Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.

          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи.

          3. Воспитывать  бережное отношение к старинным предметам музея.

          4. Уметь видеть и чувствовать красоту рукотворных изделий.

          5. Передать детям трепетное и бережное отношение наших предков к орудиям труда.

          6. Заострить внимание на понятии «Золотые руки мастерицы», показать детям виртуозность и сложность ткацкого ремесла.

          7. Соединить содержание сказки с реальностью крестьянской жизни.

          8. Учить детей чувствовать и понимать  выразительно – изобразительные средства сказки.

          9. Обогащать речь детей фразеологизмами.

        10. Учить понимать переносное значение.

         

Оборудование:

1.      Экспонаты музея (элементы ткацкого станка, прялка, челноки, веретена, гребни).

2.      Фотоматериал (фотографии с изображением пряхи за работой)

3.      Муляж блюдечка и яблока

4.      Запись русских народных мелодий на CD диске 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»

Провела: воспитатель Бобкова И. И.

Содержание занятия:

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.

          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи.

          3. Воспитывать  бережное отношение к старинным предметам музея.

          4. Уметь видеть и чувствовать красоту рукотворных изделий.

          5. Передать детям трепетное и бережное отношение наших предков к орудиям труда.

          6. Заострить внимание на понятии «Золотые руки мастерицы», показать детям виртуозность и сложность ткацкого ремесла.

          7. Соединить содержание сказки с реальностью крестьянской жизни.

          8. Учить детей чувствовать и понимать  выразительно – изобразительные средства сказки.

          9. Обогащать речь детей фразеологизмами.

        10. Учить понимать переносное значение.

         

Оборудование:

  1. Экспонаты музея (элементы ткацкого станка, прялка, челноки, веретена, гребни).
  2. Фотоматериал (фотографии с изображением пряхи за работой)
  3. Муляж блюдечка и яблока
  4. Запись русских народных мелодий на CD диске

Ход занятия:

 

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и предлагает им послушать русскую народную сказку «Хаврошечка».

Предлагает детям вспомнить, чем же сказка отличается от других литературных произведений.

Ответы детей: волшебством, говорящими животными, превращениями, сказочными словами.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы.

Начинается чтение сказки до слов: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят, к завтрашнему дню мне велят 5 пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать».

Воспитатель обсуждает с детьми значение слов: «журят» (ругают), «пять пудов» (вес больше веса ребенка).

Воспитатель спрашивает у детей, понимают ли они, о чём идёт речь, видели ли они пряжку и ткацкий станок. Может, это очень легкое поручение дала мачеха Хаврошечке.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает взять серебряное блюдечко и наливное яблочко, попросить блюдечко показать, как жила Хаврошечка.

После этого дети заходят в музей.

Воспитатель показывает экспозицию музея, объясняет, что забот у женщины в хозяйстве было очень много, орудия женского труда были очень тяжелые и требовалось от работницы не только ловкости, но и выносливости.

Затем подводит детей к той части композиции, где выставлены прялка, челноки, гребни, элементы ткацкого станка. Воспитатель рассказывает детям о прядении и ткачестве, используя дополнительный раздаточный фотоматериал. Даёт детям возможность прикоснуться к орудиям труда, рассмотреть их.

С конца октября, когда заканчивались полевые работы, женщины садились за прядение. Девочки начинали прясть с 10 лет, постепенно обретали сноровку и становились опытными пряхами.

Сам процесс прядения не сложен, но он требует умения. Главными инструментами для получения нити были веретено и прялка.

Веретено – круглая, заостренная с двух сторон палочка, на нижний конец её надевают грузик – «пряслице» - чтобы веретено вращалось равномерно.

Прялка  состояла из 2-х частей: донца и вставляющегося в неё навершия с лопастью, которая украшалась резьбой.

Пряха закрепляла на лопасти кудель (пучок волокна), садилась на донце, вытягивала левой рукой прядь из кудели, а правой быстро вращала веретено. Это требовало от неё большой ловкости и мастерства. Чем тоньше и ровнее была нить, тем лучшего качества получалось полотно, тем выше ценилась её работа. Золотыми называли руки умелиц, которые создавали удивительные вещи.

С началом весны в избу вносили ткацкий станок, он представлял собой раму на подставках, на которую натягивались нитки, за счет их переплетения получалась ткань. Переплетались они при помощи челнока (утка, уточной нити).

Получалась сероватая или желтоватая ткать. Чтобы её отбелить, нужно было опустить в котел с горячим специальным раствором, а потом расстелить на солнце для высыхания.

Воспитатель спрашивает детей, что они запомнили. Как, на их взгляд, Хаврошечка могла справиться со всей  работой к завтрашнему дню.

Ответы детей. (труд пряхи тяжелый, кропотливый, требует мастерства, продолжителен по времени)

Затем благодарим серебряное блюдечко за то, что оно показало, и предлагаем детям поиграть в  игру «Веселая ткачиха» (приложение).

 

Наткали мы полотна, помогли Хаврошечке, ну а что же дальше с ней случилось?

Воспитатель дальше читает сказку.

Воспитатель задает детям вопросы:

 - какие сказочные моменты запоминаются детям?

 - просит охарактеризовать Хаврошечку (добрая, трудолюбивая, старательная)

 - спрашивает, как дети понимают слова «Есть на свете дети хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

 - как добро победило зло в этой сказке?

 - почему говорят «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок»?

 - чему научила эта сказка детей?

 

Приложение

По считалочке выбирают «челнока»,  остальные делятся на 2 стенки, это ткацкий станок. Взявшись под руки, стенки хотят друг другу на встречу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

                                                                      «Я веселая ткачиха,

                                                                       Хорошо умею ткать

                                                            Пинч-понч, клепу-клепу

                                                          Хорошо умею ткать».

Челноки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т.е. когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается всё меньше времени, чтобы успеть пробежать, и наконец они оказываются «затканными» в станке, т.е. зажатыми между стенками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Чтение художественной литературы на тему: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди»»

Цель:1)закрепить малые формы фольклора:потешки,песенки,колыбельные;2)познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси-Лебеди";3)развивать интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"...