"Как праздновали масленницу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мухаметшина Нурия Разябовна

Знакомство с прошлым нашего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kak_prazdnovali_maslennitsu.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познание»,+ «Коммуникация»

+ «Социализация» + «Музыка» + «Художественное творчество»

Цель: познакомить с происхождением древнего праздника Масленицы, его традициями, идеей праздника.

Задачи:

Образовательная область:: «Познание»

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область:: «Коммуникация»

Обогащение речи детей  народной лексикой. Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. Совершенствовать речь, как средство общения.

Образовательная область:: «Социализация»

Формирование гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств

Образовательная область:: «Музыка»

Приобщение к народному музыкальному творчеству.

Развитие музыкально-художественной деятельности.

Образовательная область:: «Художественное творчество»

Расширить представления об искусстве. Учить воспринимать содержание картин, передавать свое отношение средствами изобразительной деятельности.

Развивать образную память, эмоционально- эстетическую отзывчивость.

Материал: Музыкальное сопровождение (русские народные обрядовые песни). репродукции картин Б. Кустодиева "Масленица", В. Сурикова "Взятие снежного городка"; иллюстрации по теме; листы бумаги формата А3; гуашь.

Ход занятия

Воспитатель.  Посмотрите, ребята на эту картину

 (показ репродукции картины Б. Кустодиева "Масленица").

Как вы думаете, что здесь происходит?

(Зима. Праздник. На лошадях катаются. С гор на санках катаются. Веселятся)

Воспитатель.  Правильно, люди веселятся - праздник наступил!  А праздник этот называется Масленица.

- У каждого народа есть праздники. Их любят и дети и взрослые. Но праздники - это не только веселье. В том, как он проводится - в обрядах, поведении людей, их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляются душа народа, его характер, история.

Многие праздники на Руси имеют древнее происхождение. Они всегда связаны с какими-то значительными событиями в жизни простых людей. Проводы зимы и встреча весны - Масленица (Масленка), один из любимых праздников на Руси. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)

Очень интересно об этом поется в одной из обрядовых песен.

Нам зима-то надоела,

Весь наш хлеб-то переела,

Всю кудельку перепряла,

Веретены поломала.

- В эти дни устраивались различные забавы: катание с ледяных гор на санях, уличные гуляния с песнями, ряжеными. Масленица называлась честной, широкой, обжорной, разорительницей. Говорили, что она "целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась". Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи". В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, "жизнь в горькой беде".

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название.

Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладостями. Дети ладили утром соломенную куклу Масленицу.

Вторник - заигрыши. С утра парни и девки приглашались кататься на горах, поесть блинов. Зазывали: "Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!"

 Пели:

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

Четверг - разгул. Катались на улицах, творили разные обряды и дрались на кулачных боях.

Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда - и всю родню.

Суббота - золовкины посиделки. Молодая невеста приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась надвое: одни охраняли городок, другие должны были взять его силой.

Воскресенье - проводы Масленицы, прощеный день. Этот день сопровождался различными обрядами. Соломенную Масленицу торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. В этот день прощают все обиды и оскорбления.

- О каких традициях, связанных с масленичными гуляниями, вы можете рассказать?

(Дети отвечают. Педагог при необходимости дополняет их ответы).

-Все масленичные развлечения проходили в основном на улице. В дома заходили, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами.

К вечеру того же дня с конца деревни раздается свист. Кто-то громко крикнет: "Масленицу жечь!" После этого каждый берет со двора по снопу соломы, и все отправляются за деревню в поле жечь костер, "палить Масленицу".

Дети поют:

Масленица загорела,

Всему миру надоела -

Обманула, провела,

Годика не дожила -

До поста довела.

Этим обрядом заканчивается Масленица.

(Дети водят хоровод и поют)

Ах ты, Масленица дорогая,

Дорогая, лели, дорогая.

К нам в гости приезжала,

Приезжали, лели, приезжала.

Да сыр с маслицем привозила,

Привозила, лели, привозила.

А мы Масленицу прокатили,

Прокатили, лели, прокатили.

На вороном коне катались,

Мы катались, лели, катались.

- Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остаются главное - радость, особое волнение. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, вкусная специальная еда, песни, пляски и обычаи.

