Конспек НОД "Отчизны милой красота"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Размочаева Людмила Петровна

Конспкт НОД относится к ОО "Познание" .Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Цель занятия -формирование патриотизма через ознакомления с  природой нашей Родины, направлено на воспитание любви к культурному прошлому , формирование бережного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otchizny_miloy_krasota.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Отчизны милой красота»

для детей подготовительной к школе группы

 Подготовила: Размочаева Л.П. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №12 с УИОП, г. Сургут

ОО Познание. ФЦКМ

Интеграции: чтение художественной литературы, коммуникация,

Тема. «Отчизны милой красота»

Цель. Воспитание патриотических чувств у детей через развитие любови к природе России.

Задачи.

ОО «Познание» Знакомить детей с образами российской природы.

Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, русской культуре, природе.

ОО «Коммуникация» Развивать связную речь,  Обогащение природоведческого  словаря, использовать в разговорной речи старославянских слов и изречений.

ОО «Социализация» Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к своей родине. Воспитывать заботливое отношение к окружающей природе родного кря.

ОО «Чтение художественной литературы» Пополнение литературного багажа стихотворениями.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации, плакаты с изображением деревьев разных пород, географическая карта, репродукции картин, аудиозапись «Наш край»  (То берёзка, то рябина), Муз. Кабалевского, Сл. А. Пришелец

ХОД 

Образовательную деятельность  проводит воспитатель. На ней красивое зелёное платье.

Воспитатель. Здравствуйте дети! Мы с вами совершаем уже не один день уникальное путешествие по нашей  Родине. Уже много познали, и мне захотелось вам помочь в ваших познаниях. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по просторам нашей необъятной родины Россия. Послушайте стихотворение, которое было написано в 12 веке, какими словами описывают красоту нашей Родины, те, кто были нашими предками.

О светло-светлая и красно украшенная

земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь:

дивишь озёрами, многими реками

и источниками местночтимыми,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми,

полями чудными, зверьми различными

и птицами бесчисленными…

Из летописи ХII

Воспитатель. Когда-то на Земле не было людей. Всё было: и океаны, и реки, и даже самые маленькие ручейки. Были деревья и цветы. Но зачем-то Природе понадобился человека. И вот появились люди. Они разбрелись по всей планете. И каждое племя полюбило тот уголок земли, где поселись его предки, назвав его своей Родиной. Наши далёкие предки – славяне облюбовали бескрайние просторы с лесами, лугами, холмами, реками и озёрами в восточной части Европы.

        Всё в жизни людей зависело от Природы. Трепетно относились они ко всему, что живёт на Земле, потому что считали себя не царями Природы, а её детьми. Славяне называли Землю своей матерью, а Небо – отцом. Священными считались многие растения. А деревья и вовсе считались предками человека: существовали древние легенды, согласно которым первые люди были сотворены из дерева!  Поэтому славянин, прежде чем срубить дерево, должен был убедиться, что не навредит. Запрещено было рубить священные деревья, с которыми связаны местные легенды. В некоторых местах не рубили осину и ель, считавшиеся «проклятыми».  Берегли деревья, посаженные человеком. Особое отношение было к русской берёзке.

Берёза – одно из наиболее почитаемых деревьев , выступав народной традиции как «счастливое» дерево, оберегающее от злых духов. Её специально сажали во дворе, рядом с домом для благополучия всей семьи, по случаю рождения ребёнка, для защиты от молнии или отпугивание злых духов.

Берёза самое быстрорастущее дерево России. На ней первой появляются весной листочки, поэтому она стала символом женского начала, расцвета всей Природы. Именно к ней спешили девушки, чтобы узнать о своём будущем. В тени берёзы можно было загадать желание, и оно обязательно сбывалось. Вокруг берёзы водили хороводы. Вот послушайте русскую народную хороводную песню «Во поле берёза стояла». Я вам предлагаю всем встать и попробовать исполнить этот хоровод.

        Дети исполняют русскую народную хороводную песню «Во поле берёза стояла».

Воспитатель. Вот так и водили вокруг берёзки наши предки хоровод. Да и сейчас на праздниках водят хороводы вокруг нашей берёзки дети и взрослые. А на праздник Троица срубали небольшие берёзки, украшали лентами, бусами, наряжали в крестьянскую одежду и обходили с ней  избы и поля, чтобы

 она передала свою силу. Только в России эта белоствольная красавица стала символом страны.

