«Как звери готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Столяр Наталья Сергеевна

 

Непосредственная образовательная деятельность на первую категорию

в старшей группе по формированию

элементарных экологических представлений

 

Образовательная область «Познание»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

Дошкольное отделение

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе по формированию

элементарных экологических представлений

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Образовательная область «Познание»

Воспитатель:

Наталья Сергеевна Столяр

2013 г.

Методическая информация

Тема НОД,

форма НОД

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Форма: Игра –прогулка по осеннему лесу.

Основная комплексная образовательная программа

«Программа воспитания и обучения  в детском саду» под ред. М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе – активное участие каждого ребёнка в занимательной, познавательной деятельности.

Образовательная область: Познание (формированию элементарных экологических представлений)

Интеграция областей:

ОО «Коммуникация» - развивать  общение со взрослыми и сверстниками, уточнять их ответы.

ОО «Здоровье» - профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

ОО «Художественная литература» - правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

ОО «Социализация» - воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость..

Форма организации детей: Подгрупповая

Цель НОД

Цель: Организовать познавательную и продуктивную(конструктивную) деятельность детей 

Образовательные: Систематизировать знания детей о жизни диких животных; как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Развивающие: Уточнить граматическое понятие слов, обозначающие предметы, группировка слов по вопросу кто?, работать над развитием словарного запаса Развивать мышление,  зрительную память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД ( к чему должен стремиться воспитатель)

Формировать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для разрешения проблемных ситуаций

Развивать нравственные качества: доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, поощрение проявлений находчивости, взаимовыручки

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

-Cлайды с картинками

Раздаточный материал:

-цветные карточки 4 шт.(белая, зеленая, красная,желтая) на каждого ребенка

-картинки с изображением диких животных

-картинки с изображением пищи животных

- кленовые листочки на каждого ребенка

-альбомные листы

-цветные карандаши

ИКТ:

- презентация Power Point  «Как звери готовятся к зиме?»

Методы и приемы

1)Сюрпризный момент 2)Игровой: проведение физкультминутки 3)Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.4)Наглядный-показ иллюстраций 5)Практический-дидактические игры.

Ход непосредственной деятельности

 п/п

Этапы НОД

 (структур-

ные

части)

Подробное описание АМО

 (активные методы обучения)

Описание действий

воспитателя

Предполагаемые действия и ответы детей

1.

Организационный момент (Вхождение или погружение в тему)

Формирование позитивной мотивации на предстоящую совместную образовательную  деятельность

Активизация умственной деятельности

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть.

Ой ребята а к нам пришел  еще один гость, посмотрите (слайд).

Ребята кто это?

Давайте поздороваемся с ним!

С-Л пришел к нам  в гости, чтобы узнать почему вокруг все изменилось: на деревьях нет листвы, нет травы, холодно, а когда гулял по лесу, то ни встретил своих друзей диких животных.

Ребята, поможем с-л понять почему так все вокруг изменилось.

Дети стоят вокруг воспитателя

Дети здороваются с гостями.

Старичок-лесовичок

Здороваются

Поможем

2.

2.

3.

Интерактивная часть (Совместная игровая деятель-

ность)

Физкульт-минутка «Мишка».

Подведение итогов

Путешествие по лесу с использованием ИКТ

«Создание проблемной ситуации»

Цель: закреплять приметы времен года

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

«Создание проблемной ситуации»

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как звери готовятся к зиме

Активизация познавательной деятельности (внимание, мышление)

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

Похвалить детей с целью поддержания их интереса и положительного настроя на продолжение совместной деятельности

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

Цель: воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

.

Рефлексия деятельности детьми

Дать положительную оценку участия каждого ребёнка в совместной игровой деятельности

Послушайте стихотворение и  скажите о каком времени года идет речь?

Холод, ветер на дворе, руки мерзнут в ноябре, осень поздняя несет, первый снег и первый лед.

Назовите приметы поздней осени?

Ребята какие времена года бывают?

И у каждого времени года есть свои приметы.

С-Л предлагает поиграть в игру «Когда это бывает».

