Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Реки города большие и малые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чернева Марина Юьевна

Конспект занятия

с детьми подготовительной группы

«Реки города большие и малые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

          Цель : 1 . Расширять представления детей о природных ресурсах  Н . Новгорода ( река , рыба ,

                      деревья ) .

                      2 . Сформировать понятия  Волга-труженница , Волга-кормилица , Волга-красавица .

                      3. Закрепить знания детей о роли человека в преобразовании состояния реки Волги .

                      4. Воспитывать чувство ответственности за свою « малую родину» .

          Словарь : приток , полноводная , плотина , гидроэлектростанция , река Волга , река Ока ,

                           лесные богатства , экологическое бедствие .

           Материал : глобус , карта Н . Новгорода  и  области ,нарисованная карта протяжённости реки

                              Волги , с табличками названий городов , карточки с изображением рыб ,

                              иллюстрации  « лесные богатства» , иллюстрации к проблемным задачам .

                                                                    Ход  занятия :  

Восп-ль : Ребята , я приготовила для вас загадку , попробуйте её отгадать :

                 « Бежит , бежит – не выбежит .

                    Течёт , течёт – не вытечет .»

               

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : река .

Восп-ль : Правильно ,загадка о реке .

                 Сегодня мы с вами поговорим о реках , которые протекают по нашему Нижнему Новгороду .

ПОКАЗ ГЛОБУСА

Восп-ль : Посмотрите на глобус , какого цвета на нём больше ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ  : синего , голубого  .

Восп-ль : Правильно , когда посмотришь на глобус внимательно , видно , что воды на нашей планете

                больше , чем суши .

                 - А как вы думаете , из чего же складывается это огромное водное пространство планеты

                 Земля ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : океаны , реки , моря , озёра .  ( по желанию дети показывают их на карте или

                                 глобусе ) .

Восп-ль : Молодцы . Много назвали морей , океанов , рек .

                - А вот интересно , есть моря и реки у нас в Н . Новгороде ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : Горьковское море , река Волга , река Ока .

Восп-ль : Хотите , я вам сегодня расскажу о реке Волге ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : хотим .

Восп-ль : Я приглашаю вас в небольшое путешествие по этой реке .

                - А на чём вы хотите путешествовать по реке ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : на лодке , на плоту .

Восп-ль : На плоту нам будет просторнее .Садитесь поудобнее .

                - Итак , плывём по великой русской реке Волге . Реку эту часто называют

                Волгой-кормилицей , Волгой-красавицей , Волгой-труженницей .

                Пока мы плывём , я расскажу вам , как из маленького ручейка родилась великая река Волга .

                Слушайте внимательно , потом расскажете этом дома , т. к. не все это знают

                -Когда-то давным-давно ,когда на  Земле ещё жили древние люди , из маленького ручейка на                                                                                    

               Валдайской возвышенности ( показать на карте ) зародилась огромная река Волга .Сейчас над        

               этим ручейком сделана крыша , повешена памятная табличка .

                - Волга , означает « светлая» . И протянулась она от Валдайской возвышенности – до

               Каспийского моря . (показать её длину указкой по карте ) . Река широкая и полноводная

               потому , что у Волги много помощников – притоков ,больших и маленьких речек , которые

               несут в неё свои воды .

               - Знаете сколько их ? – 200 . И среди них знакомая нам река Ока .

               - Ока  - это крупнейший правый приток Волги . Название реке дали племена , которые

               обитали на берегах Оки . Оно происходит от слова  ЙОКИ , что значит « река» .

               По Оке идёт водный путь от Н . Новгорода на Рязань, Коломну ,и далее по Москве-реке

               до Москвы .

              - Ока мало уступает Волге по красоте . Её широкие пляжи и живописные берега с лесами

              и рощами привлекают множество туристов и отдыхающих . На Оке в свою очередь много

              отмелей , мешающих судоходству , поэтому по ней ходят более мелкие суда , чем по

              Волге .

              Там , где воды двух рек

              Подружились навек ,

              Где сливается Волга с Окою

              Славный город стоит

              Как утёс , как гранит

              Над великою русской рекою .

            - Ребята , о каком городе говорится в стихотворении ?

   

  ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : о Нижнем Новгороде .

Восп-ль : Почему вы так думаете ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : на этих двух реках стоит наш город .

           

Восп-ль : Какие ещё города стоят на реке Волге ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : Новгород , Тверь , Ярославль , Самара …

Восп-ль : Интересно , почему людям так нравилось селиться на берегах Волги ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : Удобно добывать пищу , строительный материал для постройки домов …

Восп-ль : Давайте и мы понарошку забросим сети и попробуем поймать рыбу . ( дети выполняют игровые движения –забрасывают сеть )

                - Какую рыбу вы поймали ? Назовите её .

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : Сельдь , осётр , белуга , стерлядь , угорь .

Восп-ль : Вот такое имеется богатство в водах реки Волги .

                -Берега же Волги покрыты лесами . А какие леса вы знаете , какие деревья ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : хвойные , лиственные , смешанные .

Восп-ль : Наше путешествие на плоту закончилось . Выходим на берег Волги .Пройдём по её берегам пешком и посмотрим , какие звери живут в здешних лесах .