Русский лес…Что может быть загадочней и красивей нашего леса? Красота русского леса бесконечно разнообразна: она веет могучим дыханием жизни, дышит ароматом свежести, зовёт за собой под таинственные своды тенистых деревьев, расстилает под ноги цветочные ковры, перекликается звонким щебетом птиц. Почти половина территории России занимают леса. Севернее преобладают хвойные леса (тайга). Кто мне скажет, что такое хвойные леса?

Выслушать ответы детей.

Да, дети, это когда в лесу очень много хвойных деревьев. А хвойные деревья, чем отличаются от других деревьев?  (ответы детей)

Воспитатель. Верно, это когда вместо листьев на веточках дерева иголочки - хвоя.

Назовите и покажите на плакате деревья тайги.  

Предложить 3-4 детям показать и назвать хвойные деревья. Ответы детей сравнить и уточнить.

Дети. Это сосна, ель, кедр, пихта.

Воспитатель. Вот какие вы молодцы всё правильно назвали. Давайте еще раз назовём одним словом все перечисленные деревья. (ответы детей)

Правильно. Хвойные деревья самые главные деревья тайги. Таёжный лес представляет собой густую, сумрачную чащу с буреломом. Здесь почти не растут кустарники, так как сомкнутые кроны деревьев затрудняют доступ свету. Прекрасна тайга летом: расцветают различными красками цветы и в густых травах. Крикливые кедровки собирают с громадных кедров и пихт шишки, не успевшие свалится за зиму. Стучат по стволам деревьев дятлы своими длинными клювами. Словно телеграмму передают друг другу.

Снуют по деревьям белки.

А вот это – лиственница. Это очень интересное дерево. Кто знает его тайну?

Ответы детей при затруднении дополняются.

Лиственница – это хвойное дерево, но у нее есть одно отличие от остальных хвойных деревьев. Она свои листики-хвоинки на зиму сбрасывает, как рябина, берёза или липа. Лиственница является самым распространённым в России хвойным деревом.

Ближе к югу нашей страны  - смешанные леса, где наряду с елями и соснами растут лиственные деревья. Назовите их.

 Дети перечисляют: дуб, берёза, клён, осина и другие.

Воспитатель. Первой зацветает в России верба. Необычно это дерево – на нём ещё нет листочков, а оно уже цветёт, возвещая: «Зиме конец, пришла весна!»  Считалась, если прикоснуться к человеку или животному веткой распустившейся вербы, тот обретёт здоровье, силу и красоту.

А кто знает, какой в России есть праздник, когда в храмах освещают веточки вербы?

Дети. Вербное воскресенье.

Воспитатель.. Верно. Освященной на Вербное воскресенье веткой слегка постукивали детей, приговаривая: «Не я бью, а верба бьёт. Как вербочка растёт, так и ты расти». Серёжки вербы запекали в хлебцы, которыми кормили домашних животных, чтобы те были здоровы.

Можжевельник, вереск и пихта тоже наделялись магической силой: помело из пихты защищало печь от разрушения, а ветка вереска – дом от колдунов. Можжевельником окуривали дом, людей, животных и всю деревню.

Волшебной силой наделялись травы, особенно собранные на Ивана Купалу (24 июня по старому стилю). В купальскую ночь травы шептались, хвастались, которая от чего лечит, и желающие могли подслушать их разговор. По преданию, кому посчастливится в ночь на Ивана Купалу найти цветок папоротника, тот сможет отыскать клады. На Ивана Купала начинали заготавливать веники для бани.

Внимательного отношения к себе требовала вода. В определённые дни она обладала особой магической силой. Например, в Чистый четверг, чтобы предохранить себя от болезней, все, от мала до велика, старались искупаться до восхода солнца – «пока ворон крыло не омочил». «Смывали болезни» в ручьях и реках или обливались, принося воду домой.

Полностью полагались на мудрость Природы наши предки при строительстве деревень: по реке пускали пучок зелёной травы или бревно, а позже икону: где пристанет к берегу, там и быть новой деревне.

И хотя славянин дня не мог прожить без леса, реки или озера, это все же был чужой мир, заповедный и опасный, требующий поклонения и уважения. В лесу хозяйничал леший. Чтобы он не причинил вреда, достаточно было бережно относиться  к деревьям, оставлять  в лесу угощенье для лесного хозяин, а при встрече с нечистым переодеть одежду не левую сторону. Хозяина воды, водяного, тоже положено было угощать: в реку выливали чарку вина или мёда, бросали хлеб и всегда – первую пойманную рыбу. Не любит водяной, когда у воды ругаются или шумят, когда купаются или рыбачат ночью.

Воспитатель.. Прошли века. Теперь мы знаем, что бесполезно искать волшебные цветы папоротника  (это растение никогда не цветёт) или пытаться делать золото из свинца собранной в манжетке росы. Но и современная медицина признаёт лечение водой и травами. А экологическая наука подтверждает глубокий смысл и пользу большинства связанных обрядов и запретов наших предков.

Россия – самая большая страна в мире. Она простирается от Кавказа и гор Южной Сибири до Северного Ледовитого океана, от берегов Балтики до Тихого океана.

Показать на географической карте территорию России

У нас в России четыре климатических пояса. Лишь небольшая часть страны – Черноморское побережье Кавказа – находиться в субтропическом поясе. Здесь теплое и ясное лето и совсем не холодная зима. Здесь растут вечнозелёные деревья и кустарники, успевают вызревать теплолюбивые фрукты и плоды. Те из вас кто любит там отдыхать летом, могут мне их назвать. Пожалуйста, кто готов это сделать?

Выслушать ответы детей. При необходимости дополнить.

Продемонстрировать фото с помощью мультимедийной приставки.

Воспитатель.. Земли России открыты для ветров с Северного Ледовитого океана. Можно сказать, что наша Родина северная, зимняя страна. Россия уникальная  страна по своим экстремальным природным условиям. И просто удивительно, как наши предкам удалось построить сильное государство с высокодуховной культурой в таком некомфортном климате. На земле, которая плохо плодоносит, где заморозки могут погубить весь урожай, где на зиму нужно готовить запасы? Вдали от тёплых краёв, морских побережий? Как? Опять же благодаря природе!  Защищали наших предков лесные дебри и великие реки. В своих военных неудачах винили русские морозы и шведская армия и армия Наполеона, когда в 1812году вынуждена была бежать из России. Но мы-то знаем, что дело не просто в низкой, непривычной для европейцев температуре воздуха. Как вы думаете, в чем была причина, что нападающие на нас вынуждены были отступить?

                Выслушать ответы детей.

Воспитатель.. Суровая природа закалила русский характер. Природа и климат оказали влияние даже на внешность наших предков. С холодом бороться проще крупному и здоровому человеку. Среди славян много богатырей, и русские крупнее, выше ростом, чем живущие на юге народы, например вьетнамцы, испанцы.

Не было бы наших рек, не было бы России. По берегам рек вырастали первые города, реки защищали от врагов, кормили и поили людей. Сейчас реки выполняют те же функции. Больше чем воду, человек использует только воздух. Самая известная река – Волга (показать на карте). А в Волгу впадает около 200притоков. Самые крупные из них реки Кама и Ока. В Сибири река Лена. Батюшка Енисей впадает в Карское море. А одна из великих рек России вам хорошо знакома, назовите её.(ответы детей)

 - Правильно это Обь. На берегу этой реки построен наш город Сургут.

Амур – главная река на Дальнем Востоке. По Амуру проходит граница нашего государства. Если соединить все наши реки в одну, то получится гигантских поток длиной 8млн.км. Но это, к сожалению, будет самый грязный поток в мире. Как вы думаете, почему?

Предложить детям поразмышлять на эту тему.

Что еще есть помимо рек в нашей стране?

Дети. Озера, болота.

Воспитатель. К болотам стоит относиться внимательно. Торф и мхи способны накапливать влагу и очищать попадающую в болото воду. Это биологический фильтр. Чистую воду болото отдают текущим рекам. Болота образуются там, где вода застаивается в почве.

Озёра – ещё один неоценимый подарок природы.  «Глаза земли» - так называли озёра в древности. Кто знает название озера?

Самое большое озеро – Каспийское. Но оно принадлежит еще четырём государствам. А вот Байкал наше национальное достояние. Телецкое озеро на Алтае. Но это только большие озёра, а есть и очень много не крупных.

