Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Петрова Татьяна Олеговна

 

Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с.

 

Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рекомендаций выразительного чтения стихов в детской аудитории, а также подборку стихотворений для детей дошкольного возраста о природе.

Пособие адресовано педагогам и воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Надеемся, что наше пособие поможет приобщить ребенка к миру поэзии, любви к природе.

В дошкольном возрасте ребенок уже может «оценить» поэтические произведения. Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляется очень рано – в полтора-два года. Эта любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Не даром К.Чуковский возраст от двух до пяти называл «стиховым периодом».

Поэтому в нашем пособии мы предлагаем для воспитания у дошкольника экологической культуры использовать поэтическое слово наших поэтов. Их произведения о природе просто и правдиво рисуют картины ее и учат не только любоваться природой, но и видеть такие явления, по которым часто поверхностно скользит наш взор, замечать, на первый взгляд, незаметное в природе, но помогающие раскрывать некоторые ее тайны.

Петрова Татьяна Олеговна ,заведующая ГБДОУ детский сад № 21 Кировского района Санкт-Петербурга

Логашева Лариса Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ №21 Кировского района Санкт-Петербурга.

Сайкина Вера Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №21 Кировского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.О.Петрова Л.Е. Логашева, В.В. Сайкина

Выразительное чтение стихотворений

детям дошкольного возраста

Окно в природу

Стихи о природе

Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей


Петрова Татьяна Олеговна,заведующая ГБДОУ детский сад№21 Кировского района Санкт- Петербурга

Логашева Лариса Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ №21 Кировского района города

Санкт-Петербург.

Сайкина Вера Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №21 Кировского района города

Санкт-Петербург.

Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с.

Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рекомендаций выразительного чтения стихов в детской аудитории, а также подборку стихотворений для детей дошкольного возраста о природе.

Пособие адресовано педагогам и воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Надеемся, что наше пособие поможет приобщить ребенка к миру поэзии, любви к природе.


Содержание:

Введение

5

Роль поэтического слова в воспитании детей дошкольного возраста и искусство художественного чтения

6

Подготовка к выразительному чтению.

8

Некоторые особенности подачи детям стихов.

14

Чтение стихов в детской аудитории.

16

Стихи

А.Пушкин

«Месяц, месяц, мой дружок,» (Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

18

«Ветер, ветер! Ты могуч,» (Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

18

«Ветер по морю гуляет» (Из «Сказки о царе Салтане»)

Осень

18

«Уж небо осенью дышало,…»

18

«Румяною зарею…»

19

«Вот ветер, тучи нагоняя,…»

19

А. Поперечный

Русская природа

19

А. Прокофьев

Березка

20

А. Плещеев

Дети и птичка

20

Сельская песня

20

«Деревья весело шумели,…»

20

М. Модзалевский

Времена года

21

Под липой

21

Ф. Тютчев

Весенние воды

22

«Зима не даром злится,…»

22

А. Майков

Пейзаж

23

Летний дождь

23

Ласточка (Народная новогреческая песня)

24

В. Жуковский

Жаворонок

24

Весеннее чувство (отрывок)

24

П. Соловьева

Подснежник

24

«Ночь и тишина….»

25

Ночь и день

25

Е. Кохан

Гром

25

Сугроб

25

А. Блок

Ворона

26

Зайчик

26

И. Никитин

«Ясно утро. Тихо веет…»

27

С. Есенин

«Поет зима – аукает,..»

27

«Нивы сжаты, рощи голы,…»

28

«Заметает пурга…» (отрывок)

28

Берёза

28

Черемуха

29

Т. Белозеров

Летняя песенка

29

Е. Благинина

Кукушка

30

К. Бальмонт

Росинка

30

Снежинка

30

М. Исаковский

Родное

31

А. Фет.

«Мама! Глянь-ка из окошка – …»

31

Весенний дождь

31

И. Бунин.

Родник

32

Аромат солнца (отрывок)

32

Г. Галина

Васильки

33

«В мире великом…»

33

В. Солоухин

«Вы проходите мимо цветка?...»

33

Т. Собакин.

