КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СВОЙСТВА ВОДЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ".

Цели:

Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние                        игры-эксперимента на его развитие.  Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с глобусом, показать на нём водные просторы. 

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

─ 2.1. прозрачность воды; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

─ 2.2. вода подвижная (текучая);

─ 2.3. поверхностное натяжение воды;

─ 2.4. вода, как растворитель.

─ 2.5.солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Организация детей на занятии:

Все занятия базируются на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его лучше в подгруппах не более 10 человек. Дети одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.

Чтобы работа детей и опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

─ перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель конкретизировать задачи;

─ вместе с детьми найти пути для достижения цели;

─ любой опыт включает специально организованное наблюдение;

─ после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;

─ необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_ekspe_rimentirovaniya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПО ТЕМЕ:

«СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цели: 

Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние                        игры-эксперимента на его развитие.  Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с глобусом, показать на нём водные просторы.  

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

─ 2.1. прозрачность воды; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

─ 2.2. вода подвижная (текучая);

─ 2.3. поверхностное натяжение воды;

─ 2.4. вода, как растворитель.

─ 2.5.солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Материалы: 

─ глобус.

─ стеклянные сосуды разной формы (узкие и широкие).

─ кубики и шарики.

─ стеклянные воронки и стеклянные палочки.

─  деревянная коробка с песком или с мукой; пульверизатор, комнатное растение; банка и канцелярская скрепка; проволочное кольцо с ниткой и мыльный раствор, соль, две горошины, два яйца.

Организация детей на занятии:

Все занятия базируются на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его лучше в подгруппах не более 10 человек. Дети одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.

Чтобы работа детей и опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

─ перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель конкретизировать задачи;

─ вместе с детьми найти пути для достижения цели;

─ любой опыт включает специально организованное наблюдение;

─ после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;

─ необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

1. «Мир воды»

Ход занятия:

Создать организационный момент: звучит колокольчик, и дети сбегаются на его звон.

Педагог. Встали на лужок и сделали кружок. Сегодня мы отправляемся в путешествие в «МИР ВОДЫ».  Мир воды необычен, интересен и увлекателен. В нём таится много чудес. Давайте подойдём к столу.

Посмотрите, что стоит на столе, как вы думаете? Правильно, ─ это глобус. Наверняка, кто-нибудь из вас, его видел. Скажите, какая форма у глобуса?

Дети. Глобус круглый. 

Педагог. Молодцы! Глобус ─ это модель нашей планеты, на которой мы живём. А кто знает, как называется наша планета?

Дети. Земля!

Педагог. Какие молодцы, всё знают! Наша планета такая же круглая, как этот глобус.

Как известно, на планете Земля есть суша и вода. Давайте с вами посмотрим на глобус и попробуем найти сначала сушу. Каким цветом на глобусе нарисована суша.

Вместе с детьми воспитатель говорит, что суша на глобусе окрашена в жёлтый (песочек), коричневый (горы, равнины), зелёный (травка) цвета.

Педагог.  А теперь давайте найдём водные просторы. Каким цветом на глобусе нарисована вода.

Вместе с детьми воспитатель говорит, что на глобусе вода окрашена в белый, голубой и синий цвета.

Педагог. Вот мы нашли с вами сушу и воду. Скажите, чего больше на Земле суши или водных просторов.

Дети. Водных просторов. 

Педагог. Правильно, ребята, большая часть нашей планеты покрыта водой.  

Посмотрите вокруг и вы увидите, что вас окружает мир воды. Скажите, какая бывает вода?

Проводится игра, «Какая бывает вода»: Дети стоят в кругу, педагог ─ в центре круга, с мячом. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

Итак, отвечая на вопрос «Какая бывает вода», дети могут назвать  воду в реке, озере, ручейке, воду в море и океане, воду в роднике, водопроводную воду, газированную воду, воду горячую холодную.

После игры педагог показывает детям на глобусе: реки и озёра моря и океаны (они занимают очень большую площадь), ручейки, ледники на вершинах гор. На иллюстрациях педагог показывает айсберги, иней и росу на траве, сосульки, тучи и облака в небе.  

Педагог. А теперь скажите, как мы используем воду в повседневной жизни?

Проводится игра «Для чего вода в доме», аналогичная игре, «Какая бывает вода». (Примерные ответы детей: вода в доме нужна для того, чтобы умываться и чистить зубы, поливать цветы, стирать, мыть посуду, мыть полы и вытирать пыль, готовить еду и пить чай…)

Воспитатель хвалит детей и предлагает познакомиться с водой поближе, узнать какие тайны она скрывает.

2.1. Прозрачность воды.

Вода не имеет формы, и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Педагог. Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Педагог. А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на вашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети говорят, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т.д.

Педагог. На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельём воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.

