Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."
учебно-методический материал по развитию речи

Мерзликина Наталья Викторовна

Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_fevral_2024.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 101»

Мастер- класс для педагогов Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников.

                                         Подготовила:

                                         воспитатель

 Мерзликина Н.В.

Г. Оренбург 2024 г.

Мастер- класс для педагогов «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников.»

Подготовила воспитатель Мерзликина Н.В.

Цель: показать эффективные приемы и методы работы

с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.

Задачи:

1.Расширить представление коллег и родителей  о вариантах использования фольклорных форм  с детьми дошкольного возраста;

2.Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм; способствовать сплочению коллектива педагогов.

Я рада приветствовать вас на мастер - классе «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться к речи. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

Занимаясь и изучая эту тему не первый год я пришла к такому выводу, что с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития, для этого педагогу необходимо ежедневно использовать в работе различные жанры фольклорного творчества русского народа.

И чтобы включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер - класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер - класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать,

Практическую часть нам пора начать.

Какие  фольклорные жанры вы знаете?

Скороговорки

Загадки

Пословицы и поговорки

Потешки

Считалки

Дразнилки

Народные сказки

Народные игры

Сегодня мы остановимся на некоторых жанрах.

Поговорки и пословицы

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.

1). Семеро одного не ждут.

2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3). У семи нянек дитя без глазу.

4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.

1.Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:

Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)

Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)

Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

2. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

Загадки.

В своей работе мы очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например,

1.Задание «Загадки – близнецы»

Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого красные, тот даёт ответ.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

                                                                                       (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

 Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

                                                                                             (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

1.Задание «Соедини несоединимое»

Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, весна. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Кащей Бессмертный, лягушка, стрела. («Царевна Лягушка»).

-Скалочка, лиса, собака. («Лисичка со скалочкой»).

2.Задание Речевая игра «Радио»

Педагог задает вопрос по сюжету сказки или описывает характерные признаки героя, ребенок отгадывает этого героя или название сказки.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Игла).

• Какая героиня сказки снесла дорогое  яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

«Модели сказок»

— А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. Моделирование начитается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).

(Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

 Например: сказка «Заюшкина избушка»

Избушка зайца лубяная – коричневый квадрат

Избушка лисы ледяная – голубой квадрат

Лиса – оранжевый треугольник

Заяц – белый круг

Собака – серый круг

Медведь – коричневый круг

Петух – красный круг

Сказка «Колобок»

Дед – коричневый прямоугольник

Бабка – зеленый треугольник —

Колобок – желтый круг

Заяц – белый круг

Волк – серый круг

Медведь – коричневый круг

Лиса – оранжевый треугольник

Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».

Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...

Мастер-класс на тему:«Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности.  Задачи:- познакомить с интеллектуальным тренажером «Игровизор»- продемонстри...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников ».

Консультация  для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников »....

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...