Цветы

34

П. Воронъко

Не будь козой

34

Список литературы

35


Введение

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Ребенок постоянно соприкасается в той или иной форме с природой. Бесконечно разнообразный мир природы вызывает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре и художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношении человека к природе, к Родине.

Богата и прекрасна природа нашей великой Родины. На её огромной площади можно увидеть разнообразные ландшафты – обширные леса, голубые ленты рек, живописные озера, высокие горы, цветущие луга, необозримые поля.

Вся жизнь человека связана с природой, где одни явления сменяются другими. У каждого времени года свои особенности, свои приметы, свой календарь развития. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью дает нам много радостных переживаний. Познавать явления природы, раскрывать тайны жизни зверей, птиц, насекомых и растений - это полезное, увлекательное и интересное дело, доступное всем. Оно должно нести эстетическое наслаждение каждому и помочь сберечь наши леса, парки, луга для будущих поколений. Прекрасное и этически-возвышенное отношение к природе неразрывно. Эмоционально - эстетическое восприятие воспитания к природе тесно связано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчеркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений, воспитание экологической культуры.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те или иные убеждения с детства, до того как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы. Изменить которые уже трудно.

Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Величайшие писатели, поэты, художники, композиторы, ученые создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы. Вдохновенно и преданно любили природу наши русские поэты. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился любить и беречь родную природу. В чувстве любви к природе заложено начало патриотизма. Об этом неоднократно писал К.Д.Ушинский, который высоко ценил роль родного слова в воспитании любви к Родине. «В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувств, голос родной природы который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песни, в родных напевах, в устах народных поэтов».

Роль поэтического слова в воспитании детей дошкольного возраста и искусство художественного чтения

В дошкольном возрасте ребенок уже может «оценить» поэтические произведения. Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляется очень рано – в полтора-два года. Эта любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Не даром К.Чуковский возраст от двух до пяти называл «стиховым периодом».

Поэтому в нашем пособии мы предлагаем для воспитания у дошкольника экологической культуры использовать поэтическое слово наших поэтов. Их произведения о природе просто и правдиво рисуют картины ее и учат не только любоваться природой, но и видеть такие явления, по которым часто поверхностно скользит наш взор, замечать, на первый взгляд, незаметное в природе, но помогающие раскрывать некоторые ее тайны.

Думаем, не нужно не кому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слова есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте.

Ценность произведений художественно-поэтического слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, заставляют испытывать разные эмоции: от радости до печали; постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт. Слушая художественные произведения, ребенок учиться родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (Ясно-солнышко, быстрая реченька, ласточка примчалась из-за бела моря, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры:

Туча по морю гуляет…

А.С.Пушкин

Бегут ручьи, бурлят ручьи!

Играют, пляшут воды!...

И.Северян

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

А.Майков

Опять смеется лето

В открытое окно,…

Т.Белозеров

Тишина кругом немая,

Только песня удалая-

Сердцу русскому родная,

Словно устали не зная,

Льется за рекой…

А.Корифинский

Дети усваивают родной язык, подражая взрослым. Общение детей со взрослыми, слушанье поэтического слова приобщают детей к богатствам великого русского языка и русской литературы.

Наша задача через художественное слово приблизить воспитателя, а через него и детей к природе, вызвать интерес к ней; направить воспитателя на самостоятельное изучение явлений природы, с тем, чтобы он мог правильно руководить наблюдениями детей, воспитывать в них любознательность, любовь к родной природе, активное и бережное отношение к ней.

Мы хотим, чтобы через поэтическое слово у читателя возникло желание непосредственно воспринимать природу в лесу, на лугу, на реке. Как воспримет ребенок стихотворение, и сможем ли мы решить поставленные задачи во многом завысит от чтеца, роль которого на себя берет взрослый.

Маленький ребенок читать не умеет. Художественное слово воспринимается им через слушание чтения взрослых, отсюда и вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Задача чтеца – помочь слушателям увидеть слушаемое, сделать зримыми и правдивыми соответствующие картины, образы, вызвать определенные эмоции, переживания. Для чтеца необходимо хорошее знание произведения и детей, которые будут его слушать. Для восприятия произведения имеет значение возраст детей, развитие их, наличие или отсутствие умения слушать, момент, когда дети слушают.