После проведения опыта воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

1. Книзу летит капельками, а кверху ─ невидимками.

(Вода.)

2. И тонок и долог, а сядет ─ в траве не видать.

(Дождь).

3. Лети орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча).

4. Летит, ─ молчит, лежит, ─ молчит, когда умрёт, тогда и заревёт.

(Снег).

5. С неба ─ звездой, на ладошку ─ водой.

(Снежинка).

6. Где вода стоит столбом?

(В колодце).

7. К речке ─ сестрице бежит, ─ журчит водица.

(Ручей).

8. Клубится, а не дым, ложится, а не снег.

(Туман).

9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

(Иней).

10. Похож я с виду на горох, где я пройду ─ переполох.

(Град).

11. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

(Болото).

12. Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает?

(В море).

13. Растёт она вниз головою, растёт не летом, а зимою.

      Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.

(Сосулька).

2.2. Вода подвижная (текучая).

Педагог. Ребята, перед вами стоит блюдце с водой и уже знакомый вам кубик. Сейчас я попрошу вас слегка подуть на кубик. Подуйте! Теперь подуйте на воду! Что вы увидели, когда подули на кубик, и что увидели, когда подули на воду.

Дети говорят: когда мы дули на кубик, он остался без движения, а вот когда мы дули на поверхность воды, она начала двигаться, колыхаться.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел вода обладает большой подвижностью (текучестью). Например, море″ рябит″ при малейшем ветерке.

Также дети могут взять стеклянную палочку и дотронуться ей до кубика, а потом до воды, они опять увидят: твёрдое тело (кубик) остался без движения, а  вода стала двигаться.  

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РУЧЕЁК».

Предложить детям изобразить весёлый говорливый ручеёк, который бежит между кочек, спешит к своей маме ─ большой реке. Для этого попросить детей встать друг за другом и взяться за руки. Взять бубен и занять место впереди колонны. Взять за руку первого ребёнка и под перезвон бубна змейкой вести за собой всю колонну детей. Постепенно музыкальный темп и темп движения должны нарастать. Во время игры произносите: «Бежит ручей, журчит ручей, поёт ручей и всё быстрей, быстрей, быстрей…»

Внезапно опустить бубен, сказать: « Стоп!» ─ и остановиться. Дети должны остановиться вслед за вами. Повторить игру несколько раз подряд.

После окончания игры попросить детей сесть на свои места.

2.3. Поверхностное натяжение.

Педагог. Я попрошу вас подойти к столу для демонстрации опыта.

Ещё одно свойство воды ─ сила поверхностного натяжения. Наверное, вам непонятно о чём я говорю? Сейчас вы всё поймёте.

Педагог. Перед вами коробка в ней мелкий песок-пыль (или мука) Смочите руки в воде и сбрызните воду на поверхность песка: вы видите, как образуются шарики-капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шарик. Или, например, возьмите пульверизатор, обрызгайте листья комнатного растения. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Вместе с детьми воспитатель формулирует свойство воды: вода имеет силу поверхностного натяжения. Благодаря этой силе, капельки, которые мы видели на песке, сливались одна за другой и образовали одну крупную каплю-шарик, поверхность которой, конечно меньше, чем сумма поверхностей множества мелких капель.

Можно показать ещё один опыт детям, в котором они увидят силу поверхностного натяжения воды:

Дети подходят к банке, которая доверху  наполнена водой. Один из детей осторожно опускает канцелярскую скрепку в банку. Результат: скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельётся через край, лишь её поверхность слегка изогнётся.

Педагог. Посмотрите, у меня в руке проволочное кольцо, к которому привязана нитка. А теперь я опускаю это кольцо с ниткой в мыльный раствор. Вы видите, что на кольце образуется мыльная плёнка. Посмотрите, ниточка в мыльной плёнке лежит свободно (в виде бугорков). А теперь я попрошу одного из вас прорвать плёнку с одной стороны нитки. Что произошло с мыльной плёнкой и с ниткой?

Дети высказывают своё мнение: мыльная плёнка становится меньше по размеру, а нитка натягивается и она уже ровная (без бугорков). Воспитатель опять напоминает детям, что это произошло благодаря силе поверхностного натяжения воды.

Педагог. Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри?

Дети: Да!

Педагог. Наверняка вы очень любите, чтобы пузыри получались большие пребольшие! Посмотрите, я опускаю в мыльный раствор проволочное кольцо, потом я начинаю потихоньку  надувать мыльный пузырь. Он получился довольно большой. А почему? Потому что мыльная плёнка становилась тоньше и тоньше (сокращалась до наименьших возможных размеров)  и пузырь становился всё больше и больше.

Какую форму имеет пузырь?

Дети: Форму шарика.

Педагог. Правильно. Когда мы надуваем пузырь, жидкая плёнка становится тоньше, и за счёт этого пузырь становиться шарообразной формы.

Дать возможность детям попускать мыльные пузыри. Посмотреть, у кого пузырь получился самым большим.  

2.4. Вода, как растворитель.

Педагог. Ещё одно свойство воды ─ в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества.

!Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определённые меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).

 Дети с помощью воспитателя определяют, что за вещества находятся в сосудах ─ это мука или крахмал, соль, сахар, растительное масло, марганцовка

Педагог. А теперь мы будем растворять эти вещества в воде. И посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

─ соль и сахар хорошо растворяются в воде. Вода при этом остаётся прозрачной.

─ мука и крахмал растворяются воде не очень хорошо. Вода после этого становится мутной. Немного погодя мука и крахмал оседают на дно, но вода всё равно остаётся мутной.

─ марганцовка хорошо растворилась в воде. Вода изменила свой цвет.

─ масло не растворяется в воде. Оно растекается по поверхности воды тонкой плёнкой или плавает по воде в виде жёлтых капелек-шариков.

!При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель постоянно напоминает о том, что надо аккуратно пользоваться стеклянной посудой. Также надо пользоваться салфетками, чтобы вытирать стеклянные палочки или лужицу пролитой воды.

Педагог. Все вещества мы растворили. А сейчас мы попробуем очистить нашу воду от этих веществ. Для этого нам понадобится фильтр.

Воспитатель показывает детям фильтр, сделанный из фильтрованной бумаги. Помещает его в воронку, затем ставит воронку в чистый стакан. Дети начинают фильтровать воду, вливая растворы в воронку с фильтром.

При окончании работы дети с воспитателем делают следующие выводы:

─ масло отфильтровалось хорошо и быстро, потому что оно не растворилось в воде. На фильтре хорошо были видны следы масла.

─ после того, мы отфильтровали раствор крахмала, и муки в отфильтрованном растворе остались частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр. Но всё же большая часть муки и крахмала остались на фильтре.

─ очень плохо отфильтровались вещества, которые очень хорошо растворились в воде: соль, сахар и марганцовка (после фильтрования марганцовки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор остался таким же цветом).

Педагог. Только что мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Преголи или из питьевого озера. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ей можно умываться, поливать цветы, варить из неё суп. Но пить такую воду прямо из-под крана нельзя. В ней ещё могли остаться микробы, которые прошли через фильтры. Уничтожить таки микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

2.5. Солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Педагог. Ребята, давайте посмотрим на знакомый нам глобус. На самом первом занятии я показывала вам на глобусе моря и океаны, реки и озёра. Кто-нибудь может мне сейчас показать моря и океаны, реки и озёра.

Если дети затрудняются показать, то педагог помогает им.

Педагог. Ребята, вода на нашей планете бывает солёная и пресная (несолёная). Кто-нибудь знает, где встречается солёная вода?

Дети. В море.

Педагог. А где вода пресная?

Дети. В речке.

Педагог. Молодцы! А теперь ребята запомните, что я вам скажу. В солёной воде плавать легче, чем в пресной. И сейчас я вам это докажу.  

Возьмем стакан с солёной водой и с пресной водой (несолёной). В каждый стакан бросим по горошине. В каком стакане горошина будет медленнее опускаться на дно?

Дети говорят, что горошина медленнее опускается на дно в стакане с солёной водой. Вместе с детьми воспитатель формулирует свойство солёной воды: солёная вода плотнее и лучше удерживает предметы, поэтому плавать в солёной воде легче. Далее воспитатель говорит, что солёная вода в морях и океанах, она не пригодная для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки её используют как питьевую.

Точно такой же опыт можно провести так: одно яйцо положить в стакан с солёной водой, а другое в стакан с пресной водой, и дети смогут понаблюдать, что в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет.

После опыта воспитатель говорит, что занятие подошло к концу, и благодарит ребят за труд, терпеливость и любознательность.

Воспитатель говорит детям о том, что это занятие будет иметь продолжение, и ребята снова смогут познакомиться с необычными свойствами воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов. Расширить знания детей о значен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯПО ТЕМЕ«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ» Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

Экспериментирование по теме "Свойства воды".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности экспериментирования по теме "Свойства воды".Тип непосредственно-образовательной деятельности: сообщение новых знаний о неживой природе. Вид: поиск...

Конспект занятия-экспериментирования по теме «Свойства воды»

Задачи по образовательным областям: - развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоста...

Конспект занятия-экспериментирования по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментированияпо теме «Свойства воды»...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: Свойства воды при помещении в неё предметов из различных материалов.

Данное занятие направлено на объяснение детям такого свойства воды как выталкивание. Почему предметы разные по весу, но одинаковые по размеру выталкивают одинаковое количество воды....