ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ"
проект (окружающий мир, старшая группа) по теме

Казакова Екатерина Алексеевна

 

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у детей представлений об окружающем мире, что бы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Задачи:

Образовательные: Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля.  Обогащать и расширять представления и знания детей о науке, о космосе.

Развивать память, внимание, мышление, воображение и т.д.

Воспитательные

Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к родине;

Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;

Формировать эстетическое отношение к природе;

Развивающие

Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по теме – космос.

Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»

Проект

«Все о космосе» для детей 5-6 лет

Составил и реализовал воспитатель: Казакова Е.А.

01.04.2013


Тема проекта «Все о космосе»

Вид проекта Исследовательский

Длительность краткосрочный

Возрастная группа Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет)

Образовательная область Познание. Формирование целостной картины мира. Художественное творчество

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у детей представлений об окружающем мире, что бы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Задачи: 

Образовательные: Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля.  Обогащать и расширять представления и знания детей о науке, о космосе.

Развивать память, внимание, мышление, воображение и т.д.

Воспитательные

Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к родине;

Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;

Формировать эстетическое отношение к природе;

Развивающие

Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по теме – космос.

Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

Планируемые результаты

Формирование элементарных знаний по теме «Космос», эмоциональное, ценностное отношение к природе, к людям, работа которых связана с освоением космоса.

Краткое содержание проекта

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Проект на тему «Все о космосе» был разработан для детей старшей группы, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась

  • в ходе режимных моментов;
  • в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности
  • в ходе самостоятельной деятельности детей
  • в ходе совместной деятельности детей и родителей.

Детям был предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звездного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе проектной деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать, экспериментировать.  Работа проходила последовательно и в системе, учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей. Содержание проекта было ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребенка. Дети развивали логическое мышление, творческое воображение, а так же умение  устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. Во время реализации проекта были использованы вариативные формы работы: проблемно поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д. В ходе проектной деятельности дети получали представления о планетах Солнечной системы,  планете Земля  (форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси), узнали имя первого космонавта, уточнили значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп» и т.д.

Этапы реализации проекта

1 этап «Проблемная ситуация»

Выявление первоначальных представлений детей о космосе.

Цель: Выявить уровень сформированности представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста и круг их интересов. Использовались активные приемы и методы обучения. (В уголке экспериментирования появились телескоп и глобус, дети сразу заметили новинку и стали проявлять интерес. Завязалась дискуссия: что это за аппарат, для чего он нужен, что за наука астрономия, что такое вселенная, какая звезда самая большая, кто первый полетел в космос и т.д. В процессе беседы педагог выявил знания детей о космосе и предложил детям провести исследования и больше узнать о космических далях и вселенной.

2 этап «Планирование»

  • Выбор тем детско-родительских проектов
  • Обсуждение вариантов поиска информации
  • Планирование этапов исследовательской деятельности

Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности

Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта

3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап

Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась

  • в ходе режимных моментов;
  • в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности
  • в ходе самостоятельной деятельности детей

4 этап «Детская деятельность»

Создание рисунков, аппликаций, коллажа солнечной системы, плакатов, детских иллюстрированных энциклопедий; участие в викторине, разучивание стихотворений, организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр и т.д.

5 этап «Презентация проекта»

Представление результатов проекта в виде детско-родительских проектов, детских иллюстрированных книг, фотоальбомов, продуктов творчества и др.

Краткое описание проекта

Описание форм образовательной деятельности

Специально-организованная деятельность.

Знакомство с, глобусом.

Рассматривание иллюстраций на космическую тему.

Наблюдение «Что мы видели вечером на небе».

Познавательная деятельность

«Планеты солнечной системы» (Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира» Знакомство детей с основными планетами и элементарными понятиями о них).

Беседа о космосе и космонавтах (Дать возможность детям понять, что такое космос, космонавты, как называется летательный аппарат, на котором они поднимаются в космос. Что можно увидеть из космоса? Что узнали космонавты о планете, на которой мы живем? Нужно ли беречь нашу планету, и как это сделать?)

Познавательная деятельность.

Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира» - «Полет первого космонавта» (развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса).

Образовательная область «Познание. Конструктивная деятельность» - «Ракета».

Образовательная область «Изобразительная деятельность. Рисование» - «Ввездное небо», «Встреча с инопланетянином»

Образовательная область «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой» Сюжетно-ролевая игра «Космодром».




Предварительный просмотр:

Астрономический словарь

АТМОСФЕРА - слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым существам на Земле.

ВСЕЛЕННАЯ - все то, что существует на Земле и вне ее.

ГАЛАКТИКА - огромная звездная система. Галактика, в которой находится наша Солнечная система, называется Млечный Путь. Это белесая, похожая на молочную реку широкая звездная полоса, которая пересекает небо.

ИЛЛЮМИНАТОР - круглое застекленное окно на самолете, космическом корабле.

КОМЕТЫ - хвостатые небесные тела.

КОСМОДРОМ - место, откуда запускают космические корабли, ракеты.

КОСМОНАВТ - человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней.

НЕВЕСОМОСТЬ - состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки).

ПЛАНЕТЫ - наиболее крупные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, составляющие Солнечную систему.

СКАФАНДР - снаряжение, позволяющее человеку жить в условиях, отличающихся от нормальных (под водой, на большой высоте, в космосе).