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творческая. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет исполнителю определить свое отношение к произведению в целом, к действующим лицам, явлениям, поможет ясно увидеть образы, обстановку, действия. Чтец не бесстрастно передает содержание. При исполнении художественного произведения он является как бы очевидцем событий, о которых идет речь.

Чтобы овладеть вниманием и доверием слушателей речь чтеца должна быть эмоциональной и убедительной для того чтобы передать свое отношение к тому, о чем говорит. Его чувства должны передаваться и слушателям. Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает чтецу творческое воображение. Исполнитель должен видеть то, о чем рассказывает. Без этого «видения», как говорил К.С.Станиславский, живой передачи не получится.

В процессе творческой работы над произведением важно использовать основное средство художественной передачи – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения, соответствующий содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Важно, чтобы литературное произведение правдиво звучало в детской аудитории, затрагивало чувства, - тогда оно проникнет в сознание каждого ребенка, произведет впечатление, которое надолго останется у ребенка и отразится в дальнейшим на его поведении

Подготовка к выразительному чтению.

Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, ее ритмичность способствуют воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха. Любовь к поэзии следует воспитывать с самого раннего детства. Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения дети чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова. Очень важно, чтобы стихотворение запомнилось ребенку в правильном художественном исполнении. При чтении стихов воспитатель передает не только смысловое содержание, но и их форму, и стиховую музыку. Чтение стихотворений требует необычного стиля Например:

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль.

С. Есенин

Стиль произношения этого произведения напевный. Спокойные ритмы движения скачущей лошади, заколдованный лес и это оживленное воображением видение: сосна-старушка «оперлася на клюку». Поэт нарисовал особый мир, необычный, волшебный: белая шаль покрывает бесконечные просторы полей. Валит снег, а убегающая дорога манит в даль…

Тучкины штучки

Плыли по небу тучки.

Тучек четыре штучки:

От первой до третьей – люди,

А четвертая была верблюдик.

К ним любопытством объятая,

По дороге пристала пятая,

 

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

 

И, не знаю спугнула шестая ли,

Тучки взяли все и растаяли.

 

И следом за ними, гонясь и сжирав,

Солнце погналось – желтый жираф.

В. Маяковский

В этом стихотворении поэт рассказал нам удивительную историю, где главные герои простые тучки. Сначала идет обыкновенный рассказ: Плыли по небу тучки….

 Потом перед нами разверчивается целая картина, происходят необыкновенные превращения. Это удивляет и восхищает нас. В конце нас ожидает небольшое разочарование: «И, не знаю спугнула шестая ли, тучки взяли все и растаяли.» Но история не заканчивается появляется солнце:» …Солнце погналось – желтый жираф.» Словно игра «догонялки».

Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Прежде всего, стихотворные произведения внешне отличаются от прозаических. Каждое стихотворение имеет определенного размера строку, в то время как в прозаическом произведении строка единая, во всю ширину страницы. Стихотворные строки различны по величине. Это зависит от характера произведения. Так, в стихотворении С.Есенина спокойное эпическое повествование укладывает определенное содержание в довольно длинную строку.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Иль что увидел? Иль что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел…

В стихотворении А. Плещеева короткая строка дает некоторую прерывистость звучания, что помогает ритмическому рисунку, дополняет словесный образ и помогает почувствовать осеннее увядание природы.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.

Ритм — это закономерное повторение через определенные промежутки времени или расстояния однозначных явлений. В стихах ритм — повторение ударных и неударных слогов в словах.

Ударение в словах русской речи может быть на любом слоге. В прозаической речи мы не заботимся о том, в каком ритмическом порядке расположены наши слова. Слова в стихотворном произведении расположены в строгом ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Трудно заменить одно слово другим. «Из песни слова не выкинешь», — говорит русская пословица, в то время как в прозе это можно сделать незаметно и иногда не в ущерб произведению.

Ритм — основа стиха, придающая ему определенный характер звучания. 