2.- Давайте обратимся к творчеству русских художников, которые изобразили народное гуляние в масленичную неделю.

Картина Б. Кустодиева "Масленица" привлекает нас своими яркими красками. Деревья стоят в инее, небо яркое, разноцветное, кружат стаи птиц. Снег пышный, рыхлый. Резвые лошади мчат расписные сани. Чтобы седоки в санях не замерзли, сани покрывались ковриками да накидками. На козлах сидит ямщик в синем пальто. Лица людей разрумянились. Ребята катаются с горы на санках, играют в снежки. Всем весело.

Художник Василий Суриков изобразил веселую русскую игру "Взятие снежного городка". Крепость строили обычно на льду реки или озера.  Играющие делились на две группы: конницу и пехоту - конница осаждает город, а пехота защищает. Конница по знаку во всю прыть пускается на взятие городка. А пехота, вооружившись метлами, и махая ими стараются не допустить лошадей к городка.

Если всадники прорвутся сквозь пехоту и на всем скаку въедут в ледяные ворота, это значит - городок взят.

- Мы посмотрели с вами, как художники отобразили в своих картинах празднование Масленицы.

Я предлагаю вам изобразить этот веселый праздник.

Постарайтесь передать настроение праздника яркими красками.

В ходе занятия обсудить индивидуально решение изобразительной задачи.

Итог: провести выставку рисунков и их обсуждение.

Интеграция образовательных областей: «Познание» + «Коммуникация»

+ «Социализация» + «Музыка»

Цель: познакомить с происхождением древнего праздника Масленицы, его традициями, идеей праздника.

Задачи:

Образовательная область:: «Познание»

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область:: «Коммуникация»

Обогащение речи детей  народной лексикой. Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. Совершенствовать речь, как средство общения.

Образовательная область:: «Социализация»

Формирование гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств

Формировать  любовь к природе, родному краю, умение трудиться.

Образовательная область:: «Музыка»

Приобщение к народному музыкальному творчеству.

Развитие музыкально-художественной деятельности.

Образовательная область:: «Художественное творчество»

Учить детей работать с природным материалом.

Материал. Солома, проволока  или нитки, юбка, блузка, передник, платок.

Ход:

- Провожали зиму веселым и шумным праздником - Масленицей.

К празднованию Масленой недели (масляной, масленки, сырницы) готовились заранее: заливали для катаний ледяные горки, строили снежные городки, сооружали балаганчики для излюбленных представлений с Петрушкой, украшали сани и упряжь для лошадей, чтобы в праздник на глазах всего честного народа не стыдно было проехаться по селу, позванивая бубенцами и колокольчиками под узорчатой дугой.

В дни Масленой было принято навещать родных, близких и ответно принимать гостей в своем доме. Приход гостей - честь для хозяев, тем более в праздник. На столы выставлялось как можно больше вкусной еды и питья: пирогов, яиц, творога, рыбы, кваса и пива Особое значение имели блины, ставшие своего рода символом Масленицы:

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Накануне Масленицы, завидя возвращавшиеся в деревню с ярмарки сани, нагруженные всякой провизией, дети подбегали к вознице с вопросом: "Везешь ли Масленицу?" На это спрошенный должен был ответить: "Да",- и одарить ребятню каким-либо гостинцем. За жадность ребята могли наказать - забросать старыми лаптями.

Шутливое требование угощения продолжалось и в последующие дни.

Любимым развлечением детей на Масленицу были также катания с крутых горок на санках, салазках, обледенелой рогожке, старом корыте - тут все годилось. Можно кататься по одному, но лучше веселой ватагой с друзьями - "гуськом", "парой", "кучей" или просто как получится...

Радуются ребятишки наступившему празднику и так же, как все, с нетерпением ожидают самого главного зрелища - разжигания масленичного костра

В "разгульный" четверг масленки молодые парни и девушки сооружали из соломы, пеньки и кудели чучело высотой в человеческий рост - Масленицу, которую обряжали "по-бабьи" в рубаху и сарафан, а голову ей повязывали платком. Чучело Масленицы старались сделать смешным: одежда на ней старая, рваная, сама она нелепая, неуклюжая. "Толстая вышла Масленица, - смеялся деревенский люд, - видно, блинами объелась!"

