Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мамасуева Наталья Владимировна

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_teme_derevya.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Владимировна Мамасуева,

воспитатель 1  квалификационной категории.

                                     Конспект интегрированного занятия

        по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада

                       Тема: « Береза как символ России»

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.

Задачи:

Образовательные:        

 1. Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России, как о родной  стране.

 2Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом

 3.Продолжать  учить детей анализировать, делать выводы.

 4.Продолжать  учить детей логично и грамотно излагать свои мысли, используя доказательную речь с союзом потому что.

Развивающие:

1. - развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности.  

4.Развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.

5.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:        

1.Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к родному краю.

Интеграция образовательных областей:  познание, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество, здоровье.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей за счет слов: «чечевички», «веселкой», «щедрым деревом»,  лучина,  зеленая аптека, «сокодвижние», пепелище.

Активизация словаря  детей по теме: « Береза как символ России»

Предварительная работа:

«Если Беседа дали березке расческу. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Береза», рассматривание иллюстрации к ней (из книги И.Токмаковой «Деревья»), экскурсия в парк – наблюдение за березой. Рассказ о том, за что так любима береза в народе (см.: Нуждина Т.Н. Мир животных и растений: энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия К,1998 ) Разучивание хоровода «Березонька»

Оборудование:

-доска

- пиктограммы для кластера.

- разноцветные  магниты для голосования

- тонированная бумага, простой карандаш, акварельные краски, восковые мелки.


Ход занятия  

1 часть

(дети сидят за круглым столом)

 -Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)  

 – Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

- Ребята, а кто из вас знает, какое дерево является символом Японии?

( символом  Японии   является – Сакура)

- А что вы можете сказать о символе Китая (символом Китая является – сосна)

- Ребята, встаньте так, чтобы было всем удобно и видно (дети встают полукругом)

- А может быть кто –то из  вас знает, какое дерево является символом России? (ответы детей).Предлагаю в этом убедиться.

Мини итог: Кто хочет узнать больше, я предлагаю занять свои места. Но сначала давайте разделимся на три команды.

Дети, которые сидят на первом ряду –команда «ботаники»займите свои места.

Дети, которые сидят на втором ряду – команда «литераторов» пройдите к своим столам.

И последняя – команда «историки» проходите за столы.                                                               2 часть                                                                                                                                                    Обратить внимание детей на осанку.                                                                                                  « Сяду ровно, не согнусь,                                                                                                                 За работу я возьмусь».                                                                                                                            Сегодня мы вместе соберем схему, которая поможет нам ответить на вопросы: что мы знаем,  узнали  и хотим узнать.                                                                                                                 Команда «Литераторов» поможет на, выяснить, какое же дерево является символом России.                                                                                                                                                                 - Какие деревья растут на территории России? (ответы детей)                                                                  - О каком дереве сложено больше всего стихов и песен, пословиц, хороводных игр.                      Какое из деревьев является символом Росси? (ель или береза?)                                                     - Давайте на примере пословиц и поговорок в этом убедимся.                                                          -Какие вы знаете?(«Березоньки  и девоньки, в сарафанах беленьких»                                       «Стоит Аленка платок зеленый, тонкий стан, белый  сарафан»)                                                     Ребята, как вы  думаете, чему  учат все эти пословицы. (Все эти  пословицы нас учат добру, любви к Родине).Вы много знаете поговорок о березе.                                                                -Я знаю, что Лариса из команды «литераторов»  знает красивое стихотворение о березе.   Чтение стих Есенина «Белая береза»( ребенок.)                                                                                  Беседа по стихотворению                                                                                                 

Какой увидел зимнюю берёзу поэт?(Белой, принакрылась снегом, пушистые ветки. )              - Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?                                                                                                                                         - Опишите снежные ветки. С чем сравнивает поэт ветви берёзы?(С каймой, с кистями, с бахромой)                                                                                                                                                                     - Как меняется вид берёзы под лучами солнца? (Поэт словами сумел передать все краски заснеженной берёзы, ветви которой переливаются в лучах восходящего солнца)    

Давайте вспомним строчки из стихотворения, в которых  рассказывается о цвете.    

Белая берёза», «серебряный снег», « золотой огонь снежинок»)  

-Какое время дня рисует поэт?  (Утро)

Действительно, когда люди скучают, по Родине они вспоминают о березе.

Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину.

В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой. Береза является типичным  русским  пейзажа.  

Размещение березы на доске.

- Часто Россию называют страной берез. Гости приезжают к нам из других государств, фотографируют белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо-дерево.

Мини итог: Молодцы команда литераторов. Какой поэт помог доказать, что береза является символом России. Разместите его портрет и символ пословиц и поговорок.

Благородя вашим, знаниям вы смогли доказать, что символ России  - белая береза.

-Русские люди водили хороводы вокруг березки.  