Различное содержание стихотворных произведений передается соответствующим разнообразием ритмов. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Наиболее распространенные размеры в детской поэзии— хорей и ямб. Жизнерадостному веселому содержанию стихотворения соответствует бодрый ритм. Этот ритм передает стихотворный размер хорей, в стопе которого первый слог ударный, второй безударный. Стопой называется повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

А.С.Пушкин

Более спокойное содержание стихотворения требует иного ритма. Стихотворный размер в этом случае будет иным. В той же двусложной стопе слоги будут расположены в обратном порядке: сначала безударный, а затем ударный. Этот размер называется ямбом. Ямбом написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало….

Следовательно, музыкальное звучание произведений с различным ритмом неодинаково. Бодрые, упругие стихи, написанные хореем, отличаются от напевных, мелодичных стихов, написанных ямбом. Чтецу следует уловить основной ритм данного произведения и при чтении передать его в той тональности, какую выбрал поэт.

Безусловно, не один только ритм определяет звучность и красоту поэтической речи. Одним из элементов стиха является рифма (созвучие окончаний слов в конце стихотворной строки).

Рифма — связующее звено стихотворных строк. 

Она также разнообразна. При рифме парной рифмуются рядом стоящие строки. Например:

…Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

А. Пушкин

При перекрестной рифме строчки рифмуются через одну.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом…

А.Фет

Выделенные слова соответственно рифмуются, концы стихотворных строк созвучны. Но рифма не является обязательным признаком стиха. Есть стихотворения и без рифмы. Это белые стихи, например:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

М. Лермонтов

Здесь имеются ритм и стихотворная строка, но рифма отсутствует.

В стихах слова организованы ритмически стихотворной строкой. Строка заключает в себе определенное количество ударных и безударных слогов. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками, прежде всего по логическому смыслу, а также по ритму, рифме. Но в то же время строка является единицей стихотворного ритма. Она представляет собой ритмически законченное сочетание слов, поэтому ее следует отделять от других строк паузой, которая подчеркивает ритмическую законченность каждой строки.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

А. Фет

Начинающему чтецу следует учиться выдерживать стиховую паузу. В начале кажется, что она несколько мешает чтению, но это быстро проходит. Наоборот, использование стиховой паузы помогает исполнителю воспринять особенности стихотворной речи. Следовательно, помимо логической и психологической паузы, которые чтец использует и при исполнении прозаического произведения, он выдерживает в стихах паузу в конце каждой строки.

Стих — речь с фиксированной паузой, ее следует выполнять. Несоблюдение стиховой паузы не позволяет воспринять ритмичность чередования стихотворных строк, нарушает ритм всего произведения, оно звучит как проза.

Иногда стиховая пауза совпадает с логической, с психологической паузами. Но в большинстве случаев она является самостоятельной.

К нам на длинной мокрой ножке (пауза)

Дождик скачет по дорожке, (пауза)

Здесь в конце первой строки должна быть выдержана стиховая пауза, во второй строке она совпадает с логической.

Колокольчики мои, (пауза)

Цветики степные! (пауза стиховая и логическая)

Что глядите на меня, (пауза)

Темно-голубые?... (пауза стиховая и логическая)

А.Толстой

Работая над стихотворным произведением, чтец должен, помимо средств выразительной передачи речи, также внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения стихов. Стихотворения следует только читать по книге или рассказывать наизусть.

Примерный разбор стихотворений

Подснежник

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез… Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, конечно пожалела:

«Уж больно тонок ты, дружок!»

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный, мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

3.Н.Александровой

«Подснежник» — стихотворение лирическое, оно пронизано большой любовью к природе, нежным, теплым чувством к маленькому цветку, первому вестнику весны.

От теплых лучей весеннего солнца проснулся маленький цветочек, выглянул из-под снежного покрова, но ненадолго: его вновь засыпал «пушистый, белый, холодный мартовский снежок».

Автору стихотворения удалось создать поэтический образ подснежника. Вот он почувствовал тепло, «подумал, что пора, и вылез», засыпанный снегом. Он хоть и склонил свою головку, но не грустит, он доволен тем, что ему первому пришлось возвестить о наступающей весне.

