КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»

Домашенко Л.А., ГБДОУ №31 Пушкинского и Павловского районов  города Санкт-Петербурга

Предмет (направленность): Образовательная область «Познание», формирование целостной картины мира

Возраст детей: подготовительный возраст 6-7лет (логопедическая группа)

Место проведения: групповая комната.

Интеграция:

•       Социализация

•       Коммуникация

•       Познание

•       Художественная литература

•       Музыка

Цель: продолжить процесс установления связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром, миром искусства.

Задачи:

Развивающая: продолжать развивать монологическую,  диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности.

Обучающая:  обобщить знания детей о творчестве  И.И. Шишкина;  развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

Оборудование и материалы:  видеопрезентация,  мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа «О чем говорит живопись»; выбор произведений живописи и создание в групповом пространстве «Зала искусства»;  выставки детских работ «Мы взяли краски в руки», «Как прекрасен этот мир»;  прогулка-экскурсия в парк;  экскурсия в музей-дачу П.П. Чистякова;  посещение с родителями Русского музея;  составление творческих рассказов «Что понравилось в музее», «Самая красивая картина», разучивание стихов русских поэтов

Содержание

    - Жизнь русских людей издавна была связана с лесом. Как вы думаете, как лес помогал людям? (Люди рубили дрова, строили избы, резали посуду, ходили по грибы, ягоды), (Слайд: деятельность людей в лесу).

      Но не было человека, который мог бы нарисовать эту красоту. (CD – звучит музыка).

     И наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него лесная – Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Жил художник в городе Елабуга, город был окружен непроходимыми  лесами. Впечатления детства отразились в живописных работах художника. Да и после, до конца своей жизни он больше всего любил лес, находил в нем радость и красоту. Поэтому Шишкина называли лесным богатырем: «лесище уволок целиком из натуры да и вставил в картину».  Целыми днями бродил Иван Иванович Шишкин  с этюдником по лесу, изучал и рисовал русскую природу.

      В одной из таких прогулок рядом с Шишкиным был другой известный художник Иван Николаевич Крамской. Он написал об этом картину (Слайд: репродукция портрета Шишкина И.И.).

      - Как вы думаете, мог ли этот портрет быть создан в родных местах Шишкина, под Елабугой? (Мог, потому, что изображен огромный, большой и дремучий лес).

      - Что этот портрет помогает узнать о Шишкине? Каким вы его представляете художником? (Он внимательный, наблюдательный, любуется природой)  Каким вы представляете его человеком? (Сильным, большим).

      - Наверное, сейчас он задумал новую картину. А что же художник будет делать потом?

          Дальше пойдет в лес, выберет место, расчистит кустарники, обрубит сучья, отогнет ветки деревьев, чтобы ничего ему не мешало видеть выбранную картину. Так вот создавалась эта картина (слайд: картина  «Утро в сосновом лесу»).  

      - Какое настроение вызывает эта картина, что вы видите, ощущаете? (Сырость, холод, туман, нет ярких цветов. Человеку неуютно, страшно, не радостно. Едва освещены солнцем верхушки деревьев сосен. Только медведям хорошо в глухом лесу)

     - Как бы вы её назвали? Почему? («Утро в сосновом лесу», «Медведи в чаще», «Утренняя чаща»).

         - Кто знает секрет этой картины? (Медведей написал художник К.А. Савицкий).

        - В Москве, в Третьяковской галерее рядом с картиной «Утро в сосновом лесу находится другая картина»

      - Сейчас Маша словами напишет  вам картину, а вы её представьте и скажите название (Жаркое солнце, просторы полей, голубое небо, золотая рожь, травка, цветочки, сосны-великаны посреди поля )(слайд: картина «Рожь» ).  

     - Подберите красивые слова к слову «поле». (Бескрайнее поле, раздолье, простор, поле-море, русское поле, золотое поле, златогривое поле.)

     - Иногда темы для картин подсказывала Шишкину поэзия. (Слайд: картина «На Севере диком»). Картина «На Севере диком» создана по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

      - Похожи ли настроения у картины и стихотворения? (Сосна одинокая  на горе и в стихотворении и на картине).

     - Посмотрите и скажите как художник изобразил ночь. (Темные краски, небо, луна).

      - Какие краски использовал И. И. Шишкин. (Холодные, голубой снег, розовый, фиолетовый, зеленоватый).

       -Что снится сосне? (Жаркое лето, подруги с картины «Корабельная роща», звери, которые играют у сосны).

       (Слайд:  картина «Корабельная роща») Вот знакомая вам репродукция.

      - Давайте устроим  конкурс: «Кто задаст самый интересный вопрос к этой картине» (В каком музее находится картина? Почему корабельная роща? Как можно назвать сосны? Почему день солнечный, а в середине леса темно?)

        - Чей вопрос был интереснее?

        - И.И. Шишкина называют поэтом природы. Почему? Он же не стихи писал, а картины. (Смог поэтично, необычно изобразить простые вещи: деревья, колосья, травинки. Прорисовывал каждую веточку. Создавал картину красками, как поэт - стихи).

      - Давайте еще раз полюбуемся на репродукции картин И.И. Шишкина и почитаем известные вам стихи русских поэтов (дети читают наизусть стихи А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского)(Слайды с изображением репродукций – см.выше).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение

Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе  изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»

Цель:  Расширение  и активизация словаря по теме.Задачи:   1.  Подбор прилагательных к существительным....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»

Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР и технологии ТРИЗ Тема «Лесная прогулка»

Направление развития: познавательно-речевое.Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?»

Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...