Мнемотаблицы, как один из способов формирования информационной культуры и развития речи дошкольников
статья

Павлова Елена Леонидовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_kak_metod_formirovaniya.docx192.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотаблицы, как один из способов формирования информационной культуры и развития речи дошкольников.

Красивым словом «информация»

                                                                             Обозначают все подряд,

                                                                             Но вот его интерпретация

                                                                            Дается каждым на свой лад.

                                                                                                                Вяткин В.Б.

       В современном обществе информация давно стала чуть ли не самым дорогим товаром. Не зря же говорят, что тот, кто ею владеет, владеет миром. Однако, несмотря на популярность этого понятия, до сих пор нет четкого представления о том, что такое информация – настолько широкую область знаний она охватывает. В общих случая, зачастую, применяют следующую формулировку: совокупность каких-либо данных, записанных на материальном носителе, хранимых и передаваемых в пространстве и времени. Человечество со дня своего выделения из животного мира, значительную часть времени и внимания уделяло информационным процессам. В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Современный мир диктует нам свои правила.  Формирование информационной культуры поколения, входящего в XXI век, является заказом нового общества. Эту задачу необходимо решать современному образованию, развивая у сегодняшних детей основы информационной культуры, учитывая при этом возрастные и психологические особенности, сохраняя психическое и физическое здоровье.

       Окружающий нас мир многогранен и сложен. Для того, чтобы хранить и передавать постоянно увеличивающуюся в объеме информацию, люди изобрели множество знаков и знаковых систем. Знаки требуются обществу для того, чтобы мы могли получать, перерабатывать, хранить и транслировать самую разную информацию. Нередко человечество создавало невероятные знаковые композиции, чтобы передать сакральные смыслы, воздействовать на умы современников и потомков (например, знаками насыщены многие храмовые комплексы, произведения мировой литературы, Библия). Знаки позволяют систематизировать и упрощать огромный поток разнообразных знаний и опыта людей. Знакомство с этим опытом и знаковыми системами начинается с самого рождения ребенка.

       Дошкольный возраст - период начальной социализации детей, установления взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения к миру культуры, развития связной речи.

        Информационная культура является элементом культуры общечеловеческой. Использование информационных технологий позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего интеллектуального развития ребенка, передавать накопленный опыт, знания предшествующих поколений. Уже с раннего детства ребенок встречается с достаточно большим потоком информации, учится работать с ней.

 Для дошкольников основной путь развития – это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления. В старшем дошкольном возрасте важными становятся не только усвоенные знания, но сами способы усвоения и переработки информации. Неуправляемые информационные процессы, в которые включены дошкольники, без надлежащего контроля со стороны педагогов и родителей, могут нести непосредственную опасность для физического и психического здоровья детей. В связи с этим, формирование информационной культуры подрастающего поколения является социальным заказом нового общества, и необходимо контролировать и регулировать этот процесс.

       Дети являются сегодня наиболее незащищенным субъектом, неподготовленным к использованию различного рода информации, которая по своему содержанию может быть как созидательной, так и разрушительной. Поэтому ключевой педагогической задачей институтов воспитания становится формирование информационной культуры у подрастающего поколения.

           Сегодня информационная культура требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, которые обеспечат необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантируют достойное место в информационной среде.

    Главной задачей любой дошкольной организации является защита здоровья ребенка. Только грамотное использование педагогами современных технологий может стать помощником в воспитательно-образовательном процессе.

         В дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ребенка. Дети учатся видеть и слышать, думать и представлять, запоминать и воображать.

    Основная функция педагогов на данном возрастном этапе – адаптировать ребенка к жизни, развивая значимые способности к познанию, конкретным действиям.

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска эффективных технологий развития детей дошкольного возраста.

        Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большим количеством слов, красивых фраз, словосочетаний? Как научить его коммуникативной речи? Ответы на многие вопросы можно найти в мнемотехнике.

     Это искусство запоминания, названное по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский, живший более 2600 лет назад.

     Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять частное, объединять в пары, группы, целое. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей, способствует формированию связной речи, развивает воображение, внимание.

       В основе мнемотехники лежит визуализация. Это значит, что человек запоминает не слова, а образы и эмоции.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» - эти слова К.Д. Ушинского в полной мере можно отнести и к мнемотаблицам. Ассоциативное запоминание материала упрощает процесс записи его на подкорку, и позволяет сохранять его в памяти долгие годы. Состоящий из двух полушарий мозг человека при мнемотехнике задействован в работу полностью. Правое полушарие помогает формировать образы, левое – отвечает за логику и речь.

       Умение работать с информацией является одним из самых главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы познания, учебы, работы. Методы мнемотехники можно использовать либо в виде самостоятельного занятия, либо включать ее элементы в различные виды занятий и разные виды деятельности. Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Сначала детей знакомят с мнемоквадратами, уже в 3 года, так как в этом возрасте дети любят рассматривать картинки.

 Затем в возрасте 4-7лет детям демонстрируются мнемодорожки, и, наконец, мнемотаблицы Этапы работы с мнемотаблицами:

I-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

II-Перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов слов в образы;

III- Пересказ сказки, рассказа, чтение стихотворения с опорой на символы, образы.

Когда ребенок смотрит на картинку(мнемотаблицу) и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.  

           Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Происходит отработка запоминания, расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. А так как игра является основным  видом деятельности дошкольников, то эта технология позволяет в интересной и доступной форме развивать интеллект детей и формировать основы информационной культуры, что является очень важным, актуальным в данный период.

       Информационная культура, как составляющая общей культуры человека, ответственна за функционирование информации, процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально-значимых основ.  Трудно переоценить в этом значение мнемотаблиц. Они также помогают развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, ускоряют процессы автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развивают сообразительность, наблюдательность, воспитывают любовь к народному творчеству – сказкам, загадкам, пословицам. Современный ребенок получает огромное количество информации. Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше.

     Мнемотехника, наряду с другими методами и приемами, может быть весьма полезна во всех сферах жизни. В мнемодорожки и мнемотаблицы можно заложить любую информацию об окружающем мире. В мнемоквадраты можно «спрятать» правила безопасности и правила поведения для детей в различных ситуациях, алгоритмы сложных процессов.

Найденные и расшифрованные ребенком таким способом, они запомнятся гораздо лучше, и станут не только средством развития памяти, но и будут эффективно стимулировать развитие интеллектуальных способностей, логики, мышления детей. «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – шевеление мозгами» (Борис Акунин).

          Сегодня, как никогда ранее, человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя. Перед ним стоит проблема сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды. Поэтому необходимы механизмы, пути и способы сохранять получаемую информацию, уметь ее сохранять, расшифровывать и применять в изменившихся условиях. Получение и преобразование информации являются необходимым условием жизнедеятельности общества.  Мнемотехника способна помочь в этом. И знакомить с ней нужно уже в раннем возрасте, закладывать основы информационной культуры начиная с дошкольного детства.

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа с мнемотаблицами поможет не только заложить основы информационной культуры, развить речь, но и сберечь здоровье подрастающего поколения. А это очень важно, потому что дети – наше будущее.

Владея опытом естественных наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире.

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И пониманье человеческое шире.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;

3.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., Дрофа, 1985;

4. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000;

5. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. – М.: Издательство «Эйдос», 1992;

6.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008 -№4;

7.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления - М., 2004:

8.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, Детство-Пресс, 2010;

9.Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М.,2006 - №7;

10.Рубанцев В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. СПб: БХВ – Петербург, 2018;

11.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. «Гном и Д», 2001;

12.Ульева Е. «Энциклопедия для малышей в сказках», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013;

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников

Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с. Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рек...

ОПЫТ РАБОТЫ «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР».

Введение Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи...

консультация "РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Театрализованная деятельность, разные виды театра не только способствуют развитию речи дошкольников, но и приобщает детей к художественной литературе......

Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."

Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...