При исполнении этого стихотворения чтец должен увидеть этого трогательного маленького вестника весны, определить свое отношение к нему. Вначале следует показать, как робко появляется цветочек из-под снежного покрова. Он как будто оглядывается:

...Но кругом все тихо,

Соседей мет, он первый здесь.

Необходимо передать интонацией чувство жалости, возникшее у зайчихи:

«Уж больно тонок ты, дружок!»

Пушистый холодный снег, так зримо показанный автором, медленно падает на землю и засыпает дорожки. Чтение этих строк следует дать в замедленном темпе. Кончается стихотворение жизнеутверждающими словами подснежника:

«Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

В эти слова чтец вкладывает бодрые, жизнерадостные интонации, показывающие уверенность маленького цветочка в своей правоте.

Ритм этого стихотворения несколько замедленный, спокойный:

У занесенных снегом кочек... (ямб)

При чтении его не следует спешить. Необходимо верно передать ритмическую мелодию, эмоциональность, вызванную восхищением подснежника.

В процессе подготовки чтецу следует также наметить правильные логические ударения, чтобы верно донести основную мысль. Так, в первой строфе надо подчеркнуть состояние подснежника: «полузамерзший, чуть живой». Вторая строфа объясняет, почему так получилось:

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез...

Наметив ударения, помогающие передать основную мысль произведения, чтец определяет паузы. Стихотворение состоит из шести строф (четверостиший). Каждая строфа отделяется от другой паузой несколько большей длительности, чем в конце каждой стиховой строки. Кроме того, в стихотворении имеются психологические паузы, совпадающие с логическими.

И вылез... (пауза)

Но кругом все тихо, (пауза)

Соседей нет, (пауза) он первый здесь... (пауза)

Он падал, (пауза) заносил дорожки, (пауза)

Иногда строковая и психологическая паузы совпадают, например: «Но кругом все тихо» (пауза); здесь психологическая пауза показывает состояние тишины, а стихотворная - конец ритмически организованных слов в строке.

Только хорошо разобрав стихотворение, усвоив и его содержание, и форму, чтец может выразительно прочитать.

Некоторые особенности подачи детям стихов.

У детей большая тяга к стихам, они любят их звучность, радуются рифме и ритму. Любят даже тогда, когда не понимают их значения. Стихотворение действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок очень рано начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатления на детей.

 Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. К самым первым стихам, для самых маленьких, следует предъявлять следующие требования:

  • простота и четкость ритма
  • краткость самого стихотворения
  • простота и ясность знакомых образов
  • отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

 В дальнейшем стихотворение нужно связывать с опытом ребенка, с его наблюдениями, и давать в походящий момент – тогда оно будет доступно для него.

Гуляя с детьми весной, мы натолкнулись на пробившийся из-под старого валежника цветок. Мы его рассмотрели и тут же прочтем стишок:

Из по старого валежника,

У сухого пня,

Голубой глазок подснежника

Смотрит на меня.

Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить внимание и не прочесть детям восхитительное стихотворение А. Пушкина.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвила;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенный гонит небес

Первый снег всегда вызывает восторг и восхищение у детей. Можно утром глядя в окно прочитать стихотворение Г.Галина, которое так и называется:

Утром

Что такое утром рано

За окно кидаю взгляд

В белых шубах великаны

Неподвижные стоят.

И блестит парчою новой

Их пушистый белый мех…

Будь то шапкою бобровой,

Крыты головы у всех!...

А вчера еще тоскливо

Жались голые стволы,

И глядел на них тоскливо

Хмурый день холодной мглы…

Видно, сам мороз зимою

В санках ночью прикатил

И пушистой пеленою

Сад и двор запорошил…

Все кругом повеселело –

Стало чисто и светло.

И земле под шубкой белой

Спать так сладко и тепло!

Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествует поэтическому образу. Дети нуждаются в конкретизации художественных образов, особенно младшие дошкольники, так как их жизненный опыт еще очень мал, многие представления об окружающей жизни еще не сформированы. Воспитателю приходиться при чтении стихотворения учитывать, что в состоянии воспринимать ребенок, к чему их надо постепенно подвести, какие представления следует формировать до чтения. Для конкретизации образов воспитатель использует наблюдения, картины, рисунки, натуральные предметы или их изображения, словом, всячески обогащает представления детей, тем самым, облегчая непосредственное восприятие ими содержание стихотворения..

Родная и мировая художественная литература должна иметь широкий доступ к детям, и в первую очередь доставлять материал для чтения. В дошкольном возрасте уже надо воспитывать литературный вкус детей и развивать их язык надо на лучшем, и наиболее совершенном, а что может быть лучше и совершение поэзии Пушкина? На совершенных образцах мастерства Пушкина и Некрасова, а также других русских поэтов надо развивать литературный вкус ребенка и облагораживать его язык. Стихи нужны детям. Будем же давать им наилучшее, и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

Чтение стихов в детской аудитории.

При чтении стихов важно позаботиться о создании благоприятных условиях для слушанья, выбор момента, умение владеть внешними средствами (голос, паузы, взгляд, мимика, жест), заинтересованность и подготовленность чтеца.

Прежде всего, необходимо позаботиться о создании благоприятных условий для слушанья детей. Чтецу гораздо легче овладеть вниманием детей, если он их хорошо видит. Соответственно дети тоже должны хорошо видеть воспитателя.

Спокойная, уютная обстановка располагает к слушанью и в комнате, и в лесу, и на берегу озера или реки. Если нет возможности туда попасть, можно использовать виртуальную реальность. Надо заблаговременно устранить то, что может помешать слушанью, например выключить радио, убрать с детьми игрушки и другие предметы и т. д.Дома, как и в детском саду, нельзя читать или рассказывать детям после продолжительного сидячего занятия или после большой затраты ими физических сил: слушанье требует также сил.

Большое значение имеет начало чтения. Дети должны почувствовать, что чтец собирается сообщить им что-то интересное, важное. И надо воспользоваться этим моментом, чтобы сразу начать и взять верный тон. В этот момент иногда допускаются ошибки: вместо того чтобы сразу приступить к делу, взрослые начинают уговаривать детей сидеть смирно – это на них действует только дезорганизующе. Конечно, нельзя начинать при шуме. Но надо ловить первый спокойный момент, чтобы приступить к чтению. Порой для этого достаточно минуты выжидательного молчания. В других случаях можно задать детям, какой либо вопрос, вводящий в тему. А дальше само чтение дисциплинирует их.

Иногда бывает, что в процессе чтения дети все-таки отвлекаются. Как же привлечь их внимание? Если дети шумят, ни в коем случае не следует повышать голоса и стараться их перекричать. Наоборот, нужно значительно понизить голос: это действует на них успокаивающе. Замечание расхолаживают детей, ослабляют силу впечатления. Иногда достаточно взглянуть на ребенка или прибегнуть к выжидательной паузе. Взгляд чтеца является незаменимым средством воздействия на слушателей. Взгляд помогает передавать настроение, позволяет следить за детьми и привлекать невнимательных.

Задавать ли вопросы во время чтения зависит от характера произведения. При чтении стихотворения вопросы воспитателя не уместны.

Чтец должен уметь владеть своим настроением, должен уметь подавлять свое волнение или смех, и это даст ему власть над аудиторией и усилит связь с ней. Мимика, выражения лица, поза чтеца должны соответствовать содержанию передаваемого. Произносить стихи надо просто, но выразительно, соблюдая ритм и давая чувствовать их рифму, но, не злоупотребляя ей. Не хорошо говорить стихи как прозу, но также плохо «рубить» их. Однако при использовании выразительных средств, таких как голос, его интонации, паузы, темп, взгляд, мимика, жест, поза, нужно соблюдать чувство меры. Скучна безжизненная передача, но излишне подчеркнутая еще хуже.

Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо прививать детям любовь к ним, учить их бережно обращаться с книгой: не бросать ее, не брать ее грязными руками, не перегибать ее, не вырывать из нее страниц, не мять ее и не рисовать на них. Если книга не в порядке, нужно вместе с ребенком «вылечить» книгу. Недопустимо, чтобы дети привыкали к виду разорванной, потрепанной книги.

Читайте, слушайте, запоминайте, учитесь слышать, чувствовать. А стихи наших поэтов будут вам хорошими помощниками в этом.


Стихи

А.Пушкин

***

….Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя…

(Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

***

….Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

Всюду веешь на просторе….

(Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

***

…Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

(Из «Сказки о царе Салтане»

Осень

Унылая пора! очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увядание,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

***

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

***

Румяною зарею

Покрылся восток,

В селе за рекою

Потух огонек;

Росой окропились

Цветы на полях,

Стада пробудились

На мягких лугах,

Седые туманы

Плывут к облакам,

Гусей караваны

Несутся к лугам.

Поснулися люди,

Спешат на поля.

Явилося солнце,

Ликует земля.

***

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. Поперечный

Русская природа

Стоят в тиши дубравы,

В даль в утреннем дыму…

Я упаду на травы

И землю обниму.

В любое время года-

В снега, ветра, дожди-

Мне русская природа

Как праздник для души.

Зацветает тополь, вянет иван-чай…

Русская природа - радость и печаль…

А. Прокофьев

Березка

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

то грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится!

А. Плещеев

Дети и птичка

- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… подожди.

- Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать еще будете детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листвы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не спрячется там…

- Скоро ли птичка вернешься ты к нам?

- Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей…

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

***

Деревья весело шумели,

Когда вернулась к ним весна;

И только ель одна меж ними

Была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно шумели,

Когда настали холода;

Лишь ель молчала равнодушно

И зеленела как всегда.

М. Модзалевский

Времена года

Как вернется к нам весна,

Чем одарит нас она?

- Цветами, цветами, цветами.

Ну, а летнею порой

Чем богаты мы с тобой?

Хлебами, хлебами, хлебами.

Лето быстро пролетит,-

Чем же осень наградит?

- Плодами, плодами, плодами.

Вот зима катит как раз

Чем она засыплет нас?

- Снегами, снегами, снегами.

Подлипой

Пташечка летняя,

Ели заметная

В ветвях живет;

С раннего утречка

Пташка-малюточка

Звонко поет.

Тут же под липкою,

В травке, с улыбкою

Смотрит цветок,

С ясными глазками,

С яркими красками,

Сам с ноготок.

Около цветика

Бродит, - приметьте-ка, -

Пестрый жучок:

Вот он взбирается,

Лезет – старается

На стебелек…

Змейкой сребристою

Вьется под листвою

Там ручеек;

Поит он пташечку,

Травку, цветок.

Ф. Тютчев

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас вызвала вперед»

Весна идет, весна идет –

И тихих, теплых майских дней,

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

***

Зима не даром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон,

И жаворонки в небе

У ж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

А. Майков

Пейзаж

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь – и нет конца пути…

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с дороги лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам, -

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят…

Летний дождь

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Ласточка

( Народная новогреческая песня)

Ласточка примчалась

Из-за Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль ни злися,

Как ты март, ни хмурся,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

В. Жуковский

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосистый с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

Весеннее чувство

(отрывок)

Лёгкий, лёгкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь.

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелётная весна?

Я смотрю на небеса…

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса…

П. Соловьева

Подснежник

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?»

***

Ночь и тишина.

Полная луна

Лишь одна не спить,

Ходит да глядит,

Как в лесу глухом,

Под корявым пнем,

Мох зашевелился –

Гриб на свет явился.

Ночь и день

Ночь зимой – как черный кот,

День – кА серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь как серенькая мышь,

День – большой, блестящий кот.

Е. Кохан

Гром

В мрачном небе, в грозном небе,

Уходя за горизонт

Туча тучу на прицепе

Тащит грому на ремонт.

– Ну ка, сделай, гром могучий

Чтобы дождь пошел из тучек,

Чтоб у кленов и берез

Побыстрее чубчик рос.