Чучело Масленицы устанавливали на высоком месте - взгорке или речном берегу, чтобы огонь был виден в соседних деревнях: чей костер горит ярче, та деревня, значит, богаче. В большом масленичном костре была и немалая заслуга детей, которые всю неделю собирали для этого разные отслужившие свое вещи: прохудившиеся деревянные бочки, ведра, дырявые валенки, развалившиеся корзины, драные лапти и прочий горючий хлам. За растопкой для костра ребятишки ходили по дворам с особой песней:

Ельник, березник -

На чистый понедельник.

Уж то ли не дрова:

Осиновы дрова,

Березовы дрова,

Подавайте нам сюда,

На Масленицу,

Сжигали соломенное чучело вечером прощеного воскресенья. Это обрядовое действие сопровождалось смехом и всевозможными шутками собравшихся: .

Масляна, Масляна!

Куда ты идешь?

Потеряла лапоточки -

Не найдешь!

Порой в огонь бросали блины со словами: "Гори, Масленица", "Мы Масленицу провожаем, света солнца ожидаем!", "А мы Масленицу проводили, об ней не тужили!" О Масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды. Вот разве что ребятишки вздохнут когда с сожалением об уходящем веселом празднике: "Мы думали, Масленица семь недель, а она только семь денечков".

Госпожа честная Масленица, встречу и проводы которой русский народ отмечал широко, с размахом, - один из немногих календарных праздников старины, почти в неизменном виде сохранивший обычаи языческой культуры славян. Несмотря на некоторые христианские черты (запрет на употребление мясных блюд, "прощальные" обычаи), она была и остается праздником, связанным истоками с древней традицией почитания природы и Солнца, неизменно побеждающего холод и тьму.

Педагог предлагает детям самим изготовить чучело Масленицы для праздника.

Объясняет последовательность выполнения работы.

Порядок выполнения.

 

1. Разделить солому на два пучка. Первый пучок связывают посередине и с одного края отгибают концы вниз. (Голова)

2.  Разделите пучок пополам и вставьте в щель, заранее подготовленную деталь рук.

3. Перевязываем солому, формируя туловище. Глаза, рот, нос можно нарисовать или выклеить из цветной бумаги.

4. Надеть на нее: юбку, блузку, передник, платок.

          Чучело Масленицы готово.

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступил Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем.

Масленица-полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень,

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и так далее.

Взятие снежной крепости

Из снега строят крепость высотой около двух метров. Участвующие в игре делятся на две команды. Каждая старается занять вершину. В результате одна команда оказывается вверху, другая - внизу. Те, что находятся внизу, пытаются взять крепость штурмом. Начинается перестрелка снежками.

Водить козла

Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т. д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

Вскочил козел в огород,

Потоптал козел лук-чеснок. Хватили козла за рожок,

Повезли козла на Торжок, Продали козла за три рубля,

За три рубля купили три узла! Ура!

После этого дети бегут через ворота, образованные передней   парой.

Горелки

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят, Колокольчики звенят!

Затем все встают в круг. Считалкой выбирают, кому "гореть". Выбранный тихо, закрыв глаза, приговаривает:

Горю, горю на камушке!

Горю, горю на камушке!

В это время играющие образуют из пар вереницу. Спрашивают "горящего":

— Где стоишь? Он отвечает:

— У ворот!

— Что продаешь?

— Квас!

— Лови же нас!

Как только произнесены последние слова, последняя пара - врассыпную: один - направо, другой - налево. "Горящий" бегает за ними и старается поймать. Кого ловит - тому "гореть".

Гори, гори ясно

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага "горящий" - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле -

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат -

Гу-гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой - по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди "горящего". Если это им удается, то "горящий" продолжает водить, если нет и "горящий" ловит кого-нибудь из них, то оставшийся без пары водит - становится "горящим". Новая пара занимает место за новым "горящим", и игра продолжается.

Горшки

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится "горшками" и садится на землю в кружок. Друга команда - "хозяева". Они становятся за горшками. Один из играющих - водящий - изображает покупателя. Он подходит к одному из "хозяев" и спрашивает:

— Почем горшок?

