Конспект НОД: "Загадки матушки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тарасова Татьяна Николаевна

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии: «Загадки Матушки Природы»
старшая группа

Интеграция образовательных областей:  социализация, коммуникация,  чтение произведений художественной литературы, познание.

Программные задачи: Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: костюм для Матушки -Природы, глобус, разрезные картинки  -животные (10 шт.), презентации для детей: «Загадки матушки природы», «Правила поведения в лесу», медальки для детей «Умницы и умники»

Предварительная работа: чтение произведений о животных, птицах, насекомых  И. Соколова – Микитова,  Г.Скребицкого;  загадывание загадок;  рассматривание иллюстраций о природе, о правилах поведения в природе; просмотр презентаций для детей: «Животные леса», «Птицы»; разучивание стихотворений;  беседы.

Методические приёмы: сюрпризный момент; стихи; вопросы к детям; подвижная игра «Совушка»;  релаксация;  настольная игра «Сложи картинку».

Содержание организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: (читает стихотворение, под тихие звуки природы входит Матушка – Природа)

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли зовется этот дом.

-Ребята, к нам в гости пришла Матушка – Природа, давайте поздороваемся.

Матушка – Природа: Здравствуйте, дорогие дети.

- Скажите мне, пожалуйста, что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относиться к живой природе, а что к неживой?

- Почему деревья , цветы, насекомые – живая природа?

- почему небо, вода, почва, камни – неживая природа?

- Расскажите, кто живёт в лесу?

- Ребята, я приготовила для вас викторину с загадками, попробуем отгадать?

Презентация для детей: «Загадки Матушки – Природы»

- Какой лесной зверь сушит себе грибы на ветках?

- Какой страшный зверь падок до малины?

- Какое животное не впадает в зимнюю спячку?

- Какие птицы роют себе норы по берегам рек?

- Назовите птицу, которая прилетает к нам самая первая весной и улетает самая последняя осенью?

- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками?

- Зверёк этот живёт в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок находит. Увидеть его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли.

- Мелькнула в траве и скрылась, только её и видели, ну, а если всё – таки схватит враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберётся,  что к чему – она скроется, а хвост новый отрастёт.

- Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы у нег длинные и острые.

- Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне?

- Птенцы какой птицы не знают своей матери?

Молодцы, ребята, вы всё правильно ответили! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру

«Совушка»

(Воспитатель читает стихотворение, Матушка – Природа играет в игру с детьми)

«Утром солнечным у сов дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь. А работу совам в ночь.

Только вечером от сов мыши – двери на засов».

Матушка – Природа: Ребята, а вы любите отдыхать на природе: в лесу, на берегу реки? Бывая на природе, отдыхая в лесу нельзя забывать о правилах поведения, нужно уважать лесных жителей и их лесные законы, не нарушать тишину. Беречь природу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и расскажем Матушке – Природе как надо вести себя в природе. (дети рассказывают стихотворение и одновременно показываем слайды из презентации: «Правила поведения в природе»)

Стихи:

1. Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!

2.  Без взрослых с огнём -развлекаться опасно! Закончиться может забава –Ужасно!

В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится, начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!

3. Нельзя  стекло в лесу кидать,  нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны – о них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться – в больнице можно очутиться!

И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны…

4. Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром!

 Чтобы лес красив был и здоров,  без личинок вредных и жуков,

 Муравьи на страже день и ночь:  гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!

5. В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди !

Без насекомых лес, друг мой и одинокий, и пустой…

Просмотр кадров из презентации и кратко рассказать о других правилах: нельзя брать диких животных и птиц домой; нельзя ломать деревья; нельзя вырывать с корнем ягоды и грибы; нельзя растаптывать несъедобные грибы; нельзя разорять птичьи гнёзда; собирать огромные букеты лесных и полевых цветов.

Матушка – природа: Предлагаю, вам , ребятки поиграть в игру

«Сложи картинку» (животные и птицы)

Воспитатель: Ребята, сейчас Вася расскажет ещё об одном очень важном правиле поведения в природе.

У леса музыка своя… Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал, по ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!

Воспитатель: ребята, а я вам предлагаю послушать музыку природы, устраивайтесь поудобнее.

 (релаксация)

Рефлексия:

Матушка  - Природа: Ребята, мне очень понравилось у вас, я за вас спокойна, я вижу, что вы много знаете про природу, как вести себя в природе, а если что-то ещё не знаете, ваши воспитатели вам расскажут. Мне пора уходить, у меня очень много дел, вы были сегодня умниками и умницами,  я приготовила для вас вот такие медальки, они так и называются: «Мальчик - умники и девочки – умницы»            

(вручение медалей)

Воспитатель: Спасибо Матушка – Природа, что восхищаешь год от года.

                         Клянёмся мы тебя беречь, чтоб было больше с тобой встреч!

Дети и воспитатель прощаются, Матушка – Природа уходит.

Литература:

  • Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?», «О том кто, где живёт», «Какие звери в лесу»
  • Программа экологического образования детей «Мы» «Детство – Пресс» С- Петербург 2001 г.
  • Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной группе по теме «В гостях у матушки природы»

Предлагаю вам конспект занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе по теме «В гостях у матушки природы». Данный материал будет полезен как воспитателям, логопедам, так и музыкальным работ...

Конспект развлечения "Здравствуй , матушка Природа!"

Развлечение по экологическому воспитанию . Цель этого развлечения - формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой....

Конспект итоговой НОД природный мир и аппликация в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....

Конспект квест-игры "Матушка природа"

Формировать представления детей о назначении природы в жизни людей.Учить видеть практическое   значение  природы в жизни человекаВоспитывать интерес к природе, умение бережно расходоват...