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА - система планет и других небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца.


«Ознакомление с Космосом  детей старшего дошкольного возраста».

(образовательная область «Познание, Социализация, художественное творчество»)

Цель:

1. Учить детей рассказывать о знакомых планетах, явлениях.

2. Развивать речь детей.

3. Развивать творческое воображение, мышление.

4. Воспитывать чувство патриотизма, радости за российских космонавтов.

Ведущий: Какой праздник в апреле будет отмечать наша страна?

Ответы детей

Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Сколько удивительных тайн и загадок в бесконечном космическом пространстве! Разве не интересно, что там, в далеких мирах? Люди всегда мечтали узнать об этом, побывать на других планетах. Герои старинных сказок и легенд летали к звездам на крылатых колесницах, на орлах, на коньке-горбунке, и только в середине прошлого века ученые нашей страны отправили в дальний полет первый космический аппарат – искусственный спутник Земли. Настало время для серьезного изучения и освоения космоса. Зачем же это нужно?

Во-первых, для того, чтобы лучше изучать нашу родную планету Земля. С огромной высоты ее удобно фотографировать, а потом составлять самые точные географические карты. Космические наблюдения помогают геологам искать полезные ископаемые.

Во-вторых, космос нужно изучать для того, чтобы понять, как возникла Вселенная, то есть Земля, Солнце, Луна, планеты и звезды. На других планетах могут быть ценные полезные ископаемые, которые когда-нибудь люди научатся добывать. На космических станциях, летающих вокруг Земли, можно проводить такие научные опыты, которые невозможно проводить в земных условиях, выращивать необычные растения, создавать удивительные материалы.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, сколько планет входит в Солнечную систему? 1 -3, 2 – 9, 3 – 15, 4 – 6, 5 – 100. Плакат Солнечной системы.

(Ответы детей)

Правильно в Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Дети : Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Названа в честь крылатого бога – Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

(Выставить плакат с изображением Меркурия) .

Венера – вторая от солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты – Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе. (Выставляется плакат с изображением Венеры)

Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает не слишком высокой, не слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну. (Выставляется плакат с изображением Земли)

Марс – четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны – Марса. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые установили, что на Марсе нет жизни, люди верили, там живут загадочные существа – марсиане.(Выставляется плакат с изображением Марс)

Юпитер – пятая планета от Солнца. Названная в честь самого главного бога – Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. (Выставляется плакат с изображением Юпитера) .

Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка. (Выставляется плакат с изображением Сатурн).

Уран – седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». (Выставляется плакат с изображением Уран).

Нептун – восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в два раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

(Выставляется плакат с изображением Нептун) .

Плутон – девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

(Выставляется плакат с изображением Плутон) .

Ведущий: Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена.

Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой.

Запомнить названия и очередность планет нам поможет «Астрономическая считалка»:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три - Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восемь – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон. Кто не видит – водит он. (А. Усачев)

Изучением космоса занимается наука астрономия. Ученые многих стран долгие годы думали над тем, как можно полететь в космос. Первыми это придумали русские ученые. Первый летательный аппарат, который полетел выше самолетов – это спутник. Посмотрите на него. (Показывает иллюстрацию с изображением первого спутника Земли.) Почему этот аппарат назвали спутником Земли? Потому что спутник – это тот, кто идет рядом. А этот аппарат – спутник Земли, то есть он летал вокруг Земли, все время был рядом с ней. В таких спутниках было много разной аппаратуры.

Игра с участниками: Предложить детям нарисовать встречу с инопланетянином, которое живет в другой Галактике.

Ребенок: Ученые с помощью спутника узнавали, может ли находиться в космосе живое существо. Космическими путешественниками были мыши, крысы, улитки. Многие насекомые: мухи, бабочки, жуки, тараканы. Первой в космос полетела собака Лайка. Это дворняжка с умными глазами так о ней отзывались врачи, которые готовили собаку к полету. Для космических исследований ученые всегда выбирают дворняжек, из-за того что они самые выносливые и смышленые. Приборы показали, что Лайка стартовала успешно, выдержала в полете перегрузки. Значит, и человек может перенести трудности космического полета. Через месяц успешный космический полет совершили сразу две собаки Белка и Стрелка. (Показывает иллюстрацию с изображением первых животных-космонавтов Белки и Стрелки.) Они уже провели в космосе 25 часов, 17 раз облетели вокруг Земли. Кроме собак, в космосе побывали черепахи и обезьяны. С помощью животных - «космонавтов» люди изучают, как необычные условия действуют на живые организмы. Животные помогли подготовить космический полет человека.

Ведущий: Ученые знали: чтобы полететь в космос, нужно много тренироваться, быть очень здоровым. Поэтому врачи строго следили за здоровьем будущих космонавтов. Но в спутнике космонавтам было бы неудобно.

- Почему, как вы думаете?

- Ответы детей.

- Правильно спутник маленький. Там тесно.

Поэтому конструкторы сделали другой летательный аппарат – ракету. (Показывает иллюстрацию).

Ребята посмотрите, и скажите, чем отличается ракета от спутника?

