Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фёдорова Ирина Владимировна

Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе  изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solevarenie.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 15 «Теремок».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира  «Солеварение».

Разработала:

воспитатель коррекционной группы

 Фёдорова Ирина Владимировна

г. Старая Русса

2012 г.

Задачи: развивать познавательные способности детей: умение описывать, давать характеристику объекта, наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки, умение сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в прошлом.

Оборудование: «чёрный ящик», соль, лупы, герб города Старая Русса, каравай, рушник, солонка с солью, колба с испытуемой солёной водой, источник огня (спиртовка или электрическая плитка, спички, металлическая тарелочка, прихватки, верёвочка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент: Ребята, отгадайте, что лежит в чёрном ящике?... В чёрном ящике  лежит то, что в старые времена ценилось дороже золота и было основным занятием рушан. (Выслушивает предположения детей и открывают вместе ящик). Это соль!

Да, действительно, соль в далёкие времена была очень дорогой, за неё платили золотыми монетами, а сейчас её можно купить в любом магазине недорого.

       Пойдёмте к столикам и рассмотрим соль получше.

  1. Работа за столами.  Перед детьми стоят тарелочки с солью, вместе с воспитателем проходит обследование соли.
  • Цвет: белая.
  • Вкус: солёная.
  • Запах: не имеет.
  • Состояние: твёрдая, сыпучая.
  • Давайте рассмотрим соль под лупами. Увидим кристаллики, одни блестят, а другие нет и т.д.

Итак:  соль  белая, солёная, без запаха, твёрдая и сыпучая, а также съедобная.

3. Беседа с детьми:

   - Зачем нужна соль?

                    - Солить пищу.

- Все продукты нужно солить?

                        - Нет.

Игра. Если пищу, которую я назову, нужно солить - хлопаем,

          если нет – руки прячем за спину.

-Суп                                           - макароны

-яблоко                                      - рис

-компот                                     - мармелад

-каша                                         - капуста

-кисель                                      -картошка

-огурец                                      -котлета.

- У всех дома есть соль?  А как она дома появилась?

                    - Мама купила в магазине.

-А когда магазинов не было, давно-давно, где люди брали соль?

-Раньше люди не употребляли в пищу соль, а потом научились её варить. А вот из чего можно сварить соль? (выслушать размышления детей).

- Кто из вас был у нас в курорте нашего города?

- Что вы там видели?

-А кроме фонтана в курорте где – нибудь ещё есть вода?

-В озере.

- А вы не знаете, какая в них вода на вкус?

-Солёная.

-Можно ли из этой солёной воды получить соль? (выслушать версии детей).

-Может, и мы попробуем получить соль?

4. Опыт «Выпаривание соли из солёной воды».

Обсудить вместе с детьми правила техники безопасности:

         Чего нельзя делать                      Что можно делать                                           

           дуть на огонь                           можно смотреть глазками

          резко вставать из-за стола       рассказывать, что увидели

           толкаться

Беседа во время опыта:

  • Что мы взяли?                    - Солёную воду из озера в курорте.
  • Что хотим получить?          - Соль
  • Что мы видим?                      - Пузырьки.
  • Что это за пузырьки?              - Вода кипит.
  • Воды столько же или стало больше, меньше?         - Меньше.
  • Почему воды стало меньше?
  • Куда исчезает вода?                - Вода испаряется
  • Что на дне тарелочки?            - Может быть, соль.
  • Как мы можем проверить, что это действительно соль?

                                                         -Попробовать.

- Правда, мы можем попробовать, но наша соль  горячая, давайте поиграем, а в это время соль остынет.

Игра.

Дети в старину тоже играли, вот одна из игр.

 Паучок паутинку зацепил за травинку,

А потом за цветок, получился мосток.

(В руки одному ребёнку дать верёвочку и протянуть её к ребёнку напротив, положить её на пол- получился мостик. Дети по мостику перебегают на  противоположную сторону,  игра повторяется снова с другими участниками).

- Ну вот, наша соль остыла. Если кто- то желает, можете попробовать, соль мы получили или нет.

  -Как вы докажете, что получилась соль?

    -Она белая, солёная, твёрдая.

5. Из истории.

-А могли ли так получать соль люди раньше?

-Могли.

-Все люди древней Руссы занимались СОЛЕВАРЕНИЕМ. Подумайте, что означает это слово. Воду брали из солёных озёр и выпаривали из неё соль. Соль была очень дорогая. и её возили продавать в другие города: Новгород, Тверь, Псков. Ценилась соль в то время дороже хлеба и золота.

Показать герб города Старая Русса.

-Что это за картинка? Что на ней изображено

Прочитать детям стихотворение.

Городские гербы.

Обо всём, что любо городу,

Обо всём, что ему дорого,

Герб вам может рассказать

Увлекательно и коротко.

Город может гордиться ткачами,

Кузнецами, швеями, врачами.

Город может природой гордиться,

Редким зверем и редкою птицей.

Город может историю чтить,

Может память о предках хранить.

Обо всём, что свято городу,

Обо всём, что ему дорого,

Герб вам может рассказать

Увлекательно и коротко.

-Что же рассказывает герб нашего города, чем занимались люди древней Руссы?

-Солеварением.

-А сейчас соль выпаривают в Старой Руссе? Где же её берут?

6.   ИГРА   «Хлеб-соль».

-А вы знаете, как встречают дорогих гостей? Чем их угощают?

-Хлебом-солью.

А что такое «ушли, несолено хлебавши». Может, вы узнаете у своих родителей, а потом нам всем  расскажете.

Выбирается хозяйка и она угощает всех со словами: «Хлеб-соль вам, гости дорогие».

7. Заключение.

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что вызвало трудность?

 -Что нового вы узнали?

Как вы думаете, ваши родители знают историю нашего города?

Спросите у них, расскажите, что узнали сегодня. А на память я вам дарю маленькие гербы нашего города.

Приложения.

 

Муравьёвский фонтан в курорте г. Старая Русса

 Солёное озеро курорта.

Герб города Старая Русса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»

Цель:  Расширение  и активизация словаря по теме.Задачи:   1.  Подбор прилагательных к существительным....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?» (2019 г.)

Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...

Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»

Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения ...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. "Каждый пират должен знать, как морской узел вязать"

Занятие построено в виде игры-путешествия, гдг дети знакомятся с простым морским узлом, учаться его вязать, помогая друг другу. В ходе пушешествия закрепляют знания о свойствах магнита и учатся правил...