 Хозяин отвечает:

— По денежке.

— А он не с трещиной?

— Попробуй.

Покупатель легко ударяет по "горшку" пальцем и говорит:

-        Крепкий, давай сговор!

"Хозяин" и "покупатель" протягивают друг другу руки, напевая:

-        Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту,

по лебедю горазду! Вон!

Со словом "вон" и "хозяин", и "покупатель" бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному "горшку" - тот "хозяин", а опоздавший - водящий.

Крута гора

Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:

Стоит крута гора среди нашего двора,

Супротив терема высокого,

Супротив кольца широкого,

Не пройти, не проехати,

Что ни конному, что ни пешему.

Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.

Лапти

В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают веревку длиной 3-5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола.

Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет - "лапоть".

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

— Сплели лапти?

— Водящий отвечает:

— Нет.

Играющие спрашивают еще раз:

— Сплели лапти?

— Да.

Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет, а водящий караулит "лапти": он бегает в кругу, держа в руке веревку, и старается запятнать играющих. Но поймать играющих можно только в кругу.

Кто не успел взять свой предмет - выбывает из игры.

Летят - не летят

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие - в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить: "Летят", или махать руками, приговаривая: "Не летят!", отвечая тем самым на слова водящих.

1.        Грачи летят, на всю Русь кричат:

-        Гу-гу-гу! Мы несем весну!

2.        Журавли летят, на всю Русь кричат:

-        Гу-гу-гу! Не догнать нас никому!

3.        Пчелы летят, бунчат, гудят:

-        Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4.        Поросята летят, поросята визжат:

-        Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

5.        Медведи летят, во все горло кричат:

-        Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!

6.        Комары летят, звенят, пищат:

-        Зы-зы-зы! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

Пирог

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится "пирог" (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать "пирог":

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к "пирогу". Кто быстрее добежит до цели и дотронется до "пирога", тот и уводит его с собой. На место "пирога" садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Салки

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я - салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я - салка!"

Игра повторяется.

Правила

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Салки-догонялки

Играющие встают в круг, бегут, стараясь осалить бегущего впереди. Если это удается, осаленный выбывает из игры. По новому сигналу играющие резко поворачиваются и бегут в другую сторону. И так далее.

Салки-мартышки

Играют, как в обычные салки. Игра оживляется тем, что "салка", как мартышка, подражает тому, кого преследует в ходе игры. Преследуемый может неожиданно, встав на обе ноги, пройти "гусиным" шагом, присесть на корточки и так далее. "Салка" должен точно повторять все его движения. Преследуемый в это время использует полученное преимущество и пробегает дальше, чтобы не быть осаленным.

Салки с мячом

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

Салки-сороконожки

Игра та же. Отличие в том, что осаленный игрок присоединяется к "салке", и они вместе стараются кого-нибудь осалить. Но осаливать может только "салка".

Пятнашки с мячом

Выбирается водящий - "пятнашка". Устанавливается граница места, где будет проходить игра. Играющие разбегаются, а водящий с мячом в руках догоняет их, стараясь, бросив мяч, "запятнать" кого-нибудь из них. "Запятнанный" становится "пятнашкой". Игра повторяется, пока не надоест играющим.

МАСЛЕНИЦА - персонаж, воплощавший у древних славян плодородие, но вместе с тем зиму и смерть. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряженьем, хороводами, призывом весны. От названия персонажа пошло название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны.

             В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:

Не житье, а Масленица.

Как коту Масленица.

В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: "Душа ль ты моя, Масленица,

перепелочные косточки,

бумажное твое тельце,

ахарные твои уста,

сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости

на широкий двор на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцем потешаться!"

После этого ребята кричали: "Приехала Масленица! Приехала!"

 И начиналось веселье.

   Каждый день Масленицы носит свое название: понедельник - "встреча"; вторник - "заигрыш";   среда  - "перелом", "лакомка"; четверг - "широкий"; пятница - "тещины вечера"; суббота - "золовкины посиделки", "проводы"; воскресенье - "прощеный день".

Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: с блинами, славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц:  Месяц, месяц, золотые твои рожки, Выглянь в окошко, подуй на опару.

    Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников съедят их: "Честные родители наши, вот для вашей души блинок".

   

 Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество, "Блин не клин, живота не расколет",- говорили в народе.

  Во вторник, на "заигрыш", приглашались девицы и парни - покататься на горках, поесть блинов: "У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!" Если почему-либо не могли пойти на блины к родным, то вежливо говорили: "У нас состроены у самих горы и приглашены гости". На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник - Красная горка, традиционное время свадеб.

  В среду теща приглашала на блины зятя. В некоторых местностях в этот день кто-либо наряжался медведем и представлял, "как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал".

  С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался "широким". Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутрь помещалась "стража". Потом конные и пешие "атаковали" крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания "боя" победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло собой зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал   проводов   зимы.

   В пятницу, на "тещины вечера", наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.

   В субботу, на "золовкины посиделки", молодая невестка приглашала в гости своих родных.

Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и   излишества, за грехи перед родными и   близкими - подготовиться к Великому посту.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА ТЫ С ЧЕМ ПРИШЛА?

      Блины - одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с языческих времен, с IX века. Наши далекие предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе - значит, само светило благословит начинание. А называлось тогда это замечательное блюдо "блин", от слова молоть, то есть изделие из намеленного зерна.

  Блины - одно из самых экономных блюд: немного муки, много жидкости (молоко или вода) да дрожжи. Русские блины абсолютно не похожи на своих тощих западных собратьев, наши - мягкие, рыхлые, ноздреватые, пышные, легкие и точно кружевные - все в мелких дырочках. Они как губка впитывают в себя растопленное масло и сметану, которые, как правило, подаются к блинам, и от этого делаются еще вкуснее, румянее и сочнее. Известно несколько видов блинов, различающихся между собой в основном мукой, из которой их пекут. Технология же приготовления в основном одинакова. Блинное тесто на опаре замешивается за 5-6 часов до выпечки. Подняться оно должно 2-3 раза и к моменту выпечки иметь консистенцию густой сметаны. Оптимальное соотношение муки и жидкости - равные объемы, при этом в понятие жидкость входит вода или молоко, растопленное масло, яйца, разведенные дрожжи. Дрожжи должны быть свежие и в достаточном, но не избыточном количестве. На всех стадиях (от опары до выпечки) тесто необходимо тщательно взбивать и растирать, чтобы не оставалось ни единого комочка.

      Сковороду для блинов желательно иметь отдельную, небольшого размера, но с толстым дном. Новую сковороду предварительно нужно прогреть на огне, налив на нее какой-нибудь жир, и так продержать 10-15 минут, затем жир слить, а сковороду немедленно протереть солью. Да и после выпечки блинные сковороды не моют, а чистят: хорошо накаливают на огне, налив растительного масла и насыпав столовую ложку крупной соли, затем сковороду, еще горячую, тщательно протирают тканью или бумажной салфеткой, чтобы снять нагар, вновь посыпают солью, еще раз протирают и напоследок вытирают мягкой сухой тряпочкой. Если все-таки получается "первый блин комом", всю процедуру придется повторить еще раз.

      Но и первый блин, даже если он получился комом, испечен не напрасно: по нему можно понять, сколько теста наливать на сковороду, чтобы блины получались ровными и тонкими, достаточно ли нагрета сковорода.

     Масло лучше не наливать на сковороду, а смазывать ее, окуная в растопленное масло половинку луковицы или сырой картофелины, насаженной на вилку. Можно печь блины и с различными приправами. Помимо традиционных масла и сметаны, можно взять мелко нарезанный зеленый лук, рубленые крутые яйца, селедку и т.п. В этом случае разогретую сковороду промазывают маслом, посыпают мукой, яйцами или кладут кусочки селедки, затем наливают тесто и дальше пекут, как обычно. Готовые блины складывают в подогретую миску или на блюдо стопками, промазывая маслом, накрывают чистой салфеткой, подают на стол горячими, лучше всего "с пылу, с жару".

Усвоив эти несложные правила, принимаемся печь блины!

