Главные вкладки

    "Флора и фауна Кузбасса"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Полыгалова Надежда Викторовна

    Знакомство детей с природой родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл flora_i_fauna_kuzbass_teoreticheskoe_2_.docx19.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие: «Флора и фауна Кузбасса»

    Цели: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири; Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях; Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы; Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны); Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.

    Ход занятия

    1. Вступительная беседа о Родине.

    Воспитатель: Что такое Родина?(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами :(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы :(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):

    Мы живем в России:
    У нас леса густые,
    У нас березы белые
    И космонавты смелые,
    И небо наше чистое,
    И реки наши быстрые,
    И Москвы - столицы нашей,
    В целом мире нету краше!

    А как называется область в Сибири в которой мы живем? (Кмеровская)

    2. Сибирь - край богатый.

    Воспитатель: В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок):

    "Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт,
    Заходи в зеленый дом,
    Чудеса увидишь в нем." (Лес)

    Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

    Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется :(березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?

    3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. 

    Воспитатель: Сибирь и наш Кузбасс в частности  называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

    Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

    Послушайте еще одну загадку (читает ребенок):

    "Что же это за девица:
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год?" (Елка)

    Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

    Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

    Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

    Физкультминутка "Добрый лес":

    Добрый лес, старый лес,
    Полный сказочных чудес!
    Мы идем гулять сейчас
    И зовем с собою вас!
    Ждут нас на лесной опушке
    Птички, бабочки, зверушки.
    Паучок на паутинке,
    И кузнечик на травинке!

    Воспитатель: А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

    Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

    О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

    1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
    2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".
    3. Дидактическая игра "Найди половину".

    Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?

    4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":

                Что мы сажаем, сажая леса?
    Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль - 
    Странствовать по морю
    В бурю и штиль.
    Что мы сажаем, сажая леса?
    Легкие крылья - лететь в небеса.
    Стол, за которым ты будешь писать,
    Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
    Что мы сажаем, сажая леса?
    Чащу, где бродит барсук и лиса,
    Чащу, где белка скрывает бельчат,
    Чащу, где пестрые дятлы стучат.
    Что мы сажаем, сажая леса?
    Лист, на который ложится роса,
    Свежесть лесную, и влагу, и тень - 
    Вот что сажаем в сегодняшний день!"
    Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?

    Итог занятия

    • Что нового узнали?
    • С какими растениями познакомились?
    • Как называется хвойный лес?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Наша флора и фауна".

    Данная учебно-методическая разработка по дополнительному образованию, помогает познакомить детей с разнообразной и уникальной природой нашей страны. Каждое занятие - это увлекательное путешествие по у...

    Рабочая программа кружка "Флора и фауна"

    Рабочая программа кружка "Флора и фауна"....

    «Влияние классической и рок-музыки на человека, флору и фауну.»

    Консультация для родителей по музыкальному воспитанию....

    Экологическая викторина: «Флора и Фауна Мордовии»

    Цель викторины:Выявить, какие представители фауны и флоры являются редкими в нашей республике, и поэтому не всегда доступны для наблюдения в окружающей природной среде. Расширять представле...

    Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

    Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...

    Картотека игр по ознакомлению с флорой и фауной

    Картотека составлена по сборнику дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 - 7 лет. Павловой Л.Ю. Для удобства в исользовании ее можно оформить как книжку или отдель...

    Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"

    Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....