- Правильно ракета длинная, вытянутая и напоминает корабль. Вот и стали ее называть «космический корабль».  Первый космический корабль получил имя «Восток»: в нем и полетел Юрий Алексеевич Гагарин. Пока Ю. А. Гагарин летал, весь мир волновался и ждал его возвращения. Не только наш народ, но и люди всей Земли переживали за него: ведь никто еще не летал в космос и не знал, какие сложности и опасности могут там подстерегать человека. Поэтому, когда Юрий Гагарин приземлился, все были очень рады. В нашей стране, во всех городах, люди вышли на улицы и поздравляли друг друга с тем, что гражданин нашей Родины стал первым в мире космонавтом.

Вопрос – Сколько минут пробыл в космосе Юрий Алексеевич Гагарин? 1- 10, 2-108, 3 – 118, 4 – 58, 5 – 8.

Потом в космос полетели другие космонавты. И вот, наконец, настал день, когда в космос полетели сразу три человека. (Показывает портреты). Корабль тоже носил название «Восток». Он 16 раз облетел вокруг Земли и благополучно опустился на Землю.

И вот еще одна победа! Наш космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Выходить в открытый космос можно только в специальном скафандре. (Показать иллюстрацию.)

В космосе побывали и женщины. (Показать иллюстрацию.)

Ребята, когда вы станете взрослыми, может быть, кто-то из вас станет космонавтом и полетит на другие планеты. И весь наш народ будет вами гордиться, как мы сейчас гордимся теми, кто покоряет космос и прославляет нашу страну.


«Необъятный космос»

(образовательная область «Познание, коммуникация, социализация, физическая»)


Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. 



Ход занятия

Дома за книжкой и в детском саду,
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки,
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне,
И даже летают, но только во сне.

Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 50 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.). Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? Ребята вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? Сколько звезд на небе? (несчетное количество). 
Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ иллюстрации). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Дети, какие планеты вы знаете? А какая самая большая звезда? Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королева (показ иллюстраций) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек. 
Ребята на зовите фамилию конструктора, который изобрел ракету? А кто же был первым космонавтом на Земле? (показ иллюстраций).

Подвижная игра «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете - Маршируют по кругу
На носки поднимись, а потом руки вниз - Поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки. Руки вниз
Раз, два – потянись, вот летит ракета в высь  - Поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки, бегут на носочках в разные стороны.

Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. 
I) Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
II) А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
III) А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь. 

Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).
Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос (показ иллюстраций). Ребята, а вы испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем тренировку.

Дидактическая игра «Семейка слов»

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда». 

• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное) 
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы, с первым испытанием вы справились!
А теперь второе испытание. 

Дидактическая игра «1,3,5»
Спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда, планета, комета (1 спутник, 3 спутника, 5 спутников).

Молодцы! Похлопайте себе, вы справились и со вторым испытанием. Всех зачисляю в отряд космонавтов. 

Итак, мы прошли тренировку. Чего же у нас еще не хватает? (ракета) – строят ракету, используя стулья и макет ракеты. 
Дети усаживайтесь, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашем полетом. Командиру приготовить ключ на старт (есть на старт!). ключ на пуск (есть ключ на пуск!). начать обратный отсчет (дети считают от 10 до 1). Пуск (есть пуск!). Поехали! Одна минута – полет нормальный. 



Взвилась ракета в небеса,
И в тот же миг умчалась,
Лишь в синем небе полоса,
Как снег белеть осталась.

До свидания, счастливого вам пути!

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «КОСМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ»  (образовательная область «Познание, социализация, игра, физическая)


ТЕМА: ПОЛЁТ В КОСМОС.

Цель: закрепить знания детей о космосе, космонавтах; пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей планете.

ХОД.

- Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете на чём мы полетим в космос?
В устах учёных много лет
Жила мечта заветная – 
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
И вот летит ракета ввысь.
В гостях мы побываем у планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звёздам передай привет.
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!

РАЗМИНКА.

- Итак, мы отправляемся в космическое путешествие на ракете, но сначала проведём небольшую разминку. Я задам вопросы, а вы должны ответить на них, за каждый правильный ответ вы будете получать вот такие звёздочки, кто больше всех наберёт, тот будет победителем нашей викторины.

ВОПРОСЫ:
- Кто первым полетел в космос? Человек или животные) Какие?
- Назовите фамилию первого космонавта?
- Как называется костюм у космонавта?
- Как называется место старта космического корабля?
- Какой самый быстрый вид транспорта?

ЗАГАДКИ:
- Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Кто же это? (космонавт) 
- Искра небо прожигает,
А до нас не долетает. (метеорит)

2. КОНКУРС «КАПИТАНОВ».

- Итак, вы на планете Земля. Капитаны космических кораблей отдыхают в Звёздном городке. (Капитаны разулись, им завязывают глаза, и рассаживают на стульях. Обувь перемешивают и складывают в центр круга.) Звучит сигнал:»Срочно прибыть в ракету!» Капитаны должны обуться и подбежать к своей ракете быстро. (Кто не уложился в отведённое время, звёздочку не получает.)

 3. КОНКУРС «ЗАЙМИ СВОЁ МЕСТО»

- Каждый экипаж должен как можно скорее подняться на свой корабль. Для этого вам нужно пройти полосу препятствий и пройти через люк. (Участники проходят полосу и пролезают через обруч, занимая место в ракете.)

