Нравственное воспитание детей
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме

Степанова Татьяна Александровна

Воспитывать у детей уважение к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moya_rodoslovnaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи.

  • Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные люди.
  • Формировать представления о составе семьи.
  • Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
  • развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе: помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки.
  • Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать смысл русских пословиц о семье.
  • Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
  • Формировать уважительное отношение ко всем членам семьи.

Предшествующая работа.

  • Составление рассказов о себе и о своей семье.
  • Рисование портретов членов семьи.
  • Совместная работа с родителями по составлению семейного древа.
  • Чтение художественной литературы.
  • Чтение стихотворений: Я.Аким «Мама», И.Косяков «Кто вас дети, больше любит».
  • Заучивание стихотворений о родных.
  • Беседы: «Близкие люди», «Семейное древо», «Общение с родными».
  • Занятия: «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Мужчины и женщины в семье».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дочки-матери».

Активизация словаря: родня, родственники, предки, традиция, родословная.

Материал. Плакаты с пословицами и поговорками. Родословные нескольких семей. Бумажные цветы

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что всех у нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?

Дети. Телеведущей.

Воспитатель. А все, кто в зале?

Дети. Телезрителями.

Воспитатель. Ребята, сейчас скажем приветствие.

Приветствие:

Хорошо, когда при встрече

Мы всем близким и родным,

С Добрым утром,

Добрый день,

И Добрый вечер, - говорим!

Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали.

Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята детского сада «Ласточка» п. Запрудня. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

Ребёнок. Разрешите представиться. Меня зовут Ваня, мне 6 лет и живу я в посёлке Запрудня. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинство – это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности. Я боюсь прививок и уколов, начинаю плакать. Потом мне становиться стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

Воспитатель. Благодарю участников передачи. Сегодня мы продолжаем разговор о наших семьях. Как вы думаете, что такое семья?

Дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг с другом уважительно, говорят  друг с другом ласково.

Воспитатель. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, это наши родные, родственники, родня. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Воспитатель читает стихотворение:

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительских дом.

Дети исполняют песню «Родительский дом».

Воспитатель. Семья, это родители и дети, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Дети, а вы знаете стихотворения о своих родных?

Дети читают стихотворения.

= Маме=

Мамочка, милая, нежная, славная,

Добрая, умная и лучезарная.

В ладонях я счастье тебе подарю

«Спасибо», - за всё тебе говорю.

=Папе=

Не терпит мой папа, безделье и скуки,

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь.

Мой папа всегда поработать не прочь.

=Деду=

Я подрастаю, а дедушка нет.

Дома сидит мой миленький дед.

Всё он умеет: читать и писать,

Строгать и чинить, удить и ловить.

Дедушку милого очень люблю,

В обиду дедулю не дам никому.

=Бабуле=

Уж как я ль мою бабушку люблю.

Уж как я ль бабулю обниму.

Милая, любимая бабулечка моя.

Я твоя внучка.

Ну, а ты – моя!

Это ж интересно прямо:

Значит, есть у мамы мама?!

И у папы тоже мама?!

Это ж интересно прямо!

Воспитатель. Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?»

Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается, поэтому с давних времён существовала обычай вести свою родословную

Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках.

Родословная рассказывает об истории семьи. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные.

Как  вы думаете, с кого следует начать составлять родословную?

Дети. С дедушки и бабушки.

Воспитатель. Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

Дети. Потому что они самые старшие в семье.

Воспитатель. Далее прикрепляем фотографии папы и мамы, братика или сестрёнки и себя. В результате получается родословная семьи.

Некоторые дети составили родословную своей семьи. Это – Настя Ч., Аня П., Петя У., Денис Ш., Артём П.

А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о своей семье.

Дети рассказывают о своей семье.

Воспитатель. Ребята, а отдыхать со своей семьёй вы любите? Я тоже предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Сени».

Воспитатель. Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдёт в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки».

Дети играют в игру (добавляют подходящее слово в рифму).

Ра – Ра – Ра – начинается игра.

Шу – Шу – Шу – Я письмо пишу.

Ло – Ло- Ло – на улице тепло.

Ры – Ры – Ры – у мальчика шары.

Ре – Ре – Ре – стоит домик на горе.

Ар – Ар – Ар – закипел наш самовар.

Жу – Жу – Жу – молока дадим ежу.

Жа – Жа – Жа – есть иголки у ежа.

Са – Са – Са – в лесу бегает лиса.

Воспитатель. Ещё девочка предлагает вам другую игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки – о бабушках (но противоположные по смыслу).

Сильный – слабая.

Грустный – весёлая.

Быстрый – медлительная.

Вспыльчивый – спокойная.

Внимательный – рассеянная.

Молчаливый – говорливая.

Воспитатель. Ребята, пока вы играли в игры, посмотрите, какие красивые цветы распустились у нас в зале, а на каждом лепестке что-то написано.

Проводится игра «Назови ласково».

Дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно – ласкательные.

Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся…

Дедушка – дедуля – дедулечка…

Мама – мамочка – матушка – маменька…

Папа – папуля – папуленька…

Дочь – доченька – дочурка…

Сын – сынок – сыночек…

Воспитатель. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.

Давайте вспомним некоторые из них.

«Вся семья вместе и душа на месте».

«Золото, серебро не стареет, отец, и мать цены не имеют».

«Русский человек без родни не живёт».

«Нет такого дружка, как родная матушка».

«Семья ладом полна».

«Дружная семья гору сдвинет».

«Дома и стены помогают».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

Воспитатель. Время нашей передачи подошло к концу. Сегодня мы многое узнали о себе, родных. Познакомились с замечательной стариной традицией – ведением родословной. Ещё что все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».

До новых встреч.

План рассказа: «Моя семья».

  1. Кто входит в семью?
  2. Как зовут членов семьи?
  3. Чем они занимаются?
  4. Какая семья?
  5. Какие твои родные?
  6. Кто главный в семье?

Рассказ Шабловского Дениса «Моя семья».

Моя семья состоит из четырёх человек: папы, мамы, меня и сестрёнки.

Моего папу зовут Александр Евгеньевич. Он работает в фирме «Русь – Импорт», начальником склада.

Маму зовут Елена Викторовна. Она работает в детском саду, воспитателем, но в настоящее время сидит дома с младшей сестрёнкой Настей.

Когда папа дома он любит сидеть за компьютером, но он с удовольствием помогает маме пылесосить, моет посуду, а я ему помогаю. Папа добрый, но строгий.

Мама добрая, нежная, ласковая. Дома мама убирается, моет посуду, варит обед, гладит бельё.

Наша семья дружная, любим друг друга. Главные в моей семье родители (мама и папа) и я их слушаюсь.

А ещё у меня есть бабушки и дедушки, только они живут не с нами. Мы ходим к ним в гости.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...