Проект "Уроки безопасности".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Молчанова Ирина Леонидовна

    Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.  

    Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroki_bezopasnosti_molchanova_i.l.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Проект

образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему

«Уроки безопасности»

Разработала:

Молчанова И.Л.

воспитатель

1 квалификационной

категории

                                                                                                 

г. Братск

Паспорт проекта

Обоснование для разработки

В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в  жизни  нашего общества, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы проекта  обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых,  и как со стороны современных тенденций детского развития.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза,  утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий.

Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Анализ статистических данных показывает, что количество ДТП с участием детей существенно увеличивается во время летних каникул. В связи с этим, в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проводится профилактическая акция «Внимание - дети!».

Надо отметить, что в последнее время сокращается доля ДТП, происходящих по вине детей.  Теперь в большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений Правил дорожного движения водителями. За 4 месяца текущего года из 41 пострадавшего по причине ДТП ребенка  30 были травмированы по вине взрослых. Из них 11 на момент ДТП находились в автомашине в качестве пассажиров, при этом только трое перевозились без нарушений правил перевозки детей.

Пожарная обстановка в Иркутской области остается напряженной. Пожары среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера занимают первое место и составляют 85-90% от общего их количества. Серьезных изменений в структуре причин пожаров за последние десять лет  не наблюдается. На первом месте из них – неосторожное обращение с огнем, затем – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, печей. Примерно на одном уровне располагается число пожаров, возникших из-за шалости детей с огнем и поджогов. На последнем месте – неисправность производственно-технического оборудования. Пожары по неустановленным причинам составляют в отдельные годы до 10% от общего количества пожаров.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Инновационные

идеи проекта

Использование в образовательной деятельности инновационных технологий:

  • организации проектной деятельности;
  • развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
  • театрализованная деятельность.

Потенциальные

заказчики и потребители

Дети

Родители

Разработчики проекта

Воспитатель 1 квалификационной категории

Молчанова  Ирина  Леонидовна

Тема проекта

«Уроки безопасности»

Цель

Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Задачи

Обучающие:

-  формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

-   обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице;

- познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью человека.

Развивающие:        

- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;

-   развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации;

-    развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;

-  развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;

- развивать у детей самостоятельность, овладение разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру;

-    воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.

Основные направления проекта

  • Ребёнок и другие люди.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

  • Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли: Земля - наш общий дом, а Человек - часть природы.

  • Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

  • Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление  предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих,  дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

  • Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

  • Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Результаты

(показатели)

  • Предупреждение детского дорожно–транспортного

травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.

  • Правильное  поведение в экстремальной ситуации:

набирать  номер телефона пожарной части, МЧС, милиции, скорой помощи;  вести диалог с диспетчером по телефону: четко  называть  свой адрес, причины вызова.

  • Обогащение воспитанников яркими впечатлениями

способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями.

  • Повышение компетентности родителей в области

безопасности детей в окружающем мире.        

  • Создание условий для познавательной и двигательной

деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.

  • Развитие физических качеств, укрепление здоровья

детей.

Сроки и этапы

реализации проекта

Проект  краткосрочный (2 недели).

Организационный этап:

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
  • предварительная работа с детьми по формированию

интереса  детей к получению знаний об осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека ситуациям;

  • проведение анкетирования родителей по данной теме.

Основной этап:

  • образовательная деятельность с детьми и родителями;
  • исследовательская деятельность с детьми;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках

проекта.

Заключительный этап:

  • выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;
  • систематизация собранного материала по  теме.

Мониторинг

Для того  чтобы оценить  результаты работы по проекту была проделана следующая работа:

  • Анализ работы по плану.
  • Самоанализ педагога.
  • Оценка практической значимости проекта.

Название проекта:                         «Уроки безопасности».

Категория проекта:                      педагогический.

Вид проекта:                                  исследовательский, познавательный.

