Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Зимина Наталья Николаевна
Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда» Разделы стандартов: 1) ознакомление с окружающим и социальной действительностью 2) развитие представлений о человеке в истории и культуре 3) речевое развитие 4) изобразительная деятельность (рисование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  комплексное занятие на тему:

«Знакомство с обобщающим понятием  «Посуда»

Разделы стандартов:

  1. ознакомление с окружающим и социальной

                                                                                               действительностью

                                                                                          2) развитие представлений о человеке в

                                                                                              истории и культуре                      

                                         3) речевое развитие

                                                                                         4) изобразительная деятельность (рисование)

Воспитатель: Зимина Н. Н.

         2 младшая группа

Цели занятия:

Образовательные: учить детей находить сходство и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие. Познакомить с родовым понятием «посуда».Учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции. Уточнить и активизировать качественный и предметный словарь по теме.

 Развивающие: развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и память.

Воспитательные: бережное и заботливое отношение к окружающим  предметам, которые сделаны руками людей.

Материал к занятию: картинки с изображением чайной , столовой и кухонной посуды, предметы чайной, столовой и кухонной посуды, кукла, рабочие тетради «Здравствуй, мир!» (на каждого ребёнка), цветные карандаши, игрушки,  скатерть, салфетница с салфетками, картинки с изображением деревянной посуды из Хохломы и фарфоровой из Гжели, краски, пробки, листы белой бумаги (трафареты), цветочный горшок, ваза для цветов, ведро.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из произведения К. Чуковского:

  И помчалися по улице ножи:                         Вдоль по улице несутся--

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»   Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

 И кастрюли на бегу                                         На стаканы—дзынь!—натыкаются,

 Закричали утюгу:                                             И стаканы—дзынь!—разбиваются.

 «Я бегу, бегу, бегу,                                          И бежит, бренчит, стучит сковорода:

 Удержаться не могу!»                                      «Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?»

 Вот и чайник за кофейником бежит,               А за нею вилки,

 Тараторит, тараторит, дребезжит…                Рюмки да бутылки,

 А за ними блюдца, блюдца—                           Чашки да ложки

 Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!                              Скачут по дорожке.

Воспитатель. Дети, от кого это убегает посуда, как вы думаете? ( Ответы детей)

 Сегодня к нам в гости пришла бабушка Федора (кукла). Она очень расстроена—не знает, почему от неё сбежала вся посуда. А вы знаете? (Ответы детей) Давайте, дети, расскажем Федоре, для чего нужна посуда и как с ней надо обращаться.

На доске вывешены картинки с изображением посуды.

Воспитатель. 

Ты знаешь, какая бывает посуда                  

Кофейники, чайники, чашки, стаканы--

И как без неё нам приходится худо?            

О них вспоминаем мы утречком рано.

Попробуй поесть без тарелки и ложки…      

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…

Без миски никак не накормишь и кошки!    

Всегда всю посуду в порядке держи.

(Л.Г.Парамонова)

 Дид. игра  «Что здесь лишнее?»

Воспитатель.А сейчас помграем. Я поставлю на стол несколько предметов.Здесь будут не только предметы посуды, но и другие предметы, которые к посуде не относятся. Попробуйте догадаться, что же здесь лишнее, что не относится к посуде?

  Воспитатель ставит четыре предмета. Из них три предмета посуда, а один не относится к посуде, но близок к ней по некоторым признакам: горшок для цветов, ваза, ведро, салфетница. Когда ребёнок назовёт лишние предметы, воспитатель спрашивает, почему он так решил. (Потому что в нём нельзя приготовить пищу и из него не едят и не кладут в него еду.) Игра проводится 3-4 раза.

 (Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Каждому ребёнку выдаётся рабочая тетрадь и цветные карандаши)

Упражнения в рабочей тетради:

  1. Беседа по картинке «Семья готовится пить чай»

-Кто нарисован на картинке? (мама, папа, девочка,мальчик, родители и т.д.)

-Сколько взрослых (детей) на картинке?

-Как вы думаете. Как их всех можно назвать одним словом? (семья)

-Что стоит на столе? (дети самостоятельно перечисляют те предметы, которые знают, например, чашка, чайник, блюдце, ложка, остальные они назовут с помощью воспитателя (маслёнка, салфетница, хлебница, сухарница, сахарница)

 -Эта посуда нам нужна, чтобы пить чай. Значит, эта посуда называется как? (Чайная)

  1. Помоги художнику дорисовать рисунки.

-Что нарисовано на картинке?

-Чего не хватает у чашки? (у чашки не хватает ручки.)

-Чего не хватает у чайника? (у чайника не хватает носика.)

-Выберите нужный карандаш и закончите рисунок.

  1. Поставь чашку на блюдце.

-Что нарисовано на картинке7 Чашка, стакан, кружка и блюдце.

-Чем они похожи?

-Что из них можно пить? (чай, кофе, какао, молоко, компот, кисель, сок, воду.)

-Чем они отличаются?

-Какого цвета чашка (кружка)?

-Есть ли на картинке посуда такого же цвета, как чашка?

-Поставь чашку на блюдце (проведи линию от чашки к блюдцу).

  1. Найди две одинаковые чашки.

-Чем отличаются чашки, нарисованные на картинке?

-Какая чашка здесь лишняя? (Лишняя большая чашка, так как остальные чашки—маленькие . Лишней может быть и зелёная чашка с жёлтой полосой, так как у неё одна полоса, а у всех остальных чашек—две.)

-Есть ли среди этих чашек одинаковые?

-Чем похожи эти чашки?

Воспитатель. За посудой надо ухаживать. Что нужно делать с посудой после еды, после приготовления пищи? (Мыть.) А зачем мыть посуду? (Чтобы была чистая, чтобы не было микробов, чтобы было приятно в следующий раз пить чай и т.д.) А ещё для того, чтобы наша посуда не убежала. Ребята, а вы помните, от кого убежала грязная посуда? (От Федоры).

Посуда не любит быть грязной. Ей нравится сверкать, блестеть, искриться и т.д. А у Федоры посуда пылилась, грязнилась. Надоела посуде такая жизнь и убежала она от Федоры.

Воспитатель. Ребята, а кто помогает дома маме мыть и вытирать посуду? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть на ковре. Проводится физминутка.

Физминутка. Наши руки были в мыле,       

                         Мы посуду сами мыли,

                         Мы посуду мыли сами,

                         Помогали нашей маме

Воспитатель. 

Мыла посуду Танюша—и вдруг                

Вырвалось блюдце случайно из рук.          

«Не огорчайся, что блюдце разбилось,

Жалко Танюше, что блюдце разбила.        

Смотрит на пальчики: «Как вы неловки!»

Мама погладит её по головке:

Блюдце красивым фарфоровым было…    

Важно—посуду ты мыть научилась!»

(В.И.Мирясова)

Дид. игра «Разрезные картинки» ( на ковре) Воспитатель выкладывает на полу «осколки» (из цветного картона) и предлагает детям «склеить» разбитые тарелки.

Воспитатель. Посуду делают из  разных материалов. Из какого материала сделана кухонная посуда? (Из металла) Почему? (Металл не боится огня, в такой посуде можно готовить.)

Воспитатель. А из чего сделана столовая и чайная посуда? (Из глины, фарфора). Это очень хрупкий материал, его легко разбить. Поэтому с чайной и столовой посудой нужно обращаться очень бережно.

Дид. игра «Что из чего сделано?»

Воспитатель выставляет на столе предметы посуды, сделанной из стекла, фарфора (керамики), металла, дерева и пластмассы. Детям предлагается: «Назовите предмет и отгадайте, из какого материала он сделан».

На доске вывешены картинки с изображением изделий из Хохломы и Гжели.

Воспитатель. А как вы думаете, кто всю эту посуду сделал? (Люди.)Да, её сделали мастера. Они не сразу научились делать такую красивую посуду, они много учились, очень старались, и посуда получилась красивой. Может быть, вы, когда вырастите, тоже станете мастерами и сможете сделать тоже очень красивую посуду. Хотите тоже нарисовать красивые тарелочки? А давайте подарим их нашей гостье—Федоре Егоровне?

 Детям раздаются бумажные круги, краски, кисти, штампы (из картофеля, пробок, моркови), ватные палочки. Воспитатель предлагает украсить тарелки, чтобы все они понравились гостям.

Дети прощаются с Федорой Егоровной  (воспитатель уносит куклу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос

Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...

Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)

Формировать  понимание и употребление обобщающего понятия посуда.    Уточнить названия и назначение предметов посуды.    Ввести в речь детей названия предметов...

Конспект комплексного занятия по теме: "Знакомство с книгой".

Презентация и конспект открытого урока чтения, посвященный знакомству с книгой неслышащих дошкольников младшего возраста....