Загадки старичка-лесовичка
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Оцелюк Людмила Васильевна

Знакомство с природой родного края, развитие воображения и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_starichka.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья;
  • Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;
  • Закреплять знания детей, о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;
  • Продолжить знакомить с природой родного края;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: набор картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и "Лиственные, хвойные", загадки о деревьях, конверты с заданиями, открытка с мелодией, самолетики с письмами.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и "Узнай по описанию", д/и "С чьей ветки детки".

Ход занятия:

        Ребята мы с вами живем на земле ханты и манси в Ханты-Мансийском округе. А в каком городе мы с вами живем? (Сургут) а какая речка протекает около Сургута? (Обь) А что находится вокруг Сургута? (леса, болота) Правильно, а какие деревья растут в нашем лесу? (Дети называют деревья, какие они знают, опираясь на картинки. Хотите послушать сказку про деревья?

"Жили   -   были   деревья   -   подружки:

Елка-Зеленушка.

Береза - Веселушка.

Рябина - Краснощечка.

Сосна - Стройнушка.

        Они жили дружно, радовались недолгому северному лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

        Елка - Зеленушка: "Лучше меня, ели, вы не найдемте, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственней шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

        Сосна - Стройнушка; "Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

        Рябина - Краснощечка: "Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее

меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так - вот!

        Береза - Веселушка: "А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: "Белая береза под моим окном..." Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!"

(воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)

        Что случилось далее, мы узнаем позже. А сейчас давайте познакомимся с лиственными и хвойными деревьями. Чем отличается хвойное дерево от лиственного. Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес: Там полным- полно чудес.  В нем живут дары природы Для людей и лесного народа.

        Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? И с деревьев слетают? (листья) Правильно. Давайте превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.

"Раз, два, три, повернись и в листочки превратись"

        Вот и стали мы осенними листочками.

(В это время в группу влетает самолетик - письмо. Воспитатель читает.)

        "Я старичок - лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется отгадать мои загадки. Все они спрятаны в чудо - коробе. Отгадайте и дорога домой вам открыта"

        Ну что ребята давайте искать домой ведь хочется.

(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

        Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)

        Здесь что-то написано: "Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят" (грибы).

        Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, деля их на съедобные и не съедобные. И выясняют, а можно ли мять грибы? Что можно из них приготовить? Если суп из грибов, то он какой? (грибной) А икра? (грибная) если пожарить, то грибы какие? (жареные) молодцы все знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок -лесовичок? (звучит музыка). Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй).

В конверте лежат ягоды, дети отгадывают загадку:

«Мы бываем разные

Голубые, красные

Мы на кустиках растем

Ешьте нас утром и днем».

Да дети, это ягоды, а какие ягоды растут в наших лесах и на болотах? (клюква, брусника, черника, голубика, морошка)

А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)

Из брусники какое варенье? (брусничное)

Компот из черники? (черничный)

Из клюквы морс? (клюквенный)

В это время звучит музыка

Ой, листочки слышите музыку, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.

Физ. минутка:

Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.

Ветер дерево качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон, два наклон

Разлетелись листья вон.

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте? Воспитатель читает загадку:

Летом шубу надевает,

А зимой ее снимает.

(дерево)

        Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Давайте их отгадывать.

Воспитатель выставляет на мольберт карточки из д/и "Хвойные, лиственные" и читает загадки.  

 

1) Ее   всегда   в  лесу   найдешь   -

Пойдем гулять и встретим

2) Стоит      колючая      как      еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

3) Весною        зеленела,

Летом загорела

Осенью красные бусы одела (рябина)

3) Клейкие листочки

Зеленые листочки

С белою корою

Стоит под горою. (береза)

4) У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

        Дети показывают отгадку. В конце делят деревья: хвойные и лиственные.

        Звучит музыка

        Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: "Раз, два, три повернись и в детишек превратись!"

        В группу влетает самолетик - письмо.

        "Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом. Ваш старичок - лесовичок."

        Дети находят конверт с осенними листочками и дарят их гостям.

        Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружек. «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста «Осенние загадки Старичка-Лесовичка»

Развлечение можно использовать на осеннем празднике для детей младшей или среденей группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Загадки старичка - лесовичка»

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста образовательная область "Речевое развитие", "Познавательное развитие"...

Конспект интегрированного занятия (старший дошкольный возраст) "Загадки старичка - лесовичка"

Интегрированное занятие по образовательным областям ФГОС ДО....

Загадки в играх и развлечениях. Берестяной кузовок старичка Лесовичка

Закрепление навыков речи-доказательства, развитие навыков речи- описания...

Экологическая викторина для дошкольников "Загадки старичка - Лесовичка"

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....