«Экологическое воспитание дошкольников»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мазурик Мария Ивановна

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologichskiy_proekt.doc973 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  «Светлячок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ

«Природу края береги»

(Экологическое воспитание детей 5-7 лет)

        

          Подготовлен:

Ст.воспитателем

                                                                             Мазурик Мария Ивановна,

                           

                                      

С.Криуша

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность                                                             

1.2 Анализ внешней среды        

1.3 Анализ внутренней среды        

1.4 Проблема        

2. Основная часть

  1. Целеполагание                                                                        

    2.2    Задачи проекта         

    2.3  Ожидаемый результат                                                                

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение                                                            

     2.5  Мониторинг проекта                                                              

3. Заключения. Выводы                                                                  

Список литературы                                                                                          


1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

 Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

1.2 Анализ ситуации

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция дошкольного образования;

Закон «Об образовании» РФ и ЧР;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГТ;

Типовое положение о ДОУ;

Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

потребительское отношение людей к природным ресурсам  и ухудшение экологии;

молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы  на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

  • Ежемесячное премирование в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;
  • возможность внебюджетного финансирования
  • Текучесть педагогических кадров в связи с низкой заработной платой педагогов ДОУ;
  • Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;
  • Недостаточное техническое обеспечение педпроцесса в ДОУ

Социальные

  • Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;
  • активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;
  • разнообразие ДОУ

  • Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе
  • Разнородность социального статуса родителей.

1.3  Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2010 г.,

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2009 г.

 

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- книги и пособия  с экологическим содержанием; 

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати, принтера).

Костюмирование  животных

1.4 Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Целеполагание.

Основная цель проекта:            

Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

  1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  

- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

-  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

2.3    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Дети

Педагоги

Родители

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

2.4.   ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный (сентябрь 2013 г.)

  2 этап – деятельностный  (сентябрь 2013 – май 2014 г.г.)

  3 этап – оценочный (май 2014 г.г.)

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Сентябрь 2013 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение эколого - игровой среды

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- сборник экологических сказок

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «природы»

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Одуванчик»

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы

Сентябрь 2013г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

Ноябрь

2013 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Сентябрь 2013 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Ноябрь

2013 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Спасти и сохранить»

В течение года

Облагораживание  территории детского сада

Озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах»)

 Посещение родителями занятий

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик»

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Май 2014 г.

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы

Май 2014 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Май 2014 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май 2014 г.

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2014

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2014 г.

Фотовыставка «Красота родной природы»

Май 2014 г.

                                                                                                 

2.5  Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

                Педагоги

                Родители

                Дети

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

Методическое:

-теоретическая и методическая литература,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

        Интернет-сайты;

        Выпуск фотоотчетов;

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой

Цель диагностики:

 выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Радуга»

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

- Познавательный интерес к природе и ее изучению;

- Знания об окружающей природе;

- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

- Проявление бережного отношения к природе;

- Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

- Частота проявлений бережного отношения;

-   В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов

С (средний)                 - 2.6 – 3,8 баллов

Н (низкий)                   - ниже 2,6 баллов

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ВЫВОДЫ:

Проведя с выпускниками  группы «Радуга » в течение года работа   по экологическому воспитанию  она  позволит нам  прийти к следующим результатам:

- дети станут   больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформируются   первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработаются   первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту будет способствовать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту мы   обеспечиваем  единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Но так как  мы лишь в сентябре начали работать по этому проекту ,то  весь наш вывод делается на будущее, это то, к чему мы стремимся.

ЛИТЕРАТУРА

       

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  3.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  4.  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  5. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  7. Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
  14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
  15.  Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.
  16.  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
  17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  18. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...