4. КОНКУРС «ЗАПУСТИ РАКЕТУ»

- Далёкие звёзды на небе горят,

Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полёту готовы сейчас!
Пилоты проверьте расчёты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду:
5-4-3-2-1! Пуск!
(Пилоты берут ракеты, заранее сделанные из бумаги и пускают. Тот, чья ракета полетит дальше всех, получает звёздочку)
 5. Конкурс «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
- Наша планета Земля находится среди других планет солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг солнца. Одни планеты находятся ближе к солнцу, другие дальше. Вот посмотрите. (На доске прикреплены планеты вокруг солнца, планеты разноцветные) Я сейчас уберу одну из планет, а вы должны ответить, каким цветом исчезла планета? (За правильный ответ – звёздочка.)

 6. КОНКУРС «ЗАВТРАК КОСМОНАВТА»

- Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет,

Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.

- Да, мы с вами уже долго летаем и проголодались. Но пищу космонавт должен брать с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты; космонавту не нужны ложки, вилки. Они пищу выдавливают прямо в рот.

(Представителям команд раздаются коробочки с соском. Надо как можно скорее выпить его)

7. КОНКУРС «НЕВЕСОМОСТЬ»

- Нашу планету можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т.д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, бросаем мяч вверх, и он быстро возвращается назад. А когда космическая ракета уходит далеко от Земли и она уже не притягивается, то космонавты в кабинах почти не весят. Они плавают, летают, висят вниз головой. Это – невесомость. И вы должны будете под музыку показать танцующих космонавтов.


- Пора нам возвращаться на Землю. Подведём итоги наших соревнований и посчитаем звёздочки. Больше всех звёздочек набрал…, он у нас занимает первое место, второе…, третье… .


Викторина для юных космонавтов (итоговое мероприятие)

  1. Чтобы случилось, если бы солнышко исчезло?
  2. Можно ли приблизиться к Солнцу и обнять его?
  3. Почему Солнце называют дневной звездой?
  4. С чем можно сравнить Солнышко?
  5. Кому на Земле нужно Солнце?
  6. Почему металлические предметы самые горячие?
  7. Какой цвет отталкивает солнечные лучи, а какой поглощает?
  8. Почему люди летом носят светлую и легкую одежду?
  9. Назовите общее количество планет.
  10. Назовите соседей Земли.
  11. Могут ли планеты столкнуться?
  12. На какой планете всегда жара?
  13. Что случилось бы с Землей, если бы она близко подошла бы к
  14. Солнцу?
  15. А если бы Земля далеко отошла бы от Солнца?
  16. Какая самая холодная планета и почему?
  17. Назови планету - убежище людей в космосе?
  18. Почему планета Плутон самая маленькая, если она относится к планетам - гигантам?
  19. Можно ли жить на Луне?
  20. Почему Луну называют спутником Земли?
  21. Как поступим, если неожиданно на Земле встретим инопланетянина? Пригласим ли его в гости? О чем с ним будем говорить?
  22. Можно ли сосчитать звезды?
  23. Почему звезды - Это солнца?
  24. Почему звезды - это солнышкины сестры?
  25. Можно ли жить на звездах?
  26. Твой знак зодиака.
  27. Назови первого космонавта планеты.
  28. Кто из животных побывал в космосе?
  29. На какой планете ты хотел бы побывать?
  30. Нужно ли беречь нашу планету? Что для этого надо делать?



Предварительный просмотр:

Поэзия

                                       Земля

                            Есть одна планета - сад

                            В этом космосе холодном.

                            Только здесь леса шумят,

                            Птиц скликая перелетных,

                            Лишь на ней одной цветут

                            Ландыши в траве зеленой,

                            И стрекозы только тут

                            В речку смотрят удивленно…

                            Береги свою планету -

                            Ведь другой, похожей, нету!                                                                                                  Я. Аким

Пробуждение     земли      (сказка - предание)

                             Земля жила - была,  

                             Беспробудным сном спала,

                              Жизни не было на ней,

                             И ни птиц, и ни зверей.

                             Темень, холод, вечный мрак,

                             Страшновато как - то так.

                               Земля в космосе плыла

                             И спала, и спала, и спала.

                             Но вдруг встретила светило,

                             Это Солнце был, Ярило.

                             Он на Землю посмотрел

                             И лучом своим согрел.

                             Она сразу пробудилась,

                             И на ней жизнь появилась.

                             Вот деревья поднялись,

                             Где - то реки разлились,

                             В небе птицы щебетали,

                             И расти цветочки стали.

                             Чудеса же завершились,

                             Когда люди появились.

                             Меж собой все подружились

                              И отлично веселились,

                              В игры разные играли

                              И прекрасно поживали.

                              Вскоре что-то изменилось,

                              Солнце будто отдалилось!

                              Холоднее сразу стало,

                              И веселье все пропало.

                              Дальше - хуже. Затрещал,

                              Землю всю мороз сковал.

                              То Ярило уходил,

                              Меньше - меньше все светил.

                              И вот тут Земля взмолилась

                              И к Яриле обратилась:

                              « Ты постой, не улетай

                              И меня не покидай.

                              А вернись, вернись скорей

                              И меня лучами грей,

                              Всей природе жизнь давай,

                              Милый друг, не улетай».

                               Но Ярило мудрый был,

                               Он про Землю не забыл,

                               И от жалости вздыхая,

                               Так Земле он отвечал:

                               «Если долго буду греть,

                                Можешь ты совсем сгореть,

                               Тут беды не миновать,

                               И нельзя нам выбирать.

                               Улечу не насовсем.