Давайте вспомним, какие цвета характерны каждому времени года.

Правильно! Присаживайтесь за столы. Послушайте правила игры: у вас на столах лежит 4 карточки разного цвета, все эти цвета характерны четырем временам года. Я буду задавать загадки, а вы будете отгадывать не словоми, а поднятием карточек, и обьяснять свой ответ. Готовы?

Загадки

1)Дел у меня не мало, я белым одеялом, всю землю украваю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня …..(Слайд)

2)Зазвенели ручьи, прилетели грачи, в дом свой улей пчела, первый мед принесла,кто скажет, кто знает, когда это бывает?..................................(Слайд)

3)Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница, кто скажет, кто знает когда это бывает?........................................(Слайд)

4)Дни стали короче, длиннее стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает?.........................................(Слайд)

Молодцы, все правильно!

С-Л предлагает погулять в осеннем селу. Согласны?

А чтобы в лесу мы не замерзли нужно  одеться теплее. Какую одежду мы  наденем, чтобы не замерзнуть?

Молодцы!

Перед прогулкой выполним игровое упражнение и отдохнем!

Новые сапожки наденем мы на ножки(ногу вперед на пятку-показать сапожки), теплый шарф завяжем (руки перекрестно к шее), и зиме мы скажем (покачивание из стороны в сторону) Здравствуй зимушка-зима(вытянуть руки вперед, развести в стороны) Не боимся мы тебя!

Ребята скажите  а зима какая? (Холодная,белая,снежная.) Снег какой? (Рыхлый, липкий, белый.), Мороз какой?(жгучий, сильный, трескучий),

Ветер какой? (пронизывающий, резкий, сильный), Деревья какие?(голые,сонные), Дни какие?(короткие, холодные).

Молодцы! А чтобы очутиться в лесу нам помогут волшебные  кленовые листочки.(раздать детям).

Встанем в круг, кружась, произнесем слова:раз, два, три, листочек клена помоги, оказаться нам в лесу.

Вот мы  и очутились в лесу на полянке! (Слайд)

Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а где же все звери, почему так тихо в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу одним словом?

Что значит дикие?

Назовите диких животных!

Скоро в лес придет зима и жизнь лесных зверей изменится. Как же звери готовятся к зиме мы сейчас с вами поговорим.

Отгадав загадку мы встретимся с лесным зверем: Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Слайд)

Как заяц готовится к зиме?

А зачем ему менять окраску меха?

Как заяц спасается от хищников?

Что помогает зайцу так быстро бегать?

А зимой зайчий дом где?

А  заяц делает запасы на зиму?( нет, он разгребает снег до земли, находит съедобные корешки и кору с веток ест).

Следующая загадка: Он  в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Слайд)

Чем медведь все лето и осень питается?

Медведь на зиму делает запасы?

Чем  медведь занимается зимой? (он впадает в спячку и спит в берлоге, в берлогу натаскивает подстилку-сухие листья, мох ветки.)

Совершенно верно. А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Наш мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, лапы в стороны развел, видно меду не нашел. Мишка в улей влез и вот (изображает походку медведя) Каплет с лапы сладкий мед (стукает пальцами по ладошке)

Следующий лесной житель: Кто в лесу зубами щелк, это бродит серый (Слайд)

Как же волк готовится к зиме?

А зачем ему такая теплая шерсть нужна?

Волк на охоту выходит один? (нет волки живут семьями-это волчья стая, днем они спят, а ночью охотятся)

На кого охотятся волки ?

Молодцы!

Отгадайте еще одну загадку: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу краса, кто это…(Слайд)

Как же лиса готовится к зиме?

А лиса меняет цвет шерсти?

Чем питается  Лиса зимой? (зайцами, и мышами).

А где она мышей  находит?( Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисы хороший.Услышит она как под снегом пищат и возятся и начинает разгребать снег).