Срок реализации проекта:           краткосрочный (2 недели)

1.Постановка проблемы

В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в  жизни  нашего общества, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы проекта  обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых,  и как со стороны современных тенденций детского развития.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза,  утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий.

Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Анализ статистических данных показывает, что количество ДТП с участием детей существенно увеличивается во время летних каникул. В связи с этим, в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проводится профилактическая акция «Внимание - дети!».

Надо отметить, что в последнее время сокращается доля ДТП, происходящих по вине детей.  Теперь в большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений Правил дорожного движения водителями. За 4 месяца текущего года из 41 пострадавшего по причине ДТП ребенка  30 были травмированы по вине взрослых. Из них 11 на момент ДТП находились в автомашине в качестве пассажиров, при этом только трое перевозились без нарушений правил перевозки детей.

Пожарная обстановка в Иркутской области остается напряженной. Пожары среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера занимают первое место и составляют 85-90% от общего их количества. Серьезных изменений в структуре причин пожаров за последние десять лет  не наблюдается. На первом месте из них – неосторожное обращение с огнем, затем – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, печей. Примерно на одном уровне располагается число пожаров, возникших из-за шалости детей с огнем и поджогов. На последнем месте – неисправность производственно-технического оборудования. Пожары по неустановленным причинам составляют в отдельные годы до 10% от общего количества пожаров.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

2. Цель проекта:

Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

             3.Задачи:

Обучающие:         

1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

2. Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.

3.  Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

4.  Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью человека.

Развивающие:        

1.  Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;  самостоятельность, овладение разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.

2. Развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации.

3.  Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений,

познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

Воспитательные:        

Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру; бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.

4. Этапы внедрения проекта:

Организационный этап:

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
  • формирование интереса  детей к знакомству с историей и культурой родного города, его достопримечательностями, растительным и животным миром Сибири;
  • проведение анкетирования родителей по данной теме.

Основной этап:

  • образовательная деятельность с детьми и родителями;
  • исследовательская деятельность с детьми;
  • проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
  • работа по краеведению с педагогами ДОУ.

Заключительный этап:

  • выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;
  • систематизация собранного материала по  теме.

5. Календарь внедрения проекта

Организационный этап

  1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о Братске.
  2. Сбор материалов по данной теме.
  3. Круглый стол «Правила безопасного поведения» (совместная встреча родителей и детей).
  4. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
  5. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Основной этап

Работа с детьми

Образовательная

область

Формы и методы работы

Сроки

Безопасность

  1. Ситуативные действия на макете «Улицы

полны неожиданностей».

  1. Беседы на темы:
  • «Я один дома».
  • «Правила поведения в общественных местах».
  • «Три чудесных цвета».
  • «Внимание! Четвероногий друг!».
  • «Электричество мой друг или враг?».
  • «Профессия – пожарный».
  1. Познавательные игры по правилам

безопасного поведения.

  1. Путешествие в прошлое «Откуда спички к

нам пришли? Откуда появился огонь?».

  1. Театрализованное представление по сказке

«Кошкин дом».

  1. КВН «Помни, друг, не забывай, правила

безопасности всегда соблюдай».

  1. Художественная мастерская – рисование

плакатов на тему «Правила пожарной безопасности».

  1. Викторина «Уроки безопасности в любимых

сказках».

В течение  двух недель

Коммуникация

  1. Составление творческих рассказов по

открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению  на темы:  «Из окна наша улица видна», «Я иду в детский сад», «Один дома» и другие.

  1. Проведение речевых игр: «Продолжи

предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка»,  «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.

В течение двух недель

Чтение художественной литературы

  1. Чтение художественной и познавательной

литературы.

  1. Экскурсия в городскую библиотеку и

библиотеку МОУ «СОШ № 14».

  1. Подбор книг  о правилах безопасного

поведения.

  1. Заучивание стихотворений.
  2. Конкурс чтецов «Стихи о безопасном

порядке».

  1. Литературная викторина «Каждый

маленький ребёнок это должен знать с пелёнок».