                              Ты скажи об этом всем,

                              Но они меня пусть ждут,

                              Создают себе уют.

                              Звери норы пусть копают,

                              Птицы гнездышки свивают,

                              Люди пусть в домах живут,

                              Будет свой у всех приют.

                              А теперь я ухожу,

                              Но последнее скажу:

                              Как наступит месяц май,

                              Ты, Земля, меня встречай.          

                Светит солнце                                            Солнце

И тебе,                                                             Это кто зеленым летом

И нам со Светой                                             Лес и поле

Солнце ласковое                                             Залил светом?

Светит,                                                            Солнце.                                        

И его проворно                                                Это кто теплом лучистым

Летом                                                                Рожь ласкает

Ловят зеркальцами                                          В поле чистом?

Дети.                                                                 Солнце.

Солнце в окнах,                                                Это кто кусты, газоны

Солнце в речке,                                                Разукрасил

Солнце                                                               В цвет зеленый?

По небу кочует,                                                Солнце.

А когда приходит вечер,-                                Это кто нас

В лес уйдет                                                        Греет, лечит

И там ночует.                                                    И загар кладет на плечи?

                                                                           Солнце.

     Н. Гончаров                                                                   А. Деружинский

                           

Большая  медведица

У Большого Ковша                                           Та, которая крупнее,

Больно ручка хороша!                                      Называется конем.

Три звезды - и все подряд,                               А малышка рядом с нею -

Как алмазные, горят!                                        Всадник,

                                                                            Скачущий на нем.

Среди звезд, больших и ярких,                        

Чуть видна еще одна:                                       Замечательный наездник,

В середине рукоятки                                        Этот звездный принц

Приютилася она.                                               Алькор,

                                                                            И несет его к созвездьям

Ты получше приглядись,                                  Конь Мицар во весь опор.

Видишь,                                                        

Две звезды слились?                                         Треплет конь золотогривый

                                                                             Золоченую узду.

                                                                           Правит всадник молчаливый

                                                                             На Полярную звезду.

                                                                                            Ю. Синицын

Малая   медведица

Мы слыхали:                                                     По ночам  

Две медведицы                                                  На небе светятся.                                        

Ночью вверх                                                       Увидали

Мы взглянули -                                                   Две кастрюли.

                            Про            Венеру    

…Чернели грозно кратеры                         В покров из атмосферы

И россыпи камней,                                      Закутанная дама…

Но были скалы дикие                                  Капризна и упряма.

Мрачнее и грозней!                                     Под теплым покрывалом,  

Они, как пики, врезались                            Ну как не полениться?

В безоблачный простор.                              Красотка еле - еле

Ни кустика, ни травки,                                Вокруг оси вертится…

Ни речек, ни озер…                                     Она чудовищной жарой

                С. Баранов                                     Встречает смельчаков…

                                                                                    Р. Алдонина

    Марс                                                                         Марс

А во тьме,                                                      Пустыня красного песка,

Горя багровым светом,                                Колючий вихрь издалека…

Из глубин                                                      Мы убеждаемся с тоской,

Космического льда                                       Что нет там жизни никакой.

Смотрит Марс -

Безлюдная планета,                                                                Р. Алдонина            Хмурая  военная звезда.   С. Золотцев

Меркурий

Он первый от Солнца,                                  Громадное Солнце

С него и начнем.                                            Палит без помех,

Нет атмосферы                                              Явились бы люди -

И жизни на нем.                                             Сожгло бы их всех.

Сатурн

Его непременно                                             Большое кольцо.

Узнаешь в лицо -                                           Оно не сплошное,  

Его окружает                                                 Из разных колец…

                                                   

    Юпитер                                                         Уран

…огромен,                                            …голубая планета,

Он всех перерос,                                   Метановой дымкой одета.

Казалось, ценил бы покой,                  Она при вращеньи

Нет, вертится,                                        Свалилась набок…

Словно ужаленный пес…                                              Р. Алдонина

И бешено мчатся

Слои облаков…

           Р. Алдонина        

        Нептун                                                  Плутон

Последний из этих                                …тело планеты -

Гигантских шаров -                               И камень, и лед,

…в синей шубе                                      А Солнышко еле

Своих облаков…                                    Туда достает…

          Р. Алдонина                                                Р. Алдонина

             

 Земля                                                         Луна             

 

А мы летим на шарике                     Верный спутник    

Без крыльев и руля,                          Ночей украшенье,  

На нашем теплом шарике                Дополнительное      

По имени Земля!                              Освещенье.      

                                                               Мы, конечно,

                                                           Признаться должны,

                                                           Было б скучно

                                                           Земле без Луны.

          Р. Алдонина                                             Р. Алдонина

                                                                           

Звезды

Ты видел, как ночью,                                Но виден их свет

Одна за другой,                                           Нам с тобой

Высокие звезды                                          И поныне.

Встают над Землей.

Высокие звезды,                                          Ведь звезды -

Иные миры,                                                  Как люди,

Из бездны глядящие                                    Что жили до нас,

В наши дворы…                                           Их нету,

                                                                        Но свет их судьбы -

Вот Белые   Карлики                                     Не погас…

Прямо над домом

Зажглись                                                         Как в сказке,

И мигают нам,                                                Не правда ль?

Словно знакомым.                                         Встают над землей

                                                                         Погибшие звезды,

А их уже нет…                                               А свет их -

Эти звезды остыли.                                       Живой!

                                                                                                     И. Мазнин

Лунный  мальчик

Лунный мальчик                                     А в обоих

Лунной ночью                                         Тридцать шесть»

В дом вошел                  

И стал считать:                                        Лунный мальчик,

«Две кроватки,                                         Ты ошибся!

Две картины,                                            В чем тут дело?

Два плюс два,                                           Чья вина?

А в сумме пять»                                       Говорит он:

                                                                    «Все ответы

Лунный мальчик                                      Подсказала

Влез на крышу                                          Мне Луна…»

И воскликнул:

« Посмотри!                                             Ах, Луна?

Слева трубы,                                            Тогда скорее

Справа трубы,                                          Пусть она

Пять плюс восемь -                                 Ложится спать!

Двадцать три».                                         Потому что

                                                                    Всюду в мире

Лунный мальчик                                      Два плюс два

Удивился:                                                  Всегда четыре,

« В каждом доме                                      А не восемь,

Окна есть                                                   И не пять

В этом - девять                                                                Ален Боске

В этом - тринадцать,

РАССКАЗЫ. СКАЗКИ. ЛЕГЕНДЫ

                                                           

Ветер   и   солнце

   Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решили померяться силами. А в это самое время ехал верхом по большой дороге путешественник. «Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ». Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

   Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило Землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. «Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».                                                          

                                                                                             К. Д. Ушинский

                                         

Большая   медведица

                                               

      Когда-то правил страной царь. У него была дочь красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из                                                    

 Богинь - Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу и, как волшебница, задумала превратить дочь царя  в мохнатую медведицу. Всемогущий бог не смог заступиться за беззащитную девушку. Гера превратила ее в зверя. Жалко стало богу красавицу. Взял он медведицу за хвост и потащил на небо. Тащил долго, со всей силой, поэтому у медведицы вытянулся хвост. Дотащив до неба, бог превратил уродливую длиннохвостую медведицу в яркое созвездие. Люди с тех пор любуются им каждую ночь и вспоминают дочь царя.

 

Как солнце и луна друг к другу в гости   ходили

                                             Албанская сказка

   Однажды Луна получила от Солнца - царя света - приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить  Солнцу, и наконец додумалась… Собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла в гости.

   Царь света был очень рад этому подарку. Они посидели, вкусно поели, хорошо поговорили.

   Затем Луна пригласила Солнце к себе в гости. Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:

- Я собираюсь к Луне в гости и собираюсь ей подарить платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней.  И по мерке, чтобы хорошо и удобно на Луне сидело.

   А портной отвечает: «Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня она круглая, как шарик, а завтра уже с одного бока худеть начинает. А недели через две и вовсе тоненькой становится, да еще изогнется, как серп. По какой же ей мерке шить, сам посуди!

   Расстроился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми руками.

   Луна приготовила угощение, они посидели, поговорили. Но когда царь света собрался уходить и Луна увидела, что у него нет подарка, она огорчилась.

   - Не сердись, Луна, - сказал ей царь света, - я долго думал, что тебе подарить. Решил, что лучший подарок - платье из облаков. Но самый искусный портной отказался выполнить мою просьбу. Зато я разрешаю тебе с этого дня собирать мои лучи и шить из них себе любое платье.                                          

  Увидишь, какой ты станешь красавицей! И Луна решила, что подарок совсем не плох…

     С тех пор Луна красуется на ночном небе яркая и блестящая, украшенная лучами Солнца, его отраженным светом.

                                                                                                     

Небесный   олень

Сказка народов Сибири

   Давным-давно, в незапамятные времена, шестиногие северные олени с легкостью убегали от самых ловких охотников. Коли знаешь, что тебя не поймают, не грех и поиграть: олени нарочно подпускали людей поближе, ну прямо в руки шли, но в последний момент ударят копытом, скакнут вперед, глядишь - они уже далеко - далеко. Трудно было охотиться на такого оленя, да ведь охота пуще неволи…

   Как-то раз шестиногий олень близко подобрался к стаду своих собратьев, прирученных людьми. И был он такой огромный, что все домашние олени в страхе разбежались кто куда. Решили люди: такого озорника непременно надо окоротить, пока он пуще всяких бед не натворил. Лучший охотник стойбища пустился в погоню за оленем -великаном.

   Олень - то давно уже скрылся из виду, да по твердому насту охотник летел на своих лыжах как стрела. Бежит охотник, а у самого сердце замирает: как бы оленя живьем взять да отрубить ему две ноги, чтобы стал он обычным зверем и не дразнился безнаказанно.

   «Ну! Еще немного! Вперед! Быстрее!» - подгонял охотник сам себя. Уж больно ему хотелось поквитаться с оленем за обиду. Вот и несся что было сил, только палки мелькали. А олень - то совсем близко, вот- вот ухватит его охотник. Только изготовился он, чтобы петлю аркана безобразнику на шею накинуть, как вдруг олень изогнулся - и скок на небеса.

   В тот же миг лыжи у охотника стали легкими, как перышко. От земли - то оторвались, и сам он вслед за оленем в небо взмыл. Так оба и летели до самого небесного свода.

   И все-таки охотник не догнал оленя. До сих пор гонится за ним по звездному небу: охотник обратился в Полярную звезду, а олень - созвездие Стожар. Лыжня сделалась Млечным путем и доныне указывает дорогу перелетным птицам.