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : медведи , волки ,лисы , лоси , зайцы ,белки , бобры , рыси .

Восп-ль : А какие ещё лесные богатства , кроме деревьев и животных вы знаете ? ( показывает наводящую картинку ) .

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : грибы , ягоды , орехи , лечебные травы ) .

 Восп-ль : ( предлагает детям присесть на полянке ) .

                  - Волга с её берегами дарит людям не только огромные богатства , но и очаровывает своей

                 красотой . Поэтому прозвали её Волгой-красавицей , а ещё Волгой-труженницей .

                  -Ребята , а ведь мы с вами знаем , что нижегородцы ,как и весь русский народ-народ

                 гостеприимный , хлебосольный . Как вы понимаете эти слова ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : любят встречать гостей .

Восп-ль : А на чём  они в гости друг к другу ездят ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : корабли , метеоры ,ракеты .

Восп-ль : А на чём грузы возят ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : сухогрузы . баржи …

Восп-ль : ( предлагает детям сесть на выбранный речной вид транспорта и отправиться дальше )

                 - По реке-Волге один за другим идут огромные корабли , теплоходы , баржи . Они идут строго по расписанию , чтобы не было столкновений и аварий . Волга – главный водный путь России .  (показать по карте ) . По ней можно приплыть в Балтийское море , в Чёрное , Азовское  .

                 - Посмотрите , на берегах Волги нижегородцы построили крупные заводы и фабрики : делают машины , строят корабли , шьют одежду , обувь . И везде используют воды Волги .

                  Трудится , трудится река день и ночь для людей , не зря её прозвали Волгой-труженицей .

                  Да вот беда ! Заболела Волга . Вода стала грязной , потому что с заводов и фабрик сливают в реку грязную использованную воду . Рыба – какая погибла , какая ушла в другие воды . Осталось её очень мало . И воды в реке стало меньше .

                 - Почему же это произошло ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : люди стали загрязнять реку , стали на ней всё строить .

Восп-ль : Да ! Потому , что человек взялся Волгу переделывать , чтобы жизнь людей улучшить , а не подумал , хорошо ли реке будет , не повредит ли это ей . Оказалось , что повредило . Поставили плотину ,перегородили реку – и пошла вода совсем в другую сторону , т . к . плотина вперёд её не пускает . Упирается вода в плотину , а пройти не может .

                 Или другой пример . На текстильной фабрике залили в огромные котлы чистую , волжскую воду , насыпали туда порошка-красителя , ткань покрасили . Получилась красивая , всем модницам понравится . А воду из котлов грязную в Волгу слили .

                 - Будет вода после этого чистой , прозрачной , вкусной ?

                 -Будет полезна рыбам и человеку ?

                 Вот так и наступило экологическое бедствие . Теперь все учёные думают , как помочь Волге .

                 Пока не придумали . Похоже , эту задачу вам придётся решать , когда вырастете . А пока , я предлагаю вам поиграть в игру : « Хорошо-плохо» .

Задача 1 . Плывёт по Волге теплоход , на нём – путешественники . Любуются красотой реки , слушают

                 про неё рассказы , фотографируют , лимонад , воду пьют , банки и бутылки в Волгу бросают .

                 А один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил . Как вы думаете , что хорошо , а

                 что плохо в этой картинке ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : хорошо то , что люди отдыхают , любуются красотой , а плохо то , что они бросают  

                                  мусор в реку .

Задача 2 . Вышла на лов рыбацкая лодка . Наловили рыбы много-много . В сети попала и крупная и

                 мелкая рыба . Рыбаки думают : зачем нам мелкая рыба , её и на рынке никто не купит , и

                 самим не нужна . Отобрали мелкую рыбёшку и выбросили в воду . И плавает она  на

                 поверхности брюшком кверху . А мы с вами на рынке купили крупную . Что хорошо

                 в этой истории , а что плохо ?

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ : хорошо то , что мы купили крупную рыбу , а плохо то , что от мёртвой рыбы

                                  портится вода в реке .

Восп-ль : Да , дети , прежде чем что-то сделать , надо хорошо подумать : а не будет ли от этого

                 кому плохо ?

                - Ну что ж , нам домой пора . Прощаемся с Волгой . Выходим на берег .

- ЧТО  ПОНРАВИЛОСЬ  В ПУТЕШЕСТВИИ  ПО  РЕКЕ  ВОЛГЕ  ?

- ЧТО НОВОГО  УЗНАЛИ  О  РЕКЕ  ВОЛГЕ  ?

- ЧТО  ТЫ  РАССКАЖЕШЬ  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ  О  РЕКЕ  ВОЛГЕ  ?

Конспект занятия

с детьми подготовительной группы

«Реки города большие и малые»

                                                                                                                                  Воспитатель: Чернева М.Ю.

                                                                                                                                  Педсовет №2  

                                                                                                                                  МДОУ д/с №95

январь 2005 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Нравственное  воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие по родному городу в будущем" Тема "Транспорт"

Формировать  навык   звукового анализа и чтения слов. Совершенствовать навык образования существительных множественного числа  родительного  падежа и сравнительной ...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы Квест-игра: «Путешествие в город профессий»

Конспект занятия с детьми подготовительной группыКвест-игра: «Путешествие в город профессий» Цель: формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважитель...