«Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря»
картотека по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шкурина Марина Александровна

Это подборка интересных игр по окружающему миру для детей средней, старшей и подготовительной группы, способствующих формированию словаря. Эти игры можно упращать или усложнять в зависимости от возраста детей. Такие игры очень нравятся детям. с их помощью дети гораздо лучше и быстрее усваивают материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и

формирование словаря»

Подготовила воспитатель

старшей группы: Шкурина М.А.

Игра: «За покупками в магазин»

Цель

   

1.Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных   педагогом признаков.

2. Развивать наблюдательность.

3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек. Отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки (по три штуки): автомобили (фургон, грузовик, самосвал), пирамидки разного размера и колпачками разного цвета, медвежата, неваляшки и т.д.

Ход игры

Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, медвежат и т.д., и говорит:

«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку не с синим колпачком и не маленькую. Как ты думаешь, какая пирамидка понравилась твоей сестре, почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку не в зеленом платье и без бантика».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему он выбрал именно эту игрушку, то воспитатель вручает ему эту игрушку.

Игра: «Новоселье у матрешек»

Цель

1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов  и наречий (на, над, под, рядом) – правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги.

2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог «между») и научить выделять их интонационно в своих ответах.

Игровой материал

1. Для первого варианта: одна карточка – домик с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего и т.д.

Размер картинок равен размеру окошка.

2. Для второго варианта: две карточки – домика с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета.

Ход игры

I вариант

Воспитатель дает ребенку две картинки с изображением матрешек , а на стол кладет карточку – домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом, и для каждой матрешки выделили в нем комнату. Приехали матрешки к новому дому, а кто где будет жить, не знают, но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью, матрешка в желтом платочке будет жить тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны. А какой это этаж? Матрешка в синем платочке будет жить над матрешкой в красном платке, какой это этаж?»

II вариант

У домиков разные по цвету крыши. Воспитатель дает ребенку три картинки с изображением матрешек, а на стол кладет две карточки – домики. В игре осваивают и предлог «между». Дети при повторении игры могут и сами заселять домики, но потом каждая матрешка должна рассказать, где она живет. Воспитатель предлагает интонационно выделять слова (предлоги), которые точно указывают, кто где живет.

 

Игра: «Найди части к целому»

Цель

1.  Развивать понимание отношений целое и его части.

     2. Расширять словарный запас за счет названий частей знакомых предметов.

Игровой материал

1. Предметные картинки с изображениями посуды, игрушек, мебели и др. Силуэтные картинки для первого варианта игры (средняя группа).

2. Карточки с контурным изображением знакомых детям предметов (транспорт, посуда, одежда и др).

3. Карточки с нарисованными основными частями этих предметов (части чайника: носик, ручка, крышка).

4. Фишки двух цветов (для старшей и подготовительной групп).

Ход игры

I вариант (средняя группа)

Воспитатель показывает детям чайник. Спрашивает: «Что это? Что есть у чайника?». Поясняет, что чайник – это целый предмет, а носик, ручка и крышка – это его части. Воспитатель раздает детям силуэтные картинки, предлагает загадать Никите загадки: «Назови какую-либо часть предмета, которая изображена на твоей картинке, а Никита попробует отгадать, что это за предмет. Если Никита правильно назовет предмет, то вы отдаете ему свою картинку». Дети называют одну или две части своего предмета поочередно, Никита поясняет свой ответ: «Пирамидку я отгадал – по колечкам, лейку – по носику с дырочками».

II вариант (средняя группа)

Воспитатель: «У Никиты тоже есть картинки с предметами, и теперь он хочет загадать загадки. Он будет называть целый предмет, а вы – его части, какие знаете. Кто правильно отвечает, тот от Никиты получает эту картинку». Получив картинку, ребенок показывает на ней ту часть предмета, которую он назвал и те части, которые видит еще.

III вариант (старшая группа)

Воспитатель показывает картинку с изображением, например, дома. Обводит очертания ее и поясняет, что целый дом, спрашивает: «А что это?», показывая на крышу, окна, стены. «Это то из чего состоит дом – его части».

