению знани...