Молодцы! Перед тем как отгадать следующего жителя давайте поиграем в игру «Зернышко»

Представьте себе, что вы маленькое зернышко, которое весной посадили вас в землю(Дети присели).Солнышко тепло нагрело землю, дождик теплый полил, зернышко проросло, стебелек потянулся к солнцу, выросли листочки, раскрылся цветок(Встают, тянут руки вверх, голову поднять). Все лето радовалось растение солнышку, качалось под ветром (Качают руками). Но вот наступила осень, подул холодный ветер (Опускают руки, голову).Солнце реже светит (Присели). Опали листочки, стебель согнулся, идет зима. А весной снова проснется (Встают), ведь корешок живой в земле остался.

Молодцы, след. житель леса: Сам зверек поменьше кошки, хвост пушистый и большой, ну и быстрые же ножки, скачут по лесу стрелой! (Слайд).

А как белка готовится к зиме?

А где живет белка зимой? (У белки есть дупло где она скрывается от морозов)

Белка делает запасы на зиму?

Ребята, а знаете ли вы других животных которые  тоже впадают в спячку как медведь?

Верно. Что можете о них рассказать?

Еж питается мышами, грибами, ягоды, а барсук желуди, насекомые, ягоды, лягушки.

Игра «Помоги животному»

Ребята сейчас я предлагаю вам  помочь лесным жителям. У каждого будет картинка с животным. Вам нужно выбрать еду, пищу который любит ваш зверек и накормить его, и объяснить свой выбор.

Картинки с изображением еды лежат на столе. Можете выполнять.

Проверка задания.

Молодцы ребята, накормили животных.

С-Л (Слайд) говорит вам большое спасибо. Теперь он знает почему так стало холодно и куда подевались его друзья звери.

С-Л  приготовил для вас пословицы о природе. Послушайте пожалуйста и объясните  как вы их понимаете!

  1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Правильно, у нас на участке есть кормушки и мы будем во время прогулки насыпать птицам корм. А в лесу зимой также подкармливают животных Человек по профессии лесничий.

  1. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Запомните эти золотые правила.

 Ребята давайте вспомним, каких зверей мы сегодня встретили?

Как их назвать одним словом?

Что у них общего?(тело покрыто шерстью, есть хвост, ходят на 4х лапах)

Молодцы, предлагаю вам нарисовать своего любимого животного.

Молодцы, ребята С-Л приготовил для вас угощенье за то что вы ему все рассказали и объяснили. Угощенье спрятал в группе в корзинке.(листочек а к немк приклеена конфетка) Можете искать.

А С-Л говорим Спасибо!

Дети: это поздняя осень

Дети: опавшая листва, появились первые заморозки, вода покрывапется коркой тонкого льда,

Осень, зима, весна, лето.

( зима-белый,весна-зеленый, лето-красный, осень-желтый)

Да!

Зима!потому что  все кругом покрыто снегом, холодно, лед на реках.

Весна! Снег

тает,  появляются ручьи, прилетели грачи, просыпаются насекомые.

Лето! Cолнце греет, все вокруг цветет, жарко.

Осень!Сиановится холодней, темнеет рано, листья на деревьях сначало желтеют, потом опадают.

Да!

Дети:куртку теп,шапку, сапоги, шарф, перчатки.

Дети выполняют вместе с воспитателем

Дети кружаться

Дети: у зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Дикие животные!

Живут в лесу, и сами добываю себе пищу.

Медведь, волк, лиса, белка, еж, заяц.

Заяц!

Заяц линяет м меняет окраску меха, летом он серый, а зимой белый.

Чтобы прятаться от хищников: лиса,волк.

Быстро убегает, запутывая следы.

Длинные и сильные задние ноги.

Днем спит в снежной яме, а в морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит еду  добывать.

Медведь!

Ягоды, грибы, муравьи,жуками,рыбой. А в голодное время может и травой, мхом, древесной травой.

Нет, он усиленно питается и накапливает жир на всю зиму.

Дети выполняют движения по тексту

Волк!

Он линяет, а шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой.

Ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

На зайцев, лосей, оленей, грызунов, птиц.

Лиса!

Лиса тоже линяет, шерсть у лисы вырастает теплая.

Нет, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама хищник.

Дети выполняют движения вместе с воспитателем

Белка!

