Методическая разработка "Почва Белгородского края"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Евдакова Таисия Юрьевна

Уважаемые педагоги!!! Эта методическая разработка поможет Вам познакомить детей с почвами Белгородского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pochva_chernozemnogo_kraya.docx17.4 КБ
Файл nod_pochva_chernozemnogo_kraya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ

Евдакова Т.Ю., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»

города Губкина Белгородской области

Программное содержание:

систематизировать и уточнять представления детей о «Земле-кормилице». Формировать представления о составе и географическом расположении почвы края. Воспитывать любовь к земле, гордость за родную землю, желание беречь ее. Развивать умение анализировать, делать умозаключения и сопоставления.

Оборудование: посылочный ящик, плоскостные изображения: земля-кормилица – 50 см, фея – Черноземка – 30 см, Глинка – 20 см, Песчанка – 10 см, Мелянка – 5-8 см, мяч, образцы почв (чернозем, с примесями глины, песка, мела), карта области, фишки (черные, коричневые, желтые, белые), письмо, лейка с водой, угощение земли-кормилицы (любые овощи или фрукты, выращенные в данной местности).

Ход мероприятия:

        Чтение детям стихотворения Я. Авидова «Мать-земля»:

Скажи мне, как правильно землю называть?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное, сказать ей:

Родная! Земля наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь все. Что мы любим,

Все создано ею:

И горы, и реки, и лес. И цветы,

И осень, и лето, и дождик и ты!

Воспитатель задает вопрос детям:

- Как бы вы хотели назвать нашу землю и почему?

Ответы детей: красавица, земля-матушка, земля - наше богатство, земля-кормилица и т.д.

Стук в дверь.

Воспитатель. Пришла посылка от Земли-матушки Белгородчины. Она узнала, что мы говорили о ней, да еще так красиво и ласково ее называем, и она захотела рассказать о себе подробнее. Ведь Белгородская земля – особенная ее называют, «царь почв», кормилица России, национальное богатство.

Воспитатель открывает посылку и достает изображение Земли – кормилицы  (образ женщины с элементами костюма Белгородского края, в руке у нее колосья пшеницы, в другой корзина с овощами и фруктами. Волосы длинные, черные косы с вкраплением желтых, коричневых, белых полос – символ почвы).

        Воспитатель совместно с детьми проводит обсуждение образа. Дети высказывают суждения, почему это земля-кормилица и именно Белгородчины (по элементам костюма).

В посылке конверт – в нем письма записки.

Чтение первого письма:

Здравствуйте ребята!

Мне очень приятно, что вы любите меня и называете так ласково и красиво. Я Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая, люблю кормить людей, особенно тех, кто заботиться обо мне. Я знаю, что вы тоже ухажисаете за мной, подкармливаете. Поливаете, убираете сорняки, когда выращиваете урожай на своем огороде в детском саду. Спасибо вам за заботу. Давайте сейчас сыграем с вами в игру «Поймай – называй».

Игра: Внимательно рассмотреть, что в изображении «Земли – кормилицы» есть из ее даров для употребления в пищу и назовите чем еще, не изображенным на рисунке, земля кормит людей.

        (Дети стоят в кругу, кому воспитатель бросает мяч, тот и должен дать ответ. Кто ошибается – называет то, что есть в изображении, повторяется или ошибается, выбывает из игры).

        Чтение второго письма.

        Рябята, хочу открыть вам секрет. Почвы Белогорья не все одинаковы, есть очень плодородные, есть не очень. А зависит это от состава, ведь чернозем бывает разный: чистый чернозем, с примесью песка, глины и мела. Я посылаю вам образцы разного чернозема. Рассмотрите их, исследуйте и определите  где какой?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

        Цель: закреплять представления детей о составе почвы. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

- с примесями мела – имеет белесый оттенок, белые крупинки;

- песчаная почва – сыпучая, с мелкими пылинками, при смачивании не склеивается;

- глинистая – с крупинками, при смачивании клейкая;

- чистый чернозем – при поливе самый черный, трудно смывается с рук, при рассмотрении через лупу в нем отмечается присутствие перегнивших листьев, корней.

