Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Музеи нашего города» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Голева Майя Ивановна

 

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

                                                                 Д.С.Лихачев

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 28 «РОДНИЧОК»

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию    «Музеи нашего города»

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

                                                                 Д.С.Лихачев

                                                                                   Воспитатель: Голева М.И.

                                                                                                           Волкова Л.П.

                                 Воскресенск 2013г.

Вид проекта: краткосрочный -( 3месяца)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, старший воспитатель, родители.

                          Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом и взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

С целью развития у ребят духовно-нравственных и патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческими музеями, расширение детского кругозора. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно  знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция своего народа. Поэтому духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Цель проекта:

-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.

-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

- воспитание чувства гордости за свою малую родину, её достижения и культуру;

-обобщить и систематизировать знания о родном крае,

-познакомить с краеведческими музеями г.Воскресенска.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу.

Формировать интерес к прошлому и настоящему города Воскресенска.

Углублять краеведческие знания о родном городе.

Развивать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавшим в создании города.

Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.

Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш город.

Бережно относиться к историческому наследию нашего города.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у детей  представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города.

 Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме города.

Итог работы:

Воспитательная ценность:

У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

План мероприятий к проекту:

Рассказ воспитателя об истории развития города.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый город».

Просмотр слайдов и видеоматериалов.

Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

Беседа «Воскресенск в творчестве поэтов и художников».

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу», «Что мне запомнилось о музее».

Целевые прогулки: по близлежащим улицам

Экскурсии:

Краеведческий музей:

- Прошлое и настоящее города

- Растительный и животный мир нашего края.

Организованная деятельность

Цикл занятий

История возникновения родного города

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.

История химзавода

Цель: Дать детям представление о значимости химзавода «Минеральные удобрения» , о его значении в истории нашего города, о созидательном труде великого русского народа. Воспитывать чувство гордости за свой народ, прославивший наш город.

Архитектура и памятники города Воскресенска

Цель: Расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях города, познакомить с архитектурными особенностями старого города и современных зданий. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.

Наш любимый город

Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Совместная и самостоятельная деятельность

Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».

Выставки «Родная природа», «Воскресные зарисовки», «Городские достопримечательности»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые:

Построим улицу города

Дворец Культуры

Строительство нового дома

Супермаркет «Воскресенск»

Экскурсия по городу

Создание уголка «Мой город родной».

Альбом «Наш любимый детский сад».

Альбом «Город на реке».

Панно «Герб города» (при участии родителей).

Карта города Воскресенска.

Карта - схема «Дорога в детский сад»

Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).

Макеты: «По дороге в детский сад»

                       Ориентация ребёнка в образовательной области:

О чём узнают дети:

У родного города есть название, оно рассказывает о человеке – основателе города. Названия улиц рассказывают о знаменитых людях, событиях, природе города. В городе есть памятники – они напоминают о подвиге рассказовцев в годы войны. Город гордится своими известными защитниками Отечества, учёных, врачах, океанологах.

Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, природа.

В городе трудятся родители. В городе строят новые дома, прокладывают дороги. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Ориентация опыта освоения содержания:

Что осваивают дети:

Воспитатель создаёт условия для рассматривания фотографий, иллюстративного материала, отображающих торговые и промышленные сооружения, архитектуру жилых домов, скульптуры, природу города.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает детям о жизни города, его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках. Знакомит детей с историями, легендами, связанными с прошлым родного города, названиями улиц, природных памятников.

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

Педагог организует экскурсии и целевые прогулки по родному городу, поездки в краеведческий музей города. Развивает проявление инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда).

Педагог стимулирует детей к созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков).

Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

Итоги освоения содержания:

Достижения ребёнка (Что нас радует):

  • Ребёнок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
  • Ребёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, памятникам, зданиям.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
  • Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного города

1.     Как называется наш город?

2.     Назови улицу, на которой ты живёшь.

3.     Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?

4.     Какие названия улиц нашего города ты знаешь?

5.     Как улицы получили своё название?

6.     В честь каких писателей названы улицы в нашем городе?

7.     В честь каких композиторов названы улицы в нашем городе?

8.     Есть ли в городе улицы, названные в честь воскресенцев? Назови их. Чем они прославили наш город?

9.     Как получила своё название улица Докторова?

10.  Как называется центральная улица нашего города?

11.  Есть ли в нашем городе краеведческий музей? На какой улице он располагается?

13. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города?

14. Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы?

        Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об участии

                    Воскресенцев в Великой Отечественной войне

1.     Когда празднуется День Победы?

2.     С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?

3.     Какие военные профессии вы знаете?

4.     Какую боевую технику вы знаете?

5.     Участвовали ли воскресенцы в Великой Отечественной войне?

6.     Были ли среди воскресенцев герои Советского Союза?

7.     Назовите 2-3 фамилии воскресенцев – Героев Советского союза.

8.     Чем награждают Героев войны?

9.     Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?

10.   В честь кого из воскресенцев – героев Вов названы улицы нашего города?

11.   Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?

12.  Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

13.   Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о людях, прославивших наш город

1.     Были ли в нашем городе знаменитые люди?

2.     Чем они прославили наш город?

3.     Чьими именами названы улицы нашего города?

4.     Кто из воскресенцев  получил звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

5.     Какие видные учёные жили и работали в нашем городе?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1.     Какие природные зоны есть в нашем городе?

2.     Назови животных леса.

3.     Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе.

4.     Назови птиц, живущих в нашей местности.

5.     Назови растения, произрастающие на территории нашего города.

6.     Какие животные, деревья, растения вошли в Красную книгу Тамбовской области?

7.     Как люди заботятся о животных?

8.     Как горожане заботятся о птицах?

9.     Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5.  – 2004. С.19-22
  5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
  6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1
  8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
  10. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
  11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
  12. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия духовно- нравственной и гражданско-патриотической направленности. Интегрированное занятие для детей старшей группы ( 5-6 лет)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям, знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства м...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Мама-главное слово в нашей судьбе"

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.Мама – это человек, занимающий...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»

В данном разделе представлен опеализации проекта по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»...

Проект по духовно-нравственному и гражданско –патриотическом воспитанию в рамках программы «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы» подготовительная группа

Этот проект расчитан на 2 месяца по времени. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпе...