КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivotnye_severa.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
Цель: формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Задачи:
- Образовательные: расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
- Развивающие: развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Оборудование: глобус, компьютер, флешкарта.
Ход занятия:
Организация начала занятия
(Разворачивание сюжета. Сообщение темы занятия).
Воспитатель:
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
Сегодня мы отправимся с вами туда, где царит царство холода, снега и льда!
Воспитатель: Путь предстоит не ближний! На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
(Дети показывают Арктику на глобусе.)
Слайд 2. Глобус.
Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север на самолёте.
(Дети встают в круг, раскрывают руки, как крылья у самолета, идут друг за другом по кругу.)
(Дети садятся обратно на стулья.)
Основная часть.
Знакомство с животными Севера.
Воспитатель: Вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений? (На севере холодно, мало солнца.)
Воспитатель: Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. И очень холодно. Давайте погреемся.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
Воспитатель: Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые… (медведи)
Слайд 3. Белый медведь.
Воспитатель: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему? (Шкура у него белая и снег белый, и на фоне снега его не видно.)
Воспитатель: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода, ему не страшны. Море – это его родная стихия! Как вы думаете, почему? (У него толстая шкура и теплый мех, под кожей толстый слой жира.)
Воспитатель: Да, мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. Чем питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, мелкими животными.)
Воспитатель: Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
Воспитатель: У медведицы мамы в ноябре-декабре, в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Воспитатель: Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему? (Белый медведь хищник, злой, может напасть на человека.)
Воспитатель: А вот животное, которое питается рыбой.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)
Слайд 4. Тюлень.
Воспитатель: Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему? (Тюлени беспомощны на суши, потому что у них нет ног.)
Воспитатель: Правильно, они большие, неповоротливые и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.
Слайд 5. Белек.
Воспитатель: Двигаемся дальше!
В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же … (пингвин)
Слайд 6. Пингвин.
Воспитатель: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости, пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама-пингвиниха сносит единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.
Воспитатель: Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Он вездеход, он пароход
И к тому же самолет!
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень.)
Слайд 7. Северный олень.
Физкультминутка (с имитацией движений).
Полярное небо ночи темней,
Струйками пар из оленьих ноздрей дети скрещивают, руки над головой,
Хэй-хэй-хэй, высоко поднимают ноги, согнутые в коленях
Ой, хэй-хэй.
Свистят по дороге полозья саней, имитируют скольжение саней по кругу
Поземка скользит и струится по ней.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей бег врассыпную под музыку
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй.
Ой, хэй-хэй.
Летит за оленями песня — мой друг, повторение первого движения
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Воспитатель: Да, дети, это благородные северные олени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что украшает голову этих животных? (Рога). Воспитатель: Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. (Белым медведем, пингвином, тюленем.)
Воспитатель: Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин - занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.
Слайд 8. Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.Задачи: 1. Подбор прилагательных к существительным....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?» (2019 г.)
Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: " Осенние гости".
Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга Конспек...
методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "вода - источник жизни"
занятие предполагает использование мультимедийных технологий...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира по теме: «Животные жарких стран».
Конспект непосредственной образовательной деятельностидетей в 1 младшей группе по теме: «Животные жарких стран»....