Продолжение письма.

Расположены разные виды почв в разных местах области и количество их разное. Управляют этими почвами мои подруги – феи Черноземка, Глинка, Песчанка, Мелянка. Я посылаю Вам их портреты, по цвету волос вы определите, где какая фея, а по их росту узнаете каких земель больше, а каих меньше.

Воспитатель достает из посылки и прикрепляет на фланелеграф изображение фей.

Дети рассматривают изображения, определяют, где какая фея, делают предположения пропорциональном взаимоотношении почв с ростом фей.

Воспитатель обращает внимание, что в кармашках у фей лежат значки (квадратики по цвету, представляющие почву). Приглашают детей к карте Белгородской области и рассказывают, где и какие почвы расположены:

- на террасах реки Оскол расположены массивы песчаных почв (Ракитное, Борисовка, Грайворон, Прохоровка, Губкин – черноземы =77% (северо-восток области, частично в Валуйском районе);

- здесь же вкрапление суглинистых почв;

- с меловыми отложениями (незначительно) Алексеевский, Корочанский, Белгородский районы 1%.

Дети размещают значки по карте, в соответствии с рассказом воспитателя.

В конце проводиться анализ по карте, каких земель на Белгородчине больше (черноземных), поэтому фея Черноземка самая высокая, проводиться сравнение с другими феями.

Заключение: поэтому и край называется черноземным.

Чтение письма.

Чернозем – это богатство края, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию, загружали целые железнодорожные составы, чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись, не давая увозить наше богатство, взрывали составы, сами погибали ради земли-матушки, земли кормилицы.

Берегите, ребята, богатство края – и земля вас всегда накормит. На прощанье из посылки дает детям угощенье, выращенное на белгородской земле (яблоки или морковь, ягоды или фрукты).



Предварительный просмотр:

ПОЧВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ

Евдакова Т.Ю., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»

города Губкина Белгородской области

Программное содержание:

систематизировать и уточнять представления детей о «Земле-кормилице». Формировать представления о составе и географическом расположении почвы края. Воспитывать любовь к земле, гордость за родную землю, желание беречь ее. Развивать умение анализировать, делать умозаключения и сопоставления.

Оборудование: посылочный ящик, плоскостные изображения: земля-кормилица – 50 см, фея – Черноземка – 30 см, Глинка – 20 см, Песчанка – 10 см, Мелянка – 5-8 см, мяч, образцы почв (чернозем, с примесями глины, песка, мела), карта области, фишки (черные, коричневые, желтые, белые), письмо, лейка с водой, угощение земли-кормилицы (любые овощи или фрукты, выращенные в данной местности).

Ход мероприятия:

        Чтение детям стихотворения Я. Авидова «Мать-земля»:

Скажи мне, как правильно землю называть?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное, сказать ей:

Родная! Земля наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь все. Что мы любим,

Все создано ею:

И горы, и реки, и лес. И цветы,

И осень, и лето, и дождик и ты!

Воспитатель задает вопрос детям:

- Как бы вы хотели назвать нашу землю и почему?

Ответы детей: красавица, земля-матушка, земля - наше богатство, земля-кормилица и т.д.

Стук в дверь.

Воспитатель. Пришла посылка от Земли-матушки Белгородчины. Она узнала, что мы говорили о ней, да еще так красиво и ласково ее называем, и она захотела рассказать о себе подробнее. Ведь Белгородская земля – особенная ее называют, «царь почв», кормилица России, национальное богатство.

Воспитатель открывает посылку и достает изображение Земли – кормилицы  (образ женщины с элементами костюма Белгородского края, в руке у нее колосья пшеницы, в другой корзина с овощами и фруктами. Волосы длинные, черные косы с вкраплением желтых, коричневых, белых полос – символ почвы).

        Воспитатель совместно с детьми проводит обсуждение образа. Дети высказывают суждения, почему это земля-кормилица и именно Белгородчины (по элементам костюма).

В посылке конверт – в нем письма записки.