Воспитатель раздает детям карточки с контурным изображением предмета, а себе оставляет карточки с нарисованными частями этих предметов и объясняет детям: «У вас имеется целый предмет без частей, т.е. внешние очертания, а у меня карточки с частями к этим предметам. Посмотрите на мою карточку и скажите, у кого есть части этого предмета». Ребенок, узнав в контурном изображении автобус, отвечает: «Это части к автобусу: корпус, колеса, окна, двери». Если ребенок правильно назвал все части, то получает красную фишку, если же не все части, то зеленую. Ребенок, дополнивший его ответ, получает тоже зеленую фишку.

В конце игры подсчитываются фишки. Две зеленые приравниваются к одной красной, и определяется победитель.

Усложнение. Воспитатель не показывает карточки с предметами, а перечисляет части к тому или иному предмету. Дети, угадав, называют этот предмет, за что и получают карточку с правильно угаданным изображением. В конце игры по сигналу воспитателя «Целое», «Части» поднимают то одну, то другую карточку.

IV вариант (подготовительная группа)

Задача детей соединить карточку с контурным изображением и карточку с частями этого предмета. Для этого одни дети получают карточки с контурным изображением, а другие – с частями предметов.

Ребенок с контурной карточкой называет свой предмет: «У меня –

 троллейбус», и кладет карточку на середину стола. Другой ребенок отзывается: «У меня – части троллейбуса», и кладет свою карточку рядом. Затем дети меняются карточками. Когда дети разложат карточки попарно, воспитатель, обращаясь поочередно к детям, спрашивает: «Целое?»

Ребенок. Кресло.

Воспитатель. Части?

Ребенок. Спинка, сиденье, подлокотники, ножки.

Если ребенок называет дополнительные части, не изображенные на картинке, то получает еще одну фишку.

   

 

Игра «Каждую птицу на свое место»

Цель

1. Сообщить краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных

     птицах.

2. Упражнять в классификации птиц по видам.

Игровой материал

1. Таблица, разделенная на 9 клеток (3х3). В первом столбике нарисованы

     орел, журавль и гусь.

2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы          

     (хищ.птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).

Ход игры

I вариант

Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описание строения ног, клюва, т.к. эти признаки характеризуют образ жизни птицы.

Орел – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные лапы с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.

Журавль живет на болотах, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм – небольших водных обитателей.

На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.

Рассказав о птицах, воспитатель вызывает детей к столу. Ребенок берет одну картинку и определяет, с какой из птиц ему следует ее поместить (орлом, журавлем или гусем).

II вариант

Воспитатель произвольно раскладывает все 6 картинок на таблице. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте? Затем предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом и т.д.

Игра «Составь букет»

Цель

1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в

     активном словаре их названия.

2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные

    (цвета) – и поупражнять в употреблении этих слов.

Игровой материал

  1. Две картинки. На каждой нарисованы цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтральных цветов (серый, белый) из бархатной бумаги. На одной вазе – узор теплых цветов, на другой – холодного.
  2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета (холодных и теплых тонов). С обратной стороны цветы подклеены бархатной бумагой.

Ход игры

Воспитатель показывает детям две картинки с вазами  и предлагает составить 2 букета: один – из цветков теплого цвета, который напоминает цвет огня другой – из цветков холодного цвета, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.

Ход игрового упражнения вне занятий

I вариант

Вне занятий игру можно проводить как настольную. Для настольной игры игровые пособия можно сделать меньше и без подклеивания бархатной бумагой. Дети делятся на две команды по 2 – 3 человека. Одна команда занимается составлением букета теплых тонов, другая – холодных. Цветы лежат посреди стола. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составила букет.

     

II вариант

Картинки с вазами расположены посредине стола, рядом – цветы. Каждый играющий берет одинаковое количество цветов, затем по сигналу воспитателя начинают определять, в какую вазу положить тот или иной цветок. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее разложит свои цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря

консультация для родителей, содержит игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря....

Картотека игр и упражнений на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря....

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в зимний лес"

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речис детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в зимний лес"...

Конспект игры - занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей первой группы раннего возраста на тему: «Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Программное содержание:Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте под музыкальное сопровождение. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей. Обучать чёткому произнесению с...

Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста «Кукла Катя в гостях у ребят»

Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста...

Конспект игры-занятия расширение ориентировки в окружающем и развитие речи с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) Игра «Угостим зайку капусткой»

Цель: Учить детей различать в натуральном виде и называть овощ: капусту. Учить называть цвет, форму и величину....