Моря наши в основном северные, и большую часть года они почти покрыты льдом. Есть у нас и другие «моря». Они не замерзают, и вода в них пресная.

Это подземные воды – настоящее полезное ископаемое.  Места, где выходят подземные воды на поверхность, называются родниками.

Конечно, в нашем климате не растут бананы, не созреет дважды в год пшеница, да и один раз не всегда вызреет, если не приложить усилий, но скупой нашу природу не назовёшь.

Послушайте пословицу: «В лесу жить – голода не видать». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей уточняются, дополняются.

Добрая  пословица  ко  времени  молвится

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПРИРОДЕ

  •  Всякая сосна своему лесу весть подаёт.
  • Далеко сосна стоит, а своему бору веет.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • Родной куст и зайцу приятно

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Блиц -опрос».

  1. Назовите, чем нас может накормить наш лес?
  2. Хвойное дерево, которое сбрасывает свои иголки на зиму? (лиственница)
  3. Без какого дерева нельзя представить наш лес? (ель)
  4. Гордость и богатство хвойных лесов? (кедровая сибирская сосна)
  5. «Медовое дерево»? (липа)
  6. Дерево, плод которого корм для белок и свиней? (дуб)
  7. Болотная ягода? (клюква)

Молодцы, вы меня порадовали своими знаниями.

Воспитатель. Веками образы природы изображали живописцы в своих картинах.

Лесные пейзажи с отображают красоту родной природе . В музеях можно увидеть полотна таких художников, как И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова и др. Поэты воспевали  природу поэтическими строками.

Земля моя, я сын твоих берёз,

Я землю русскую

От недругов сберёг,

Я отдал всё, чтоб в рощах золотых

Вовеки не замолкли соловьи.

Берёзки белые от пуль я уберёг,

Чтоб вечно снились Родине моей

Берёзовые сны.                          Г.Д. Фере русский поэт

        Ребята, а растений у нас в стране много или мало? А что было бы, если бы растений не стало? Много разных растений – это хорошо или плохо?

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель. Всё верно дети. Лес даёт нам кислород, очищает воздух. Лес улучшает климат, смягчает колебание температуры. Лес обеспечивает человека грибами, ягодами, и орехами. Но не дорожит человек этим богатством. С недоумением сморит природа на человека, которому позволила появиться на свет. Люди используют природу так, словно у них в запасе еще несколько таких планет, как Земля. Уже нет на Земле места, где не было бы экологических проблем. И если человек не изменит своего отношения к природе, то она избавиться от своего неразумного дитяти, а точнее, человек уничтожит себя сам. Помните природа живая.

Послушай стихотворение, которое для вас выучили дети.

Живая природа

                                Нас в любое время года

Учит, мудра Природа.

Птицы учат пению.

Паучок – терпению

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.                         В. Орлова

Помните, что слова Родина, природа и народ имеют один общий корень – это все едино. И одно без другого существовать не может.

В заключение предложить прослушать песню «Наш край» (То берёзка, то рябина).

Литература:

  1. Ольга Колпакова. Природа России. Издательство «Белый город», Москва – 2006. - 47с.
  2. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста. М.: Просвещение, 2005. – 95с.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=0WAqlO0vKwk .  Аудиозапись «Наш край»

 (То берёзка, то рябина), Муз. Кабалевского, Сл. А. Пришелец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста "Салон красоты Милана"

Обогатить знание детей  о профессии парихмахер, о работе Салона красоты. Помогать детям  налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогатить словарь.- Развивать интерес ...

Милая, милая Крошка

Пьеса в одном действии  по мотивам сказки Астрид Линдрген «Принцесса, не желавшая играть в куклы»....

Краткосрочный проект "Нет прекрасней и милей милой мамочки моей"

Образ матери - это символ родного дома, теплда, уюта, бескорыстной любви. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в жизни каждого из них, какую роль она играет в семье. Воспитание в ребенке любви,...

Мастер-класс «Тюльпаны милые цветы небывалой красоты»

Описание: мастер-класс для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, для воспитателей, родителей.Картинки из манки пользуются большой популярностью не только у детей, но и у взрос...

«Красота мира начинается с красоты души»

Красота души -это красота внутренняя, на первый взгляд не заметная, но когда пообщаешься с человеком, понимаешь, что этот человек красив душой.Влюбиться можно в красоту, но полюбить -лишь только душую...