Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»

    Мальченко Ирина Викторовна

     Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и  употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия. Учить составлять описательные рассказы об овоще или фрукте. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.  Развивать связную речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_prirodoy_i_razvitiyu_rechi.docx126.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    Конспект НОД

    по ознакомлению с природой

    и развитию речи

    по лексической теме

    «Овощи и фрукты»

    СТАРШАЯ ГРУППА

    ВОСПИТАТЕЛЬ:

    МАЛЬЧЕНКО И.В.

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    Программное содержание.

    Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и  употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия. Учить составлять описательные рассказы об овоще или фрукте. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

    Развивать связную речь.

    Материалы.

     Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).

    Мнемотаблицы.

    Корзина с муляжами, свежие овощи и фрукты, 2 подноса.

    Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты.

    Игрушка – Машенька (из м/ф «Маша и медведь»).

    Ход занятия

    Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гостья. Очень веселая и непоседливая. Она не захотела сразу показаться вам и попросила, чтобы вы сначала отгадали о ней загадку:

    Никому не даст покоя,

    То одно с ней, то другое,

    От нее сбежала каша,

    Как зовут шалунью?

    Дети: - Маша!

    Маша (кукла-перчатка) : - Здравствуйте, ребята! Вот решила я всех в лесу удивить,  «Праздник урожая» устроить, накормить всех вкусненьким. Но вот беда: я готовить