В течение двух недель

 

Социализация

  1. Дидактические игры на тему «Правила

безопасного поведения дома, на улице», «Дорожные знаки, «Правила пожарной безопасности» и другие.

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь»,

«Путешествие по городу», «Общественный транспорт» и др.

  1. Театрализованные игры по произведениям.
  2. Театрализованное представление «Колобок

на новый лад».

В течение двух недель

Музыка

  1. Слушание музыкальных произведений и

пение песен в соответствии с темой проекта.

  1. Конкурс «Угадай мелодию».

В течение двух недель

Художественное

творчество

  1. Проведение продуктивной деятельности

в соответствии с темой проекта.

  1. Творческий конкурс рисунков и плакатов на

темы:

  • «Беречь природу – значит беречь Родину».
  • «Природа задыхается, опомнись человек!».
  1. Оформление коллажа «Правила безопасного

поведения».

  1. Участие в творческих городских и

всероссийских конкурсах по теме проекта.

  1. Конструирование из спичек.

В течение двух недель

Познание

  1. Беседы познавательного характера на темы:
  • «Что я знаю об огне»;
  • «Опасность на улице»;
  • «Контакты с животными»;
  • «Правила поведения в лесу» и другие.
  1. Проведение экскурсий  по улицам города,

к светофору, к перекрёстку.

  1. Создание фотовыставок на темы:
  • «Я - пешеход»;
  • «Правила дорожного движения»;
  • «Познаём и исследуем».
  1. Составление плана микрорайона, в котором

находится детский сад.

  1. Работа с картой города.
  2. Работа с практическим материалом:

фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями.

В течение

двух недель

Физическая

культура

  1. Проведение подвижных игр: «Палочка –

выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие.

  1. Проведение спортивных игр в соответствии

с временем года.

В течение  двух недель

Здоровье

Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.

В течение двух недель

Труд

  1. Знакомство с предприятиями Братска,

профессиями людей.

  1. Встречи с представителями различных

профессий.

  1. Создание листовок «Берегите свой город!».
  2. Проведение трудовых десантов.
  3. Участие в городских экологических акциях:

«Сбережём энергию», «Мусор – дело серьёзное», «Чистая вода» и другие.

  1. Экскурсии на предприятия города.
  2. Наблюдения за работой

специализированных машин «Машины – наши помощники».

В течение двух недель

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Круглый стол «Правила безопасного поведения» (совместная встреча родителей и детей).

Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).

Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта.

Творческий марафон макетов и поделок на тему «Правила безопасного поведения».

Художественная мастерская: рисование плакатов и рисунков на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие.

Создание листовок «Берегите свой город!».

Проведение трудовых десантов.

Встречи с представителями различных профессий.

Участие в сборе материалов для мини-музея.

Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми).

     Викторина «Это должен знать каждый!»

В течение двух недель

 

Работа с педагогами

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

      Показ интегрированной непосредственно образовательной деятельности  «Правила дорожного движения».

      Викторина «Это должен знать каждый!».

      Консультация «Как научить ребёнка соблюдать правила безопасного поведения».

В течение двух недель

Заключительный этап

  1. Смотр – конкурс «Лучший центр «Безопасность».
  2. Проведение выставки рисунков, плакатов для родителей, детей, педагогов на тему «Соблюдай правила безопасности» (дети проводят сами).
  3. Презентация и викторина «Уроки безопасности  в любимых сказках».
  4. Театрализованное представление «Колобок на новый лад» с участием детей подготовительной группы.

6. Предполагаемые результаты:

     Формирование разносторонних знаний о правилах безопасного поведения, умений находить выход из любой ситуации.

     Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.

     Воспитание чувства самосохранения, осторожности, ответственности.

7. Механизм оценки результатов:

   Для того, чтобы оценить  результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:

  • Анализ работы по плану.
  • Самоанализ педагога.
  • Оценка практической значимости проекта.

8. Перспективы работы

Продолжать работу по формированию основ безопасного поведения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...