Сугроб

От досады, сморщив лоб,

Плачет дедушка-сугроб.

Вот зимой жилось легко:

С туч струилось молоко,

И мороз вовсю трещал,

Леденцами угощал.

А как стало солнце греть,

Начал дед-сугроб худеть;

Позабыл его мороз,

Ветер тучи все унес.

И стоит сугроб в воде

Со слезой на бороде.

А. Блок

Ворона

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж воздухе – вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрый стружки…

Это все у вороны – игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!...

Зайчик

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

И. Никитин

***

Ясно утро. Тихо веет

Теплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймленное кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывет.

Вот один взмахнул лениво

Крыльями – и вдруг

Влага брызнула игриво

Жемчугом вокруг…

С. Есенин

***

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкуает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца, ясная

Красавица весна.

***

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечалось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

***

(отрывок)

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть

Ветер резвый уснул

На пути;

Ни проехать в лесу,

Не пройти…

Берёза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвядная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Т. Белозеров

Летняя песенка

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Опять полным-полно!

Опять труся и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

Е. Благинина

Кукушка

Кукушки голос заунывный

Под стать неяркому деньку –

Простосердечный и отзывный;

С утра до вечера: «Ку – ку!»

То близко, то далеко где-то

Гуляет по всему леску.

И тихо расцветает лето

Под это милое «Ку – ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставив ветерку,

Лежу, блаженствуя, под елкой

И слушаю «Ку – ку, ку – ку!»

К. Бальмонт

Росинка

Росинка дрожала

На током листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней…

Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни?

Снежинка

(отрывок)

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится….

М. Исаковский

Родное

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок,

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

По оврагам, по обрывам

Через пальцы ивняка

Льется тихо и пугливо

Желтолистая река.

А.Фет.

***

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело,-

Видно есть мороз.

Неколючий, светло-синий

По ветвям развешан иней, -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, - скорей гулять»

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,

В разрыве облак солнце блещит,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тенет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

И. Бунин.

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьется из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Аромат солнца

(отрывок)

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной

И смолистою сосной,

Нежно- светлотканными

Ландышами белыми,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц…

Г. Галина

Васильки

Вот порхают две малютки

В поле будто мотыльки:

«Ах, какие незабудки!

Ах, какие васильки!

Мы сорвем их…» - «Нет, не надо, -

Говорила мама нам. –

Что на солнышке отрада

Жить и деткам, и цветкам!...»

***

В мире великом

Много чудес:

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зеленой и ягодкой дикой?

Блеск изумруда

Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков –

Разве не чудо?

В. Солоухин

***

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше

Нигде не могли.

Он умеет такое, что никто

На земле не умеет.

Например, он берет

крупинку

мягкой черной земли,

Затем он берет дождя дождинку,

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Все смешает потом (но где?!

Где пробирок, и колб,

и спиртовок ряды?!)

И вот из одной и той же

черного цвета земли

Он то красный, то синий,

То сиреневый, то золотой.

Т. Собакин.

Цветы

Если Я

Сорву цветок,

Если ТЫ

Сорвёшь цветы

Если ВСЕ:

И Я, и ТЫ —

Если МЫ

Сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья,

И кусты...

И не будет красоты

И не будет доброты

Если только

Я и ТЫ,

Если МЫ

Сорвём цветы

П. Воронъко

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!


Список литературы

  1. Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева, «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», М 1983.
  2. В. М. Федяевская, «Книга для рассказывания и чтения дошкольникам», М 1953.
  3. О. И. Соловьева, «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М 1966.
  4. Ф. А. Сохина, «Развитие речи детей дошкольного возраста», М 1979.
  5. Е. И. Тихеева, «Развитие речи детей», М 1981.
  6. М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М 1970.
  7. В. В. Волина, «В гостях у природы», СПБ 1997.
  8. БА, «Стихи и рассказы о природе», М 2006.
  9. БА, «Русские поэты - детям», М 2007.
  10. Л. И. Егорченков, «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Расширение границ научного познания, философское переос­мысление и более широкое толкование экологии как науки требу­ют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географич...