- Ребята, давайте немного отдохнем. Заведем хоровод «Березонька».

Физминутка: хоровод «Березонька»

        

3 часть

Мы с вами хорошо отдохнули,  и япредлагаю, продолжит нашу беседу.

  с использованием художественного слова обращать  внимание на осанку детей

« Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь».

-Любит наш народ свою земную красавицу за красоту и пользу.  

Береза – единственное дерево в мире с белой корой.  Давайте попробуем соединить два слова: белый + ствол. Значит она какая? белоствольная.

- Соня.С повтори как называют березку? (инд.раб)

Показ бересты + спил

Ребята, что мы с  вами знаем  о березе?

Пожалуйста, команда «ботаников»,что вы можете рассказать о бересте?

(На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит)

Что происходит в жару с черными черточками? ( В жару они открываютсяпропускают  воздух к корням дерева. Эти черточки называются – чечевички)

Разместите,  пожалуйста, символ на доске.

Что появляется весной на кончиках березовых ветвей?( ответ на это вопрос вы сможете прочитать в книге «Деревья» ( весной на березовых деревьях появляются длинные  сережки.)

Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой» почему?  (Березу можно назвать так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

Узнать ответ на это вопрос вы можете спросив у взрослы( дети спрашивают  у гостей)

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.

 2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.

 3. Настойка  из почек помогает при ломоте в суставах.

 4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.

5. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

Что весной собирают с деревьев березы? (Весной с березы собираю березовый сок. Березовый сок называется «сокодвижением».Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару.  Сок собирается со старых берез, взрослых и высоких. После сбора сока  необходимо залепить рану на стволе березы смолой или пластилином

Какую пользу приносит береза для человека?

( Ствол и ветки березы очень гибкие, из них делают лыжи, топорище.)

Разместите символы на доске.        

Почему березы растут на лесных опушках, светлых полянках  и вырубках?

(Березы растут на лесных опушка, светлых полянка и вырубках , потому что  они любят солнечный свет).

После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первым  деревом, которое вырастает на пепелище, будет береза. Как ребята уже сказали она любит свет, простор , не боится трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков. Береза растет очень быстро,          потому и зовут лесоводы ее «гонким» деревом.

        

Что мы с вами узнали нового?

(Из рассказа мы узнали, что после лесных пожаров первым деревом вырастает береза.

А так же  с каких деревьев собирается березовый сок, и чем необходимо залепить рану)

Разместите символы на доске.

Мини итог:  Большое спасибо команде ботаников. Мы узнали много интересного об этом дереве.

4 часть

Команда историков

Что нам  известно из истории  березы  расскажет нам команда «историков»

- Как называли наши предки ствол березы?(Ствол березы называли сарафаном, а ветки – косами.)

-  Как вы думаете почему? Какая она?.  (Березу можно назвать кудрявая, белая, нарядная)

- Березка – радостное, нарядное дерево.

- Как далекие предки ласково называли  березу?( Березу ласково называли “веселкой”.)

- как вы думаете, Почему?( От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе

Почему березу считают щедрым и добрым деревом?  Ответить вам на этот вопрос по может книга где вы можете прочитать.

( Издавна из бересты  крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки. На которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища  в деревню.

Разместите символы на доске.

  Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.        

   Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.

 В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.

    В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

     В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

Что нового вы узнали, из рассказа разместите символы на доске.        

Мини итог:

Береза нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека. Береза стала символом России.

5 часть практическая:

-Ребята,   мы сегодня  много говорили о  символ России – березе. Я предлагаю каждому из вас  нарисовать свою березу  при этом использовать технику рисование мозаичными мазками. Техника выполнения вам знакома.

Но сначала  сделаем пальчиковую гимнастику.

( проводится пальчиковая гимнастика и массаж пальцев рук мячиком «Су –Джок»)

-Приступайте к работе.

- Ребята у вас будет возможность продолжить эту работу.

Мини итог :Молодцы! У вас такие красивые и замечательные деревья получились.  Готовые работы мы  поместим в наш мини-музей  детского сада «Наш Уральский край».

Итог по занятию: с опорой на схему.

- понравилось ли вам наше занятие?

- было ли вам интересно, узнали ли вы что –то новое ?

- захочется ли вам поделиться своими впечатлениями, знаниями  с родителями , друзьями о символе России.

- Проголосуйте – с магнитами:

«Узнал новое»,   «Было интересно», «Хочу задать вопрос»). Спасибо  за  занятие.

        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Весна. Первые весенние цветы"

Задачи:- образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы)....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с деньгами»

Конспект открытого занятия с использованием интерактивной доски был разработан с целью поддержания интереса к предмету математики, опираясь на познавательную активность и любознательность детей. Дети ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский     Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный дл...

Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)

Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах ...