Главные вкладки

    " Защитим зеленую красавицу! "(занятие)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Касаткина Лариса Николаевна

     

    Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

    Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

    Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».

    Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.

    Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.

    Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.

    Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.

    Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение   к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.

    Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon el.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятия: «Защитим зеленую красавицу»

    Цель занятия:

    Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

    Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

    Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».

    Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.

    Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.

    Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.

    Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.

    Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение   к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.

    Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

    Оборудование:

    Картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого матового картона, искусственная елочка.

    Ход занятия:

          Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

    Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните поговорку:

    Елочка – короткая иголочка.

    Сосна – игла длинна.

    (Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.)

    Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

    А сейчас я предлагаю вам провести опыт.

    Дидактическая игра «Иней на ветках»

    Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и сосны.

     - А теперь поставим эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть. Вот тогда-то на ветках образуются кристаллы соли.

    Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

          Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

    Давайте поиграем.

    Физкультминутка «Есть в лесу»

    Есть в лесу три полочки:

     (Хлопаем в ладоши)

     Ели – елки – елочки.

     (Руки вверх, в стороны, вниз)

     Лежат на елях небеса,

     (Руки вверх, встать на носочки)

     На елках – птичьи голоса.

     (Руки в стороны, махи руками)

     Внизу на елочках – роса.

     (Руки вниз, присели)

           - Ребята! Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

    Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

    Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

    Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

     Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

          Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

         Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

    Дидактическое упражнение «Один-много»

    К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

    Ель – много елей.

    Сосна – много сосен.

    Снег – много снега.

    Хвоя – много хвои.

    Шишка – много шишек.

    Древесина – много древесины.

    Ветка – много веток.

    Дерево – много деревьев.

    Корень – много корней.

    И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

               В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

    А сейчас, давайте, как лесные жители потанцуем под веселые новогодние песенки.

    Динамическая пауза «Танцевальный бал»

    Дети произвольно выполняют танцевальные движения, подпевают знакомые слова песен. Для тех, кто затрудняется воспитатель показывает движения, становится с ними в пару.

    Сегодня мы с вами превратимся в художников-пейзажистов. Напомните мне, какую картину мы называем пейзажем? Пейзаж – это изображение природы. Вот сейчас мы начнем рисовать картину зимней природы. А рисовать будем не карандашами, не красками, не мелками, а пластилином.

    Но прежде разомнем пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Елка»

    Елка быстро получается,

    Если пальчики сцепляются.

    Локоточки поднимите,

    Ну а пальцы – разведите.

    Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

    Коллективная лепка «Зима в лесу»

    На белом матовом картоне простым карандашом схематично изобразить линию горизонта, тучи, ель.

    Голубой или синий пластилин размазывается по тучам.

    Одна половина зеленого пластилина раскатывается в жгут, прикладывается к линии горизонта и вытягиваются верхушки деревьев.

     Вторая половина зеленого пластилина размазывается на изображение елки, затем стеком наносятся штрихи-хвоя.

    Готовые работы мы соединим так, чтобы получился круг и у нас получится панорама – круговая картина, составленная из отдельных фрагментов с изображением зимнего леса.

    После оценки панорамы, дети рассматривают высохшие ветви. Воспитатель побуждает детей рассказывать, как теперь выглядят ветки, на что похожи кристаллы соли на хвое. А могла ли ветка с настоящим инеем долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с инеем? (Ответы детей).

    Наше занятие закончено. На следующем занятии мы попробуем сделать поделки из шишек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Зеленая Россия" в группе компенсирующей направленности в рамках проведения Всероссийской акции "Зеленая Россия".

    Экологическое воспитание в детском саду, это не только подача детям каких-либо знаний о природе, но и возможность воспитать у них эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умнож...

    Акция " Мы в зеленом", посвященная Дню Защиты дикой природы"

    3 марта отмечается экологический праздник "День защиты дикой природы", который отмечается во всем мире.Этт праздник создан для того, чтобы люди знали, что есть дикая природа, которую нужно б...