Планирование работы с детьми по экспериментированию с детьми старшего возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кузнецова Елена Леонидовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_deyatelnost_v_starshikh_gruppakh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование

работы с детьми

 по экспериментированию

 с детьми

старшего возраста

Подготовила воспитатель

Кузнецова Е.Л.

Планирование работы с детьми по экспериментированию  старших группах

Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассматривать его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (все, что создано руками людей) миром.

Форма плана может быть выбрана педагогом произвольно. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учетом требований реализуемой в группе (или учреждений) программы воспитания и обучения детей.

Предлагаемые ниже материалы из опыта работы ДОУ могут быть использованы при планировании работы по экспериментированию с детьми разных возрастных групп в соответствии с требованиями трех комплексных программ дошкольного образования: «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Сообщество».

Старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

  • активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
  • классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
  1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды и природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, пень — ночь, месяц, сезон, год).
  3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).
  1. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  2. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  3. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий — тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Материалы для организации детского экспериментирования в групп

Старший дошкольный возраст: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки); мерные ложки; сита и воронки разного материала и объема; резиновые груши разного объема; половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет; резиновые и пластиковые перчатки; пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл; резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля; пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар); взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого; природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой); «бросовый материал» (кожа, поролон, пенопласт, коробки); технические материалы (гайки, болты) в контейнерах; прихватки, пинцеты с закругленными концами; увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки; рулетка, портновский метр, линейка, треугольник; часы механические, песочные; свеча в подсвечнике; календари (отрывные, перекидные); бумага для записей, зарисовок; карандаши, фломастеры; степлер, дырокол, ножницы; клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок; тальк, детский крем; тематические материалы («транспорт», «океан», «лес»).

Оборудование центров экспериментирования

Старший дошкольный возраст

Центры «Песок — вода» и «Наука и природа»: банки и оутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, панночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, формочки для печенья.

Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски; баночки, миски, палитры; бумага различного размера; восковые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щетки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы, яичная скорлупа; ножницы; обводки; оберточная бумага; пенопласт; пластилин, игровое тесто; пооперационные карты; пуговицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО; цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.

Центр «Кулинария»: блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатки, поварешка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вилки, ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; рецепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, терки, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печенья; электрическая духовка.

Манипулятивный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.

Центр «Литература»: алфавит буквы; бумага, ручки, прописи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотеки мистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражнения для пальцев рук; книжки-самоделки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной шмнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; )•; пличные виды театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планированиеработы с родителями на летний период средняя группа

Перспективное планирование работы с родителями на летний период средняя группа...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Календарно-тематическое планированиеработы с детьми ОВЗ и ЗПР

Распределение тем коррекционной работы на год...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...