Чтение первого письма:

Здравствуйте ребята!

Мне очень приятно, что вы любите меня и называете так ласково и красиво. Я Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая, люблю кормить людей, особенно тех, кто заботиться обо мне. Я знаю, что вы тоже ухажисаете за мной, подкармливаете. Поливаете, убираете сорняки, когда выращиваете урожай на своем огороде в детском саду. Спасибо вам за заботу. Давайте сейчас сыграем с вами в игру «Поймай – называй».

Игра: Внимательно рассмотреть, что в изображении «Земли – кормилицы» есть из ее даров для употребления в пищу и назовите чем еще, не изображенным на рисунке, земля кормит людей.

        (Дети стоят в кругу, кому воспитатель бросает мяч, тот и должен дать ответ. Кто ошибается – называет то, что есть в изображении, повторяется или ошибается, выбывает из игры).

        Чтение второго письма.

        Рябята, хочу открыть вам секрет. Почвы Белогорья не все одинаковы, есть очень плодородные, есть не очень. А зависит это от состава, ведь чернозем бывает разный: чистый чернозем, с примесью песка, глины и мела. Я посылаю вам образцы разного чернозема. Рассмотрите их, исследуйте и определите  где какой?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

        Цель: закреплять представления детей о составе почвы. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

- с примесями мела – имеет белесый оттенок, белые крупинки;

- песчаная почва – сыпучая, с мелкими пылинками, при смачивании не склеивается;

- глинистая – с крупинками, при смачивании клейкая;

- чистый чернозем – при поливе самый черный, трудно смывается с рук, при рассмотрении через лупу в нем отмечается присутствие перегнивших листьев, корней.

Продолжение письма.

Расположены разные виды почв в разных местах области и количество их разное. Управляют этими почвами мои подруги – феи Черноземка, Глинка, Песчанка, Мелянка. Я посылаю Вам их портреты, по цвету волос вы определите, где какая фея, а по их росту узнаете каких земель больше, а каих меньше.

Воспитатель достает из посылки и прикрепляет на фланелеграф изображение фей.

Дети рассматривают изображения, определяют, где какая фея, делают предположения пропорциональном взаимоотношении почв с ростом фей.

Воспитатель обращает внимание, что в кармашках у фей лежат значки (квадратики по цвету, представляющие почву). Приглашают детей к карте Белгородской области и рассказывают, где и какие почвы расположены:

- на террасах реки Оскол расположены массивы песчаных почв (Ракитное, Борисовка, Грайворон, Прохоровка, Губкин – черноземы =77% (северо-восток области, частично в Валуйском районе);

- здесь же вкрапление суглинистых почв;

- с меловыми отложениями (незначительно) Алексеевский, Корочанский, Белгородский районы 1%.

Дети размещают значки по карте, в соответствии с рассказом воспитателя.

В конце проводиться анализ по карте, каких земель на Белгородчине больше (черноземных), поэтому фея Черноземка самая высокая, проводиться сравнение с другими феями.

Заключение: поэтому и край называется черноземным.

Чтение письма.

Чернозем – это богатство края, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию, загружали целые железнодорожные составы, чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись, не давая увозить наше богатство, взрывали составы, сами погибали ради земли-матушки, земли кормилицы.

Берегите, ребята, богатство края – и земля вас всегда накормит. На прощанье из посылки дает детям угощенье, выращенное на белгородской земле (яблоки или морковь, ягоды или фрукты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры на основе репертуара Белгородского края

Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие  музыкально-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Ходит Осень Белгородским краем"

Любовь к Родине мы все начинаем понимать в полном смысле когда взрослеем, приобретаем жизненный опыт. Во многом это зависит от того, каким образом это было заложено в нас с детства. Может быть любовь ...

Домашние птицы Белгородского края

Интересное пособие по изучению материала "Домашние птицы Белгородского края"...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие по Белгородскому краю».

Задачи:Образовательные: 1. Расширить представление детей о Родине малой и большой.2. Расширять и закреплять знания детей о родном крае, о его природе, достопримечательностях, об известных л...

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...