Белки линяют, и меняет окраску меха. летом они носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью это рыжая шубка становится серой, густой и теплой.

Да, запасает корм, сушеные грибы, спелые орехи,

Еж, барсук

Они усиленно питаются,набирают запас жира.

Дети выполняют

Нельзя обижать животных и птиц. Когда мало еды, надо подкармливать птиц, строить им кормушки

Нельзя ломать деревья, рвать траву и цветы, обижать животных и насекомых, надо быть добрым

Дети отвечают на вопросы

Дети ищут сюрприз

Используемая литература, источники информации

1.«Программа воспитания и обучения  в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,  Т.С. Комаровой

2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного отделения

3. «Формирование элементарных экологических  представлений в старшей группе детского сада» И.А. Помораева, В.А.  Позина, 2007г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК животные К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ воспитатель Столяр Наталья Сергеевна

Слайд 2

Старичок- лесовичок

Слайд 3

Зимушка-зима

Слайд 4

Весна

Слайд 5

лето

Слайд 6

осень

Слайд 7

Летом заяц сер, сер. Летом заяц смел, смел. Можно под любым кусточком смело спрятаться в лесочке. Ну, а в стужу ледяную шубку я беру другую. Был я рыжевато-серым, стал белее снега белым!

Слайд 8

Мишка лапою мохнатой не спеша малину рвёт. Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. Лапу он зимой сосёт. Жир от холода спасёт. Спит в берлоге целый день. Выходить на холод лень.

Слайд 9

Серый, злой, голодный ходит волк зимой холодной. Соберутся в волчьи стаи, и охотниками станут. Убегай! Остерегайся! На зубок не попадайся!

Слайд 10

До чего же хороша эта рыжая лиса! Спать лисичке ни к чему. Можно поискать в лесу или зайца, или мышку, из-под снега хвать малышку! И хитра, и весела эта рыжая лиса!

Слайд 11

Далеко до холодов, но не для потехи я несу к себе в дупло ягоды, орехи. Чтоб зимой холодной мне не быть голодной.

Слайд 12

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы. Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий. Листья клена нанизал на свои иголки. Их несет к себе домой, стелет на кроватку, чтобы долгою зимой спать под елью сладко.

Слайд 13

Старичок- лесовичок



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска

дошкольное отделение

Самоанализ НОД

по освоению образовательной области «Познание»

на тему:  «Как звери готовятся к зиме»  

в старшей группе

Воспитатель:

Наталья Сергеевна Столяр

2013г.

        Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

        В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «Познание» была в интеграции с образовательными областями: здоровье, коммуникация, социализация, художественная литература. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Цель НОД: Организовать познавательную и продуктивную (конструктивную)   деятельность  детей 

Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение следующих задач:

Задачи  НОД:

  1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных; как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
  2. Уточнить граматическое понятие слов, обозначающие предметы, группировка слов по вопросу кто?, работать над развитием словарного запаса
  3. Развивать мышление,  зрительную память, внимание.
  4. Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы.

Методы и приемы:

1)Сюрпризный момент 2)Игровой: проведение физкультминутки 3)Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

- наглядные (показ иллюстрации, слайдов)

- практические (дидактические игры, динамическая пауза). 

        Во время НОД я использовала принципы здоровьесберегающих технологий, была постоянная смена деятельности, которая позволила предотвратить переутомляемость детей.

        Использовала следующие приёмы как: пояснения, напоминания, повторения, обобщения, собственные ответы.

        Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

        Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то я сама на него отвечала.

        Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход: малоактивные дети чаще вовлекались в беседу, им уделялось больше внимания (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания) .

        В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей не перебивать. Активизировала словарь, уточняла, дополняла.

        Для мотивации детей я использовала сюрпризный момент появления героя в гостях у детей, что вызвало у детей интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

        Основная часть НОД условно была разделена на этапы, этапы НОД взаимосвязаны одним сюжетом и плавно переходили из одного в другой.

Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество воспитателя и детей и направлена на решение поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

« Как звери готовятся к зиме?»

Систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме....

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"

В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...