Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Болдырева Юлия Викторовна

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_konkursa.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  НОД «Познание» в подготовительной группе «Возвращение пингвиненка Ло-ло».

Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.

Образовательные задачи:

1) дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;

2) формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.

Развивающие задачи:

1) развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

2) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;

3) развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, Антарктида, поморник, морской леопард, косатка);

4) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.

Воспитательные задачи:

1) воспитывать бережное отношение к природе;

2) воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Коррекционно-профилактические задачи:

1) формировать потребность в двигательной активности;

2) развивать мимические мышцы.

Оборудование и материалы:

- картонное яйцо;

-  глобус;

- макет Антарктического материка;

- удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках;

- «осколки» картонного яйца с цифрами;

- панно с перечнем морских обитателей;

- видео-и аудиосопровождение;

- перья птиц, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо.

Домик круглый, домик белый,

И на вид вполне он целый.

Когда же треснул, наконец,

На волю выскочил птенец!

(яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,

И похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Догадайтесь! Я...

Дети: Пингвин.

Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.

Дети:

1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.

2. У них есть туловище, покрытое перьями.

3. На туловище расположены крылья.

4. У птиц две ноги, один хвост.

5. Все птицы откладывают яйца.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.

Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?

Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.

Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?

Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.

Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту)

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,

И вмиг все скорлупки свои растеряло.

Если скорлупки в яйцо соберем,

Место узнаем и карту прочтем.

Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то на обратной стороне получится карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте?

Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида.

Ребенок:

Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.

Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находится этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Воспитатель: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в Антарктиду на поиски родителей пингвиненка. А заодно мы с вами исследуем этот материк.  Вы готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль. Звучит запись гудков корабля) Чтобы быстро попасть в Антарктиду, нужно сказать слова:

Волшебный глобус я кручу,

В Антарктиду я  хочу!

(Видеофрагмент о проплывающих айсбергах)

 Воспитатель: 

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,

И плывут вдали

Ледяные корабли.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Об айсбергах.

Воспитатель: Почему айсберги плывут?

Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.

Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?

Дети:

- У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.

- Поэтому они очень опасны для кораблей.

Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?

Дети: Они начинают подтаивать.

(Ребенок смотрит в подзорную трубу)

Воспитатель:

Ой, смотрите!

Вот видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

«Ледовитая» земля –

Берега просторные.

Малый ход! Машина стоп!

Вместе: Здравствуй, Антарктида!

(Дети выходят с корабля. Звучит фрагмент ветра)

Мед. сестра:

Как же холодно в Антарктиде!

Мы с вами идем вперед,

Очень удивляемся:

Слева – лед, и справа – лед,

Даже перед нами лед.

Где же он кончается?

Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:

Три пингвина шли домой

(Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,

(Поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом,

(Руки на уровне груди)

А сынок Малышка просто.

Очень маленький он был,

(Приседают)

Еле-еле сын ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Пингвин наклоны делать рад,

Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Влево, вправо, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.

Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда.

Здесь птицы не поют никогда.

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по берегу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

И кто у пингвина друг?

Воспитатель: В Антарктиде растут деревья, кустарники, леса? Почему?

Дети:  Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит.

Воспитатель: А могут ли жить в Антарктиде люди?

Дети: Нет, там нет городов.

Воспитатель:  Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.

Воспитатель: Кто у пингвина друг?

Дети: Другие пингвины и человек.

Воспитатель: Люди в Антарктиде животных не обижают, не охотятся на них, не пугают, не дразнят, - такой здесь строгий закон. Поэтому пингвины относятся к человеку с доверием.

Воспитатель: Помимо друзей у пингвинов есть и враги. Кто они?

Дети: поморник, морской леопард и касатка.

Воспитатель: (показывает слайд) Смотрите, ребята, в небе какая-то птица, похожая на чайку, только крупнее и крепче. На вид – ничего особенного! Обыкновенная птица! А оказывается – нет. Это знаменитый поморник, один из самых свирепых хищников среди птиц. Он никого не боится, даже людей. Беда пингвину, если он попадется на глаза поморнику – налетит и, как пикой, пронзит тело пингвина острым клювом.

Воспитатель: (показывает слайд) Это морской леопард. На добычу морские леопарды нападают в воде и там же убивают

Воспитатель: (показывает слайд) Еще один враг пингвинов – касатка. Ее любимый охотничий прием – используя рельеф местности, прятаться и охотиться из засады

Воспитатель: В. Животные эти очень опасны. Как же быть пингвинам? Как им спасаться? Что они делают, когда видят опасность на суше?

Дети: Пингвины беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями- ластами и торопливо уводят пингвинят подальше. Или прыгают в воду.

Воспитатель:  А если опасность в воде?

Дети: Они наоборот выпрыгивают из воды.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о пингвинах, какие они?

Дети:  Пингвины очень красивые в своих черно- белых шубках, важные, будто в Антарктиде они самые главные, умные, любопытные, ловкие и быстрые в воде, медлительные на суше, крепкие, упитанные, похожие на человечков.

Воспитатель: Все, как один...

 Дружно прыгают в воду,

... - никогда не летают,

... - в море страха не знают,

... - в море быстро плывут,

... - стаей дружно живут.

... - Фраки черные носят,

... - лучшей жизни не просят,

... - любят снежные льдины.

Воспитатель: Есть очень интересная особенность, пингвины боятся заходить в воду, так как их там поджидают многочисленные хищники, морские леопарды, морские котики, морские львы, акулы, касатки, и порой они собираются огромной толпой на побережье. При этом могут стоять в ожидании до получаса, пока кто-нибудь не прыгнет в воду первым и следом за ним вся стая устремляется в воду. В воде они так же держатся стаей, вместе охотятся и на сушу выбираются тоже сообща. Выскакивая на берег, пингвины могут выпрыгнуть из воды на высоту до двух метров.

Воспитатель: Антарктида является самой холодной областью в мире. И пингвины в таком суровом климате высиживают яйца. Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими?

Дети:

- Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.

- Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод.

Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же, пришло время отыскать маму и нашего пингвиненка. Для этого поиграем в игру «Мама Ло-ло». На слайде размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы и папы Ло-ло, а вы внимательно посмотрите, и назовите ее номер. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком. А папа – самый умный

(Ответы детей)

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью. За вашу помощь семь пингвинов дарит вам свою фотографию, но она черно-белая, а вы сможете ее раскрасить. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад.

Волшебный глобус кручу,

В детский сад попасть хочу!

До свиданья Антарктида!

Здравствуй дом, родная земля!

Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

Конспект занятия. Подготовительная группа. ОО Познание (формирование элементарных математических представлений).

Тема: "В гостях у друзей"Программное содержание:  закрепить понятие соотношение количество предметов с цифрой, обозначающей это количество. Закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный)....

Конспект в подготовительной группе "Путешествие по сказкам"

Сказкатерапия для детей подготовительной группы....

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (окружающий мир) Подготовительная группа Тема: «Путешествие по Антарктиде»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (окружающий мир)Подготовительная группаТема: «Путешествие по Антарктиде»...