Игры по пдд
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бондаренко Марина Владимировна

Развивать внимание, воспитывать безопасное поведение на дороге и улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Цели дидактических и подвижных игр и игровых упражнений:

• учить детей различать дорожные знаки;

  • закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
  •  расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на дороге;
  •  закрепить представления детей о светофоре;
  •  учить детей различать дорожные знаки;
  •  развивать пространственную ориентировку в трехмерном (в пространстве помещения, на улице) и двухмерном пространстве (на листе бумаги или макете);
  •  формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия;
  •  обогащать пассивный и активный словарь детей (транспортные средства, знаки дорожного движения н т. п.);
  •  развивать зрительное внимание, произвольные регулирующие движения руки и зрительно-двигательную координацию в процессе игр.

Ловкий пешеход

Содержание игры. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти — означает на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный — не пересек улицу — выбываешь из игры. В желтый — можешь бросить мяч еще раз.

Угадай знак

Содержание игры. Дети стоят в ряд. Перед каждым таблички с дорожными знаками, перевернуты вниз. Такой же комплект у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, быстрее отыщет знак у себя и правильно назовет то значение.

Красным, желтый, зеленый

Содержание игры. Дети делятся на две команды и встают в ряд на линии старта. Перед стартом расставлены держатели из игрового набора «Кузнечик» на определенном расстоянии друг от друга. В руках у стоящих впереди по пластмассовому шару красного, желтого и зеленого цветов (из из наборов для «Сухого бассейна»). Необходимо обойти с шариком все держатели, не уронить их и вернуться на место старта .

Светофор

Содержание игры. Ведущий переключает сигналы на светофоре (вариант: взрослый показывает шарики красного, желтого и зеленого цветов). На зеленый свет — дети маршируют, имитируя ходьбу. На желтый — хлопают в ладоши, на красный — соблюдают полную тишину.

Продолжи ряд слов

Содержание игры. Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово.

Повторяй за мной

Содержание игры. Взрослый читает стихи. Дети в подходящей ситуации произносят все вместе: «Это мы» или молчат.

Игра повторяется, каждый ребенок при указательном жесте с помощью жезла в его сторону произносит «Эго я».

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Это (мы) я.

Кто бежит вперед так скоро.

Что не видит светофора? (Дети молчат.)

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет —

Это значит — хода нет?

Это (мы) я и т. п.

Наша улица

Материал: макет улицы с домами, перекрестками автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы -водители, светофор, дорожные знаки,

Содержание игры. Детям предлагается составить улицы предложенной ситуации, (Ситуацию для развития игрового сюжета можно взять из плакатов серии «Азбука дорожного движения» издательства «Дрофа ).  Педагог просит детей рассказать, что означает эта ситуация н разыграть ее с помощью игрушек. Ситуация может развиваться, усложняться по мере освоения детьми сюжета.

Пешеходы

          Материалы; куклы (мишки, зайцы), светофор, ограничительные полосы, знак «Пешеходный переход».

Содержание игры Дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Например, куклы (мишки, зайки а и др.) перехотят дорогу ва зеленый сигнал, на желтый — останавливаются, на красный - стоят. Под знаком «Пешеходный переход» куклы переходят проезжую часть.

Водители

Mатериал: автомобиля на веревочках (с дистанционным управлением) или таблички-накидки.

Содержание игры. Педагог предлагает детям разные воображения с ситуациям дорожного движения.  Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывая дорожные ситуации.

Кто быстрей?

Материалы:  автомобили на веревочках (с дистанционным управлением) иди таблички - накидки; разграничительные полосы, ограничительные линии.

Содержание игры.  Дети проводят автомобили от старта до финиша по прямой, кривой, по кругу. Выигрывает тот, кто не заедет за разграничительную полосу. Можно проводить автомобили через различные препятствия.

Поставь дорожный знак

Материал: поле с изображением дорог, пешеходных переходов, жилых и административных домов.

Содержание игры. Дети расставляют необходимые дорожные знаки (у школы— знак «Дети», у больницы— знак «Больница», у умывальника — «Мойка» и т. д.).

Угадай, какой знак

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками.

Содержание игры. Ведущий называет знак, дети находят его на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Вариант игры: дети по очереди подбрасывают кубик, рассказывая о знаке, который выпал на кубике.

Лишние предметы

Материал: атрибуты игры «Азбука дорожного движения: руль, жезл, свисток, накидка «ДПС», ножницы, весы, накидка «Автобус» и т. п.

Содержание игры. Педагог сообщает, что необходимо помочь регулировщику. Среди необходимых для его работы предметов имеются «лишние». Дети убирают ненужные для работы регулировщика предметы. Поясняют свой выбор.

Угадай по описанию        

Материал: дорожные знаки, штативы для них или фотографии с изображением дорожных знаков.        

Содержание игры. Взрослый раскладывает перед        детьми набор дорожных знаков из игры «Азбука         дорожного движения», ставит рядом штативы.         Предлагает детям по описанию узнать определенный знак. Кто угадал название знака, укрепляет его ;л на штативе и ставит рядом с собой. Побеждает тот из детей кто соберет больше знаков дорожного движения.

1 Вариант игры: игра проводится с использованием фотографий или картинок, где изображены знаки дорожного движения. Ребенок, который набрал больше всего карточек, т. е. правильно назвал большее количество знаков, становится победителем.

Разрезные картинки

У Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта, дорожных знаков, светофора.

Содержание игры. Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид транспорта, знак дорожного движения и т. п.

Кто на чем едет

Материал: ковролинограф, фигурки животных, виды транспорта, нитки-стрелки.

Содержание игры. На ковролинографе слева прикреплены фигурки животных, справа — виды транспорта. Слева направо тянутся нитки. Педагог пред- И|Гает детям узнать, на чем едут животные. Дети пальцем прослеживают направление нити.

Автобусы (или любой другой вид транспорта)

Материал: два флажка, две накидки «Автобус» другой вид транспорта.

Содержание игры. Дети делятся на две команды и стоят в колоннах. Они — пассажиры. В комнате на (стоянии от детей ставятся два флажка. Для каждой команды выдается одна накидка «Автобус». Один ребенок из команды надевает накидку— он становится «автобусом», который сажает на каждой остановке по одному пассажиру. Пассажиры стоят в колонне. «Автобус» доезжает до флажка и возвращала к детям, т. е. подъезжает к остановке и сажает пассажира - берет за руку ребенка из колонны и бежит («едет») с ним до следующей остановки, т. е. повторяет путь до флажка и обратно. По команде «Марш!» они быстрым шагом направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они проделывают тот же путь. «Автобус», который первым возвратится на место со всеми пассажирами, — победитель.

Инспектор ГИБДД и водители

Материал: таблички со знаками дорожного движения на штативах, фанты (пуговицы, картинки и т. п.), накидки транспортные средства, рули.

Содержание игры. Несколько детей водители. Один — инспектор ГИБДД. Игроки ставят свои автомобили в гараж. Инспектор ГИБДД с табличками дорожных знаков встает напротив них. Он поочередно показывает знаки. Водители, выезжая из гаража, должны двигаться в соответствии со знаком или объяснить, что он означает. Тот, кто не может это сделать, получает штраф — фант (картинку, пуговицу и т. п.). Победит тот, кто доедет до финиша с наименьшим количеством фантов.

Веселый трамвай

Материал: две накидки с изображением трамваев, обручи.

Содержание игры. Дети делятся на две команды, два ребенка — водители трамваев. Водители держат в руках по обручу. Пассажиры ждут на остановках. «Перевести» можно только одного пассажира, который находится в обруче. Победитель та команда, которая быстрее всех окажется на другой остановке (в противоположном конце зала).

Гараж

Материал: обручи, накидки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Дождь* или музыкальное сопровождение «Музыка — капли дождя», обручи.

  • Содержание игры. Гаражи — обручи раскладываются в зале. Дети — транспорт. Они перемещаются кругу  или двигаются в разных направлениях. Звучит музыка дождя. Все бегут к гаражам и занимают Дзэбое место. Ребенок (автомобиль), оставшийся без гаража, выбывает из игры.

Грузовики

 Материал: накидки с изображением грузовых автомобилей, рули, светофор, мешочки с опилками.

Содержание игры. В руках у детей рули. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого ребенка положен мешочек с опилками или песком. Один из детей переключает светофор. Детям поясняется, что автомобили могут ехать, выполняя правила движения. Победит тот, кто быстрее доставит груз до места назначения, правильно выполняя движения на сигнал светофора, и не потеряет груз.

Если дети начинают двигаться, не учитывая, что Шни должны удерживать равновесие с грузом, то взрослый дает необходимые пояснения (начинать движение надо, плавно ускоряя скорость, ехать ров- но, тормозить не резко и т. п.).

 «Дорожное - не дорожное»

Материал: мяч.

Содержание игры. Дети ловят мяч только в слу- Шрае, если ведущий произнесет «дорожное» слово. На- Яфимер, тротуар, светофор и т. д. В других случаях Мрч не ловится.

Делай, как я

Материал: накидка-регулировщик, жезл.

Содержание игры. Ребенок в костюме регулировщика с жезлом в руках стоит напротив шеренги детей. Он показывает основные движения (красный руки вытянуты или опущены — стой, желтый -  правая рука с жезлом поднята вверх — приготовиться, зеленый — регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены - иди). Дети делают такие же движения.

Парные картинки

Материал: парные картинки с изображением дорожных знаков.

Содержание игры. Детям раздают изображения дорожных знаков. Под музыку они отыскивают свою пару — такой же знак.

Вариант игры: дети в накидках, которые изображают разные виды транспорта. На стене прикреплены изображения тучи, водного пространства, дороги. Под свисток ведущего дети отыскивают своих друзей (транспорт, который принадлежит к данному виду) и занимают соответствующее место у стены. Например, лодка, пароход, корабль — водный транспорт занимает место, изображающее водное пространство.

Светофор

Содержание игры. Ведущий в центре игрового поля. Он называет цвет (красный, желтый, зеленый). Игроки, у которых в одежде есть данный цвет, переходят на другую сторону поля. Остальные ждут своего цвета.

Загадай загадку, покажи отгадку

Материал: карточки с загадками, картинки-отгадки или накидки — транспортные средства, светофор, рули.

Содержание игры. Педагог предлагает детям отгадывать загадки, тот кто отгадает, берет на себя роль того дорожного средства, которое он назвал. Количество загадок примерно совпадает с количеством участников игры (на две-три загадки больше, чем детей). После того как дети отгадают все загадки, с ними разыгрывается какой-то сюжет на основе игры «Азбука дорожного движения».

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобили)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих уголька. (Автомобиль)

Для этого коня еда —

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется. (Автомобиль)

Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (Грузовик)

Он работает на стройке.

Поднимает грузы бойко Однорукий великан.

Это наш... (Подъемный кран)

Длинной шеей поверчу —

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут, положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

Там, где нужно сто лопат,

Я один работать рад. (Экскаватор)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Вот машина,

Так машина —

Высотою с дом

Кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою

 Вдвое. (Экскаватор)

Глаз зеленый

Загорится»

Значит, можно нам

Садиться. (Такси)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер)

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса? (Поливочный автомобиль)

Что за дворник удалой

Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочный автомобиль)

Два колесика подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком. (Велосипед)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги,

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ.

Это мой... (Велосипед)

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть...

Они, признаться,

Для вязанья не годятся. (Велосипед)

У меня друзей — не счесть.

Среди них и козлик есть.

Он с веселым голоском —гг Колокольчиком-звонком.

Взяв его за рожки,

Еду по дорожке! (.Велосипед)

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица)

Ходит днем и вечерами Ходит он туда, сюда...

И обеими руками

Крепко держит провода. (Троллейбус)

Поднял кверху две руки,

Взял две жилы в кулаки.

— Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой. (Троллейбус)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. СРегулировщик)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (.Автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим?

(Трамвай)

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется... (Трамвай)

Спозаранку за окошком

Стук, к звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

 Ходит красные дома. (Трамвай)

Добежала зебра до угла II на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрестке. (Переход «зебра»)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Загудел глазастый жук,

Обогнул зеленый луг,

У дороги смял ковыль

 И ушел, оставив пыль. (Мотоцикл)

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины)

У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь трехглазый одноногий

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами. (Светофор)

Я глазищами моргаю

 Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Три моих волшебных глаза

 управляют всеми сразу.

Я моргну — пойдут машины,

встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором.

Как зовусь я? (Светофором)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

 Людям перейти. (Светофор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...