Открытое занятие в подготовительной группе по теме "Какаие бывают вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Конспект образовательной деятельности.

Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – Детский сад №4 «Ручеек»

пгт.Суземка Брянской области

Конспект образовательной деятельности.

Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Тема: «Какие бывают вулканы.»

Подготовительная к школе группа.

Автор составитель: воспитатель Грибанова Е.М.

Суземка, 2013

                                                                   Ход занятия.

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся .

-Проходите, присаживайтесь на свои стульчики.

 Ребята посмотрите у меня для вас сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

 Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

 Тяжелый, большой, одному не поднять,

 В пыли на дороге не нужным лежать

 Кто может предмет по приметам узнать?

         Правильно – это камни. А вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней.

 И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в мастерскую.

Но прежде чем мы поиграем с камнями - разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями).

         Давайте с камнями поиграем. Какая красивая у меня коробка (коробка ощущений). В этой коробочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

 (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

         Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?

         Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)

 Посмотрите, у нас есть мисочка с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).

        Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки) .

А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался  воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем как появляется пемза.

         Мы побывали с вами в мастерской и узнали какие бывают ткани.

Какие камни бывают? (ответы детей)

        А теперь пройдемте в кинотеатр.

 Пришли в кинотеатр. Садитесь.

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор приготовил нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

         Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели  раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. »Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

 Давайте заглянем внутрь вулкана(слайд 2).

На что похож вулкан?(ответы детей: пирамида, конус).

 Какой он формы?(конусообразной).

 Верхушка вулкана называется кратер.

 А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.

 Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 3). Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами (слайд 4). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

 А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?  Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.

 Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд 5)

 Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд 6)

 Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд 7)

 Физкультминутка        

 Быстро встаньте, улыбнитесь.

 Выше, выше, потянитесь.

 Ну-ка, плечи распрямите

 Поднимите, опустите,

 Мы походим на носках,

 А потом на пятках,

 Влево, вправо, повернулись,

 Рук коленями коснулись,

 Сели, встали, сели, встали

 И на месте побежали.

 -Немного отдохнули и отправляемся в лабораторию (надеваем фартуки и нарукавники). Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре.

 Но мы все же попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.

 -Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными и знаете ли вы правила безопасности в лаборатории.

Итак, вспомним  технику безопасности (работа с карточками).

 Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

 Д. – Одеть специальную одежду.

 Вспомнить технику безопасности.

 Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,

 ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж

 конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если

 не знаешь, что это за вещество.

         Пройдёмте в нашу лабораторию.  (сели)

 Как мы можем определить тему нашего исследования? (дети: тема нашего исследования «действующий вулкан»)

Тему определили, начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый раствор капаю уксус) .

 Наблюдаем “извержение “ вулкана.

          – А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?

          - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана? ( из конуса.)

          – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с окрашенной в красный цвет водой под № 1.

 Помещаем в стакан под №1 1 чайную ложку соды из сосуда № 2, 5 капель моющей жидкости из сосуда №3.

 А теперь внимание! Этот стаканчик у меня с  особым знаком.

 Что она означает? ( самому пользоваться нельзя. )

          Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я.

         – Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.

 Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление) .

          – Кому, что не понятно?

         Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

 Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.

         – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к

 проведению эксперимента.

 Дети сами готовят состав лавы, но лимонную кислоту добавляет воспитатель.

-- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать ( При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг)?

         Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

        А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди картинку».

        Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.        

Ребята, вы все молодцы, хорошо работали на занятии. Я приготовила для вас сюрпризы – раскраски, которые вы можете раскрасить в свободное время.



Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей

Тема совместной деятельности взрослого и ребенка

Задачи совместной деятельности взрослого и ребенка

Виды деятельности детей

Планируемые интегративные качества

Познание

Коммуникация

Безопасность

Здоровье

Музыка

Художественная литература

Социализация

Труд

Беседа «Свойства камней».

Дидактическая игра «Коробка ощущений».

Прочтение мифа «Бог Вулкан».

Презентация «Вулканы».

Беседа «Правила безопасности при проведении опыта».

Эксперимент «Извержение вулкана».

Дидактическая игра «Найди вулкан».

Образовательные:

-дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан;

-познакомить с профессией ученого – вулканолога;

-познакомить с видами вулканов;

-уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы»;

- способствовать развитию связной речи;

-продолжать углублять представления детей о свойствах и особенностях камней (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.);

-закрепить знания детей об объектах неживой природы;

-закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

-воспитывать умение работать в команде.

Коммуникативная (беседа)

Двигательная (физминутка)

Продуктивная (конструирование модели предмета неживой природы (вулкан))

Познавательно-исследовательская (эксперимент)

Музыкально-художественная (прослушивание «Древняя Греция - Античная музыка»)

Игровая (дидактическая игра «Хорошо - плохо»)

Используют в речи слова, обозначающие части вулкана.

Владеют диалогической речью.

Знают и соблюдают правила безопасности при проведении опыта.

Имеют представление о таком явлении неживой природы, как вулкан .

Расширяют свои представления о видах вулканов и о профессии ученого – вулканолога.

Умеют находить нужные предметы, объединенные общей темой среди других.

Владеют умением определять свойства камней.

Развивающая среда

Запись «Древняя Греция - Античная музыка», иллюстрация «Бог Вулкан», презентация «Вулканы», набор камней, карточки «Правила по безопасности при проведении опыта».

Предварительная работа

Просмотр видеофильма «Вулканы», изготовление макета вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, изучение темы: «камни»,  изготовление  конуса из картона для каждого ребёнка.

Материалы к занятию

Проектор, ноутбук, пластиковые тарелки (на каждого ребенка), пластиковые стаканы (на каждого ребенка), набор камней, пластилин, сосуды с водой. Коробка ощущений, карточки-схемы.  Сода, моющая жидкость (любая), красная краска, лимонная кислота(только для воспитателя), салфетки, лупы, поддоны, пипетки, чайные ложки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»

Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...