Конспект непосредственно-образовательной деятельности « И в будни, и в праздники вместе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Митенькина Елена Николаевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности о поликультурном воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_i_v_budni_iv_prazdniki_vmeste.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3  комбинированного вида»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                         

          « И в будни, и в праздники вместе»

                               

                             Подготовительная группа

                                                                                     Подготовила:

                                                            Митенькина Е.Н.

Лямбирь 2014

         

Программное содержание:

 1. Познакомить детей с государственной символикой Республики  Мордовия.

 2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.

 3. Развивать творческие способности.

 4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание  и  умение ценить традиции своего народа.

 5. Приобщить школьников к национальной культуре.

 6. Пробудить интерес к культуре родного края.

 7.  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Оборудование: теневой театр, мордовский национальный костюм, куклы, пасхальные яички (крашенки и писанки), краски, кисти, карточки и печатки с изображением орнаментов, гостинцы.

Ход занятия

    Дети сидят полукругом. В центре перед ними «теневой театр», декорации с изображением куполов, кремля. Изображение в театре меняется в зависимости от рассказывания легенды (воспитатель рассказывает в стиле летописи) 

Легенда о рождении мордовского народа.

    … Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

 Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

         А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью  богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшимся на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла  держава. Стеной стояла рать  за землю родимую. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия  гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

           И поныне живет и процветает народ мордовский на земле  Российской.

 И прославляет её не только делами своими, но и людьми. Есть у Мордовии сыновья и дочери, которым памятью народной даровано бессмертие. Они прославили свой край на вечные времена. Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.   А особенно радует  то, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу Родину и стали известны за ее пределами.

 

Беседа с детьми:

    Нельзя не сказать и о людях, проживающих на территории нашей республики. Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии. Наши потомки будут вечно помнить, и гордиться своими земляками, теми, кто внес большой вклад как в победу над врагами в Великой Отечественной войне, так и в тылу, достижениями культуры, искусства, величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами.

- Ребята, а вы знаете известных людей из Мордовии, которые прославили нашу Родину своими великими делами?  ( Ответы детей)

- Это Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, знаменитый не только в Мордовии и России, а даже за рубежом - великий скульптор, мордовский художник  Федот Васильевич Сычков, легендарный летчик Михаил Петрович Девятаев, величайший русский адмирал Федор Федорович Ушаков, Поэт Александр Иванович Полежаев. Мордовская земля является родиной Патриарха московского и Всея Руси Кирилла, талантливых спотсменов Алексея Мишина, Светланы Хоркиной, Александра Овечкина, боксера Олега Маскаева, известного российского и американского актера Олега Тактарова.  В мордовской национальной культуре берет свое песенное творчество Лидия Русланова и надежда Кадышева. Гордится Мордовия выдающимся талантом своего народа.

     «Всякая душа празднику рада». Именно так гласит русская народная пословица. Действительно праздник это душа народа. У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы.

- Ребята, посмотрите, в каком национальном костюме я сегодня встречаю вас?

(Ответы детей).

- Почему вы так думаете? (Ответы детей)

- Правильно. В мордовском национальном костюме

-Давайте внимательно рассмотрим мордовский наряд.

-Ребята, чем отличается мордовский костюм от других национальных костюмов?

( Ответы детей)

-Давайте обратим внимание, из чего состоит мордовский наряд?

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панарь. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка.

-Как вы думаете, ребята, где располагалась она? Какие детали наряда украшали мордовочки?  (Ответы детей)

-Это ворот рубахи, подол, рукава.

Широкая рубаха (панарь) подпоясывалась специальным сложным набедренным украшением - пулай.  Носили его чуть ниже талии, на бедрах. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

-Ребята, как вы думаете, как украшали мордовочки свою голову? (Ответы детей)

- Конечно украшали, ребята. До замужества девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – кика. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

-Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовском костюме? ( Ответы детей)

- Правильно, ребята.

     Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.

-А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? ( Ответы детей)

- Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». ( Дети сами подходят к доске и выкладывают  названный элемент для лучшего зрительного усвоения).

     Вот какой красивый мордовский костюм готовили мордовочки к праздникам.

-Ребята, а какие праздники мы празднуем весной? ( Ответы детей)

-Это 8 Марта, День Победы… А еще это светлый, радостный праздник - Пасха. Кто может ответить, что это за праздник? (Ответы детей)

(После ответов детей звучит колокольный звон)

Пасха - это праздник надежды, победы добра  над злом. И у нас сегодня праздник –Весенний перезвон – начало весны, пробуждение всего живого.

 -Ребята, а как в ваших семьях встречают Пасху? (Ответы детей)

 - Украшают дом, пекут куличи. Накануне  праздника дети и взрослые красят, и расписываю яйца. Яйцо- это символ  солнца, зарождение новой жизни, чистой, светлой. И я встречаю вас с  не с пустыми руками. Посмотрите, какая у нас здесь красота (показывает на стол, где лежат в корзине расписные и крашеные яйца).

Давайте рассмотрим их. Какие они, ребята? (Ответы детей)

- Правильно красивые, расписные. Их называют «писанки». Посмотрите, а это, какие? (Ответы детей)

- Крашеные. Их называют «крашенки». А эти яйца я не успела украсить к празднику. Поможете мне, ребята? (Да)

 А украшать  их мы будем знакомым для нас мордовским орнаментом.

  Дети садятся за столы и расписывают яйца мордовским орнаментом. В это время звучит легкая релаксационная музыка.

-Ну, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие разные, необычные, яички. Молодцы!

   

    На Руси был древний обычай играть  на праздник с разноцветными яйцами. Вот сейчас и мы с вами поиграем. Пусть ваши расписные яички подсохнут. А вы доставайте из корзинки самые разные писанки и крашенки с закрытыми глазами. А я раскрою смысл доставшегося вам яйца.

(Дети по донному вытаскивают по яйцу разного цвета, каждый цвет несет в себе свое обозначение)

Красное - цвет радости, в следующим году ждет тебя радость;

Зеленое – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.

Желтое - символ радости. Весь год будешь радоваться.

С листочком – будешь сильным.

С зайчиком - весь год будешь храбрым и смелым.

С Ангелом – символ добра. Весь год тебе будет сопутствовать добро.

Со звездой - весь год будешь тебе сопутствовать успех.

С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.

Вот мы и узнали, что вас ждет в году.

Итог

Все мы с вами к празднику подготовили.

- О каком празднике мы с вами говорили? ( Ответы детей)

- Что расписывали? (Ответы детей)

- Понравилось вам занятие? ( Ответы детей)

Молодцы, ребята! Пришло время прощаться.

Есть сюрприз у меня

В честь торжественного дня.

Ближе дети подходите,

Да в корзину посмотрите.

Испекла я куличи-

Как вкусны и горячи.

Куличи вы разбирайте,

Праздник дальше отмечайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...