Конспект нод по ознакомлению с окружающим "Дома людей на планете Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство с разнообразием жилых построек, характерных для отдельных климатических зон планеты Земля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект нод22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему:

«Дома людей на планете Земля»

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения информации за счет использования богатого видеоряда, иллюстративного материала (изображение разнообразных жилых построек, характерных для разных климатических зон планеты Земля).
  2. Учить детей устанавливать связи и зависимости - особенности строительства жилых домов от особенностей климата и природных условий, в которых живут люди.

Материалы к занятию:

Глобус, плоскостные изображения пейзажей, растений и животных (фигурки, картинки), характерные для разных климатических зон (средняя полоса России, поля Украины, солома, глина, степной пейзаж Монголии, тундра; изображения домов, характерных для разных климатических зон (изба в русском стиле, хата-мазанка, юрта, яранга оленеводов); изображения домов, построенных из разных строительных материалов (иглу, дома на сваях, дома из глины, дома-норы в горах); музыкальное сопровождение.

Предварительная работа.

Утренний ритуал «Дома, в которых живут люди»:

  1. «Вот так дом» - рассматривание репродукций произведений художников, на которых изображены сказочные, исторические и современные дома. Дети обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, строят предположения, где может находится тот или иной дом. Почему? Реален он или вымышленный?
  2. «Мой дом». Дети рассказывают о домах, в которых живут, сравнивают с изображениями на репродукциях, находят общие признаки (фундамент, стены, крыша, окна, двери и т.д.) и различия (форма деталей, цвет, украшения).
  3. «Кто построил этот дом». Беседа о труде архитектора и строителей. Вопросы к детям: приходилось ли наблюдать за строительством дома? С чего обычно начинается строительство дома? Что нужно знать прежде чем строить дом? Люди каких профессий заняты в строительстве? (используется иллюстративный материал)

Ход занятия.

  1. Вводная часть «Земля - наш общий дом»

(Дети рассаживаются на ковре в круг. Воспитатель - в центре. В руках у него - глобус. Вращает глобус. Звучит «космическая» музыка). На ее фоне воспитатель читает стихотворение:

« Я речь свою веду о том.

Что вся Земля — наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом

Мы все с рожденья в нем живем»

  • Я предлагаю вам сегодня узнать о том, как живут люди в разных частях нашего огромного дома - планеты Земля.

(Под музыку дети вслед за воспитателем перемещаются в другую часть групповой комнаты, имитируя полет)

2.0сновная часть «Такие разные дома»

Дети оказываются в окружении ландшафтов, характерных для разных климатических зон. Воспитатель обращает внимание на разнообразие домов людей, которые живут в разных частях нашей планеты.

  • Люди в разных частях Земля издавна строили дома из тех материалов, которые были вокруг. Предлагает детям определить, из какого материала сделаны дома, и поместить каждый из них возле соответствующего ему ландшафта.

Дети рассматривают дома и ландшафты, сравнивают их, рассуждают, выполняют задание. После этого предложить детям рассказать - из чего сделан тот или иной дом и почему его строят люди именно в этой части Земли.

Воспитатель помогает детям сформулировать выводы:

  • Дома из бревен - избы строили наши предки на Руси (показать на глобусе), т.к. в нашей стране всегда было много лесов.
  • Рядом с Россией есть другая страна - Украина. Там теплее, чем у нас в России, много полей. Почва богата глиной и известняком - камнем белого цвета. Из них-то и научились строить дома- мазанки, в которых было и не жарко ни днем, ни ночью. Крышу крыли соломой, которую скашивали с полей.
  • На далеком Севере, в тундре, живут чукчи. Они пасут оленей и перемещаются по тундре вслед за оленьим стадом. Свое жилище - ярангу, чукчи возят с собой по тундре. Они вбивают в почву деревянные шесты и покрывают их оленьими шкурами. В таких домах чукчам - оленеводам не холодно.
  • Похожие дома строят пастухи, которые пасут стада баранов и овец в сухих жарких южных степях. Свои дома - юрты они тоже возят с собой по степи вслед за стадами. Шесты они покрывают войлоком, который получают из шерсти овец. В таких жилищах пастухам не жарко днем и не холодно ночью.

Динамическая пауза «Ищем дома жителей в разных частях Земли».

Дети делятся на подгруппы, и под музыку на сигнал воспитателя каждая подгруппа перемещается в ту часть группы, где обозначена соответствующая климатическая зона. Воспитатель дает сигнал «Леса России» («Поля Украины» «Южные степи» и т.д.), а дети «летят» и «совершают посадку» около соответствующего ландшафта. По просьбе воспитателя произносят название дома.

  1. «Необычные дома». Дома из снежных глыб.
  • Воспитатель предлагает побывать на севере Канады (показывает на глобусе). Сообщает детям о том, что они совершили посадку на Крайнем севере. Здесь живут канадские эскимосы. Они строят из огромных снежных глыб необычные дома - иглу. (рассматривают иллюстрации)
  • Предлагает переместиться в другую часть группы - в тропические страны, на побережье океана или на берег реки (демонстрирует на глобусе)

Рассказ воспитателя: - Мы совершили посадку в одной из жарких стран. Часть года здесь бывает жаркое лето, а на смену ему приходит сезон дождей. Тогда с океана дуют сильные ветры, приносят огромные облака, и очень долго идут проливные дожди, которые затапливают все вокруг. Здесь местные жители строят свои дома на высоких сваях, которым не страшны наводнения. (Рассматривают иллюстрации)

  • Мы перемещаемся в другую часть группы - и попадаем в арабские или африканские страны (демонстрирует на глобусе)
  • Мы совершили посадку в одной из жарких стран, где круглый год лето. Солнце не покидает небо весь год. Здесь почти не бывает дождей, повсюду - высокие горы, почти нет растений. До соседних городов и деревень очень далеко и надо долго ехать на верблюде. Поэтому люди в этом уголке Земли научились строить дома из того, что у них есть под рукой - из глины и из камня. В таких домах им не жарко (рассматривание иллюстраций)
  1. Заключение «Дом кружится вокруг Солнца»

Дети возвращаются из «полета», рассаживаются на ковре в круг. Воспитатель под музыкальное сопровождение читает детям стихотворение, подводя, таким образом, итог занятия:

Под одною, голубою,

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепла,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло. (В. Орлов)

Воспитатель напоминает детям о том, что они сегодня узнали, о том, что побывали в разных частях Земли и узнали, как там живут люди, и какие дома они строят.

Последующая работа:

  1. Сообщение детям познавательной информации о разнообразии домов, о материалах, используемых при строительстве домов, о людях, занятых в строительстве дома. (используется детская познавательная литература)
  2. Чтение произведений детской художественной литературы.
  3. Строительно-конструкторские игры с использованием настольного строителя, объемных модулей, бросового материала, коробок и др.
  4. Сюжетно-ролевые игры на тему «Строители».
  5. Чтение английской сказки «Три поросенка», обсуждение вопроса о том, какие дома построили каждый из поросят, почему прочным оказался лишь один из них.
  6. Самостоятельная изобразительная деятельность на тему: «Придумаем дом сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»

Проведение занятия напрвлено на развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Мы - жители планеты Земля".

Данное занятие посвященно проблеме толерантности детей дошкольного возраста. В занятие включены стихи, рассказы детей, использование ИКТ, продуктивная деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?

Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...

"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Планета Земля в опасности» в старше-подготовительной группе

Дать представление о том, что планета Земля - это огромный шар.  Формирование знаний детей о ценностном отношении к своему здоровью....

Конспект занятия по аппликации с применением бросового материала «Планета Земля в наших руках» к Международному Дню Земли.

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы  (6-7 лет) общеразвивающей направленности. Продолжаем формировать у детей экологически грамотное поведение, бережное отношение к пр...