                                     

Дедал  и  Икар

Древнегреческий миф

   Жил в Афинах знаменитый художник Дедал - скульптор, архитектор и изобретатель. Много полезных вещей изобрел он, много построил великолепных дворцов и храмов, богато изукрасив их лепкой, резьбой и позолотой. Целые дни проводил он в своей мастерской - с резцом и кистью в руках или на своих постройках.

   Но вот на Афинское государство напал враг - жестокий царь острова Крит Минос. Афинское войско было разбито. Тогда Минос победитель наложил на афинян страшную дань: девять лет ежегодно должны они были выбирать по жребию семь юношей и семь юных девушек и посылать их на Крит на съедение чудовищу - людоеду Минотавру, получеловеку с головой быка.

   А еще царь Минос сказал:

 - Лучший строитель Эллады должен своим искусством украшать мое царство!

   И Минос увез Дедала и сына его Икара из Афин в свое царство, на остров Крит.

   Сначала Минос приказал Дедалу возвести Лабиринт - темную постройку без окон и с множеством путаных коридоров, но с единственным выходом,  чтобы поселить там Минотавра и чтобы ни сам Минотавр, ни отданные ему на съедение люди не могли бы выйти на волю. Дедал построил Лабиринт. В нем разнообразные пути и тупики пересекались подобно извивам равнинной реки, текущей то вправо, то влево. Сам строитель с трудом находил здесь обратный выход.

   Затем Дедал украсил дворцы и храмы городов Крита. На царских пирах гости поднимали чаши, изваянные его резцом. Когда в них наливали золотистое вино, на дне чаши начинали плясать фигурки. Он рисовал на амфорах и вазах Олимпийские игры: это напоминало ему родину.

   Сын Дедала, прекрасный юноша Икар, перенимая мастерство отца, и сам уже делал красивые вещи из серебра и слоновой кости, и его работы вызывали восхищение и похвалу. Но часто, оставив резец или молоток, бродил Икар у берега моря, слушая его вечный неумолчный гул, и мечтал о том, как бы вырваться из плена на волю. Он жадно всматривался в синее небо, такое же, как в родных Афинах, следил за полетом птиц, свободно взмывающих в небо сквозь перистые облака.

   Но больше всего на свете Икар любил Солнце - жаркое, сверкающее, слепящее и манящее. Встав на рассвете, когда звезды еще только смежали свои золотые ресницы и вечно юная Эос - богиня зари - открывала облачные свои врата солнечной колеснице Гелиоса, Икар                                                                                    

выбегал к морю. Встречая выходящий из моря золотой диск, он радостно кричал, воздевая руки.

   - Эвоэ, высокоходящий бог Гелиос! Ты прекрасен и могуч, ты щедр, как никто в мире. О, как я люблю тебя, Солнце!

   - В какой стороне наша родина, отец? - спрашивал Икар Дедала. - Неужели мы так и не увидим наши храмы, наши оливковые рощи?

   - Мы бы могли, конечно, доплыть туда на корабле - не так уж далеко. Но царь Минос меня не отпустит, - отвечал ему Дедал.

   Часто, провожая глазами свободный полет орла, Икар грустно говорил Дедалу:

    Отец, отчего мы не летаем? Неужели мы хуже птиц? Человек одарен высшей мудростью, твои руки способны на все, а мы осуждены ходить по земле и никогда не увидим небо вблизи. Ну почему же мы не можем так же плавать и в воздухе? Небо зовет меня, отец!

   - Смирись, мой сын! Богами и природой нам суждено жить на земле.

   Но слова сына о полете запали в сердце Дедалу:

   - Пусть всем здесь владеет Минос, кораблями и морем. Воздухом он не владеет! Небо свободно! И мы откроем небо для себя, для своей свободы.

   И дивный искусник Дедал погрузился в работу. Взяв тонкое полотно и скроив из него крылья, он начал прилаживать к ним перья: сначала большие - орлиные, маховые. За ними шли перья все меньше и меньше. Он связал перья посередине нитками, концы же прикрепил к полотну воском. Икар мял желтый воск, подавая отцу перья.

   Но вот труд окончен. Дедал опоясал тело ремнями, вытянул руки вдоль крыльев, встал на краю обрыва, разбежался, взмахнул крыльями и, поддержанный встречным эфиром, легко поплыл в воздухе.

   Потрясенный Икар смотрел на полет. Он кричал от восторга и хлопал в ладоши, видя отца в вышине. Спустившись на землю, сняв крылья, Дедал принялся за вторые и скоро их закончил, и, глядя на них с надеждой, Икар снова мял ему воск. Подогнав ремни к стройному телу юноши, Дедал сказал ему:

   - Ну вот и исполнена твоя просьба! Ты полетишь. Только, сын мой, послушай. Нам нельзя опускаться низко: волны добросят водяные брызги, и крылья намокнут, отяжелеют. Подниматься слишком высоко тоже нельзя: солнечный жар растопит воск, которым скреплены перья. Лети за мной. Держись середины.

   Рано утром, когда во дворце все еще спали, Дедал вывел сына к обрыву и оба взлетели в небо.

   Они пролетели над всем островом Крит. Ранний пахарь увидел их и подумал: «Боги, наверно, летят!» Так же подумал, опираясь на посох, пастух. Вот миновали они один остров, уже пролетели второй и третий. Птицы летели над морем ниже их.