МАСЛЕНИЧНЫЕ, НА ОПАРЕ

В квашню или глубокую керамическую, или эмалированную кастрюлю вливаем 2 стакана теплой воды, разводим в ней дрожжи, всыпаем 500 г муки, хорошо вымешиваем, ставим на час в теплое место. Когда подойдет опара, добавляем соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное или растительное масло (или растопленный маргарин). Снова хорошо размешиваем тесто и постепенно всыпаем остальную муку, вымешивая до гладкости. Затем густое тесто разводим теплым молоком, вливая его постепенно по одному стакану, каждый раз хорошо вымешивая тесто. Накрываем чистой салфеткой или полотенцем, ставим в теплое место. Поднялось? Снова размешиваем, чтобы осело, снова ставим в тепло, даем подняться и еще раз "опускаем", добавив сбитые в пену яичные белки. Начинаем печь сразу, как тесто поднимется - не менее 2-3 раз, чтобы блины вышли воздушными, "кружевными". На килограмм пшеничной муки: 4-5 стаканов молока, 3 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, полторы чайных ложки соли, 40 г дрожжей.

СКОРОСПЕЛЫЕ

Яйца растираем с тремя стаканами теплой воды, добавляем соль, сахар и соду, всыпаем муку и размешиваем веничком так, чтобы в тесте не было комков. Разводим отдельно в стакане воды лимонную кислоту, вливаем в подготовленное тесто и сразу же начинаем печь блины. Если лимонной кислоты нет под рукой, то тесто для блинов можно приготовить так: муку, яйца, сахар, соль смешать не с водой, а с кислым молоком; соду развести в стакане воды, влить в тесто перед самой выпечкой и хорошо размешать. На 500 г муки - 3 стакана воды, 2-3 яйца, полная столовая ложка сахара, по половине чайной ложки соли, соды и лимонной кислоты.

ГРЕЧНЕВЫЕ НА ВОДЕ

В стакане холодной воды разводим стакан гречневой муки, завариваем полученное тесто горячей водой, перемешиваем, остужаем, добавляем дрожжи, даем подойти. Затем добавляем остальную муку, сахар, соль, снова даем подойти и печем, как обычно.

 На 4 стакана гречневой муки - 1 стакан холодной и 3,5  стакана горячей воды, 25 грамм дрожжей, по чайной ложке сахара и соли и полстакана подсолнечного масла для жарения.

Интеграция образовательных областей: «Познание»,+ «Коммуникация»

+ «Социализация» + «Музыка»

Цель: Доставить детям радость.

Задачи:

Образовательная область:: «Познание»

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.

Образовательная область:: «Коммуникация»

Обогащение речи детей  народной лексикой (Масленица, заклички, считалка, Авдотьюшка Изотевна, триаршинная, двуалтынная, новомодненький, оладышка-прибавышка.). Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми.

Образовательная область:: «Социализация»

Повысить интерес к традициям и обычаям русских народных праздников и  связанных с ними играм. Закреплять правила игр и  умение использовать считалку при выборе водящего.

Образовательная область:: «Музыка»

Приобщение к народному музыкальному творчеству.

Развитие музыкально-художественной деятельности.

Методы и приемы. Приветствие,  чтение стихотворений, закличек; пение песни;  проведение русских народных подвижных игр: "Гори, гори ясно", "Перетягивание каната", "Игра с петушком", "Карусель".

Материал.  Костюм скомороха, эмблемы, чучело масленицы, расписные сани, канат, маска петушка, угощение блины,

Предварительная работа. Разучивание стихов, песен, закличек; знакомство с масленицей, разучивание считалок,  русских народных  подвижных игр.  

   

Ход развлечения

Дети гуляют на участке группы. Входит воспитатель в костюме Скомороха.

 

Здравствуйте, девицы,

Здравствуйте, молодцы.

Масленицу встречаем

Да ее же провожаем.

1 ребенок.  

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Масленица.

Здравствуйте люди добрые!

Пришла к вам с песнями,

С играми да плясками!

Ой, уж весело будет!

2 ребенок.

Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да на саночках возить.

Масленицу дорогую величаем,

На лошадках резвых покатаем.

(дети изображают езду на лошадках)

Скоморох.

- Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотевна ,

Дуня белая, Дуня румяная

- Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуалтынная

- Платок беленький новомодненький

Брови черные, наведенные.

   Скоморох.

 Ну, Масленица посмотри, как мы умеем играть да веселиться.

Ребята, а вы знаете игру "Круговые горелки"

Давайте поиграем!

С помощью считалки дети выбирают водящего.

 Дети, взявшись за руки (с участием взрослых), двигаются по солнцу, а  ведущий - в противоположную сторону.

Играющие поют: Гори, гори ясно,

                               Чтобы не погасло!

                               Глянь на небо:

                               Птички летят,   Колокольчики звенят!

После произнесения слов ведущий (с помощью взрослого) выбирает двух детей и ставит их спиной друг к другу во  внешний круг.

Все дети: раз, два, три - беги!

Двое выбранных детей бегут навстречу друг другу по кругу до  своего места - кто быстрее.  Проигравший  становится ведущим. А  ведущий встает на место проигравшего.

Игра  повторяется несколько раз.  

Скоморох.       

  А сейчас мы предлагаем вам игру,

Мерить силу как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят.

Ну-ка встаньте, силачи в потешный ряд.

Перетягивание каната

 

У детей эмблемы "Снежинки" - зима, "Солнышко" - весна

Есть народная примета: перетянула команда "Весна" - значит, скоро весна начнется, а если "Зима"- быть еще вьюгам да метелям.

- Ай - да молодцы! и сильны и удалы.  

Слышится пение петушка

    Петушок зовет нас поиграть

Игра с "Петушком"

Ход игры.

Дети стоят лицом в круг. В центре - ребенок в шапочке петушка.

 Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам - со шпорами,

Хвост - с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит -

Тот бежит!

- Ку-ка-ре-ку!

  Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями.

"Петух" также идет по кругу, но противоположном.

Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать "крыльями".

 "Петух" останавливается в центре круга, хлопает себя "крыльями" и кричит.

  Дети разбегаются, "петух" старается их догнать.

Скоморох.  А сейчас я вас приглашаю на карусель

Игра. Карусель.

Играющие становятся  в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).  Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой рукой (или левой), ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели

А потом кругом-кругом.

Все бегом-бегом-бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

 Движение карусели постепенно замедляется и с  последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на земле и   разбегаются по площадке. По сигналу они  спешат вновь сесть на карусель

 т.е. взяться рукой за веревку, и игра  возобновляется.

Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

 

Скоморох:

А какая же Масленица без блинов горячих да румяных!

Давайте-ка попросим у нее хорошенько.

Дети:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка

Оладышка-прибавышка,

Масленый кусок.

Тетушка, не скупись,

Масленым кусочком поделись.

Масленица:

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели,

Уж вы блинчики мои,

Вы блиночки мои.

Скоморох:

Жаль мне с вами расставаться

Но пришла пора прощаться.

Примите от меня угощение.

Дети:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Обманула, провела,

Годика не дожила -

До поста довела.

Пока горел огонь, пели.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

      Сжигать Масленицу не обязательно, если такой возможности нет. По окончании праздника чучело можно просто разобрать на части (такой вариант также является традиционным для народной культуры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднуем праздники вместе с детьми.

Статья содержит материал для родителей....

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ "Празднуем день рождения ребенка"

Родительская гостинная - одна из форм работы с родителями, позволяющая общаться на интересующие их темы в непринужденной атмосфере. В данном случае мы рассказываем как можно интересно организовать ден...

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. КАК ЕГО ПРАЗДНУЮТ.

В этой статье рассказывается об истории возникновения праздника, установление даты празднования, и о том что и где едят в этот праздник....

Ух,ты,Масленница! Сценарий праздника проводов зимы и встречи масленницы

общий праздник для детей всех возрастных групп...

Сценарий спортивн.праздн.

Сценарий спортивн.праздн....

Календарно- тематическое планирование:" Празднуем день народного единства"

Календарно- тематическое  планирование: " Празднуем день народного единства" тема дня: " Великие люди России" подготовительная группа....

Сценарий масленницы в ясельной группе «Широкая Масленница»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Задачи: 1. Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников и родителей в весенний период.2.Воспитывать у детей чувство музыкал...