Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ)
методическая разработка по окружающему миру по теме

Мыжевских Наталья Сергеевна

Часто бывает так, что трудно понять, а что писать в самоанализе. Для своих воспитателей я самоанализ озвучила так:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_etap_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий этап работы по самообразованию

(самоанализ)

«   Моя малая родина…

У каждого человека она своя,

но для всех является той,

путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время много говорят о воспитании и приобщении детей к национальной народной культуре и традициях. Все понимают: что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем осознавать и понимать традиции национальной культуры. Как это сделать?

Скорее всего, начать с малого – рассказать о том месте, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного села. Этим и обусловлен выбор направления моей работы – формирование у детей нравственно-эстетических чувств и интереса к селу Дизьмино, их малой Родине.

Работа которая проводится в нашем детском саду в подготовительной к школе группе при активном участии родителей воспитанников, состоит из трех блоков.

1. Информационный блок. Пожалуй, самым сложным в работе по ознакомлению с культурой и традициями родного села, особенно с ее историей и достопримечательностями, является составление рассказов, которые были бы дошкольникам доступны и интересны. Чтобы рассказ отвечал этим требованиям, его необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.; в процессе рассказывания обращайтесь к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание и стремление узнать что-то самостоятельно, например: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди когда-то решили построить село? Откуда произошло ее название? Что оно может обозначать?»; не называйте дат (они затрудняют восприятие материала; лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете»); используйте доступную детям лексику, обязательно объясняйте значение незнакомых слов, не употребляйте специальную терминологию, не перегружайте рассказ сложными грамматическими инструкциями.

2. Технологический блок. Он включает составление перспективных планов, конспектов занятий, экскурсий, развлечений, игр.

3. Организационный блок. В нашей группе оформлен уголок «Это мое село!», в котором собран материал о селе Дизьмино: брошюра «Вот оно, какое – село мое родное!», альбомы «Село мое родное», «Животные и растения моего села», «Быт и традиции народов Дизьмино», «Речка, озеро, река».

Для продуктивной деятельности детей собраны образцы северных удмуртов и русских народов Ярского района, плоскостные изображения одежды, трафареты животных, которые дети используют не только на занятиях. Но и в рисунках на свободную тему, в аппликациях. Есть и карта Удмуртской республики, и Ярского района, по которой мы «путешествуем».

Условно вся информация ознакомления с народной культурой и традициями в родном селе разделена на три части: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного села. В основу ознакомления детей с прошлым и настоящим, традициями и культурой положена взаимосвязь между тремя блоками.

Знакомство с малой Родиной мы начинаем с экскурсий. Гуляя по Дизьмино, обращаем внимание детей на красоту природы, знакомим с названиями растений, деревьев, учим любоваться и восхищаться природой: не научившись этому, ребенок не сможет полюбить мир природы, останется к нему безучастным. Проводя экскурсии по селу, обращаем внимание детей на названия улиц, достопримечательности, вспоминаем профессии людей, которые работают в том или ином здании, которые строят в селе что-нибудь и т.д.

Воспитатели нашей группы постоянно поддерживают связи с КСК «Дизьминское»: мы познакомились с ансамблем «Сударушки» и они нам рассказывают истории о быте, культуре, традициях сельских жителей, знакомят нас и детей с удмуртскими подвижными играми, поют песни на удмуртском языке, а также поддерживаем связь с сельской библиотекой. Сотрудники показывают интересные сказки, знакомят со старинными вещами и утварью сельской избы.

Вне занятий в группе детям рассказываем о декоративно-прикладном искусстве, о творчестве, культуре северных удмуртов, русских, бесермян, а так же и татар Ярского района. Этнонациональная культура помогает сформировать эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур. Поэтому параллельно с работой по ознакомлению дошкольников к своим национальным истокам мы ведем работу по ознакомлению с культурой народов Ярского района – знакомим с бытом, традициями, творчеством, в том числе и с играми, сказками, пословицами, поговорками, народными приметами.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса на исторических фактах помогает решить следующие задачи: формировать любовь к малой родине и интерес к его прошлому; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, селу, району; воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет; формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ)

В последнее время много говорят о воспитании и приобщении детей к национальной народной культуре и традициях....

Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 - Старицына И.В.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результ...

Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников ПДД

Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников правилам дорожного движения с использованием модульного принципа. Работ с детьми. Формы и методы. Диагностика. Формы работы с родителями. работа с педаго...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» (обобщающий опыт работы)

laquo;Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский....

Обобщающий опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...

Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район       Харсекина Наталья Юр...