                                                 

   Быстро привыкнув к полету, почувствовав свободу, Икар вскинул голову к восходящему солнцу:

   - Высокоходящий бог Гелиос! Вот я уже лечу к тебе! Скоро мы свидимся!

    И тут, взмахнув сильнее крыльями, Икар стал подниматься все выше и выше…Тогда Гелиос осыпал его своими жаркими поцелуями. Уже прохлада морская не  умеряла их зной, и вот желтый воск начал таять и перья из крыльев Икара начали падать. Голыми взмахивает он руками.

   - Отец!.. - позвал Икар и, словно камень, понесся вниз, к морю…

   Дедал оглянулся и увидел,  что в морской пене плавают перья. Он снизился и - о ужас! - на прибрежном камне, что выдавался из воды, увидел сына. Кровью было облито стройное смуглое тело, переломаны руки и ноги.

   - Сын мой единственный! - в горе воскликнул Дедал, - Сын мой! Зачем же не послушался ты моих советов?! Близко уж родина наша!

   - Мне ее не увидеть, - слабо ответил Икар, - Но сбылась моя мечта. Я видел вблизи небо и солнце! Я порвал земные оковы! Мечте же стоит пожертвовать жизнью. Хотя и недолго, но я был счастлив.

   И несчастный отец предал погребению тело сына там, где он упал. С тех пор тот залив называется Икарийским.

Почему луна всегда грустна

   Жил - был богатый хан. У него была дочь красавица Луна. Много заморских богатырей предлагало красавице Луне свою руку и сердце, хотели взять ее в жены. Но она любила бедного корабельщика - моряка. Но никогда не отдал бы хан свою знатную дочь за какого - то бедняка - моряка.

   И тогда юноша решил отправиться в дальние страны, чтобы совершить подвиг и вернуться домой прославленным героем. Уж тогда хан не посмеет отказать ему.

   Простился корабельщик со своей невестой и уехал далеко за океан. А красавица Луна стала ждать его. Много времени прошло, все нет ее жениха. Забеспокоилась Луна, стала выходить на берег по ночам, смотреть, не едет ли корабельщик. А его все нет и нет. Может быть, с  ним что - нибудь случилось? Плачет Луна, тоскует.

   Умер старый хан. Осталась дочь одна в роскошном дворце. И каждую ночь надевает она свой подвенечный наряд, садится в волшебную лодку и медленно плывет по небу с подругами - звездами. С тоской всматривается она вдаль, ищет своего пропавшего жениха. Поэтому так бледна и  грустна Луна.

                                                                                         По П. Клушанцеву                                                              

                                                                                             

А куда исчезает луна

   Как -то раз, в одну из ясных ночей, богиня Луна, проезжая в сияющей колеснице по темному небу, увидела в гроте спящего юношу. Она остановила белоснежных коней, чтобы полюбоваться красотою спящего, и…полюбила его.

   Спустившись к океану, Луна оставила колесницу и вернулась к пещере. Но сколько ни ласкала она юношу, сколько ни целовала его прекрасные уста, сон его был по- прежнему крепок.

Опечалилась Луна. Каждый день, объехав небо и послав живительную росу цветам и травам, спускается богиня в глубокий грот. Каждый месяц целых три ночи не бывает Луна на небе. В эти дни она подолгу смотрит на прекрасное лицо возлюбленного, гладит его волосы и шепчет нежные слова, перемешивая их с заклинаниями: вдруг помогут, и ее любимый откроет глаза. Но не просыпается он. Плачет Луна. Изменяется ее сияние, наводит оно грусть… А над миром в дни ее печали торжествует богиня ночи, окутав землю самым темным из своих покрывал.

                                                                                          По А. Томилину



Предварительный просмотр:

№ 1 «Темный космос»

   В темной комнате положить включенный фонарик на край стола. Взглянуть на луч света и попытаться проследить его. Поднести руку на расстояние 30 см от фонаря.

   Итог: на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой либо совсем не видно света, либо почти не видно. В космосе нет ничего, что могло бы отражать свет, поэтому там темно.

№2 «День – ночь»

  Глобус поставить перед лампой так, чтобы освещалась одна сторона. Обозначить флажком какой - нибудь населенный пункт (местонахождение детского сада: город, страна). Медленно вращать глобус, чтобы наглядно было видно, как освещенная часть уходит в тень. Обозначить флажком населенный пункт в противоположной части глобуса. Перемещать глобус вокруг лампы одновременно с вращением вокруг оси.

  Итог: Когда Земля поворачивается к Солнцу, на той части, которая освещается, наступает день, на противоположной - ночь. Вместе с тем Земля движется вокруг Солнца, это обеспечивает смену времен года (лето - зима).

№3 «Голубое небо»

   Наполнить стакан водой. Установить фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Затем добавить в воду каплю молока и размешать.

Итог: при прохождении луча света сквозь чистую воду она остается прозрачной; вода, разбавленная молоком, имеет голубовато - серый оттенок.

№4 «День  и ночь - сутки прочь»

   Мячик будет Землей, а лампа - Солнцем. Лампа освещает одну сторону мячика. Это - день. А на другую сторону - свет не попадает. Это - ночь. Раз! - мы повернули мяч. Теперь свет попадает на ту сторону мячика, где раньше была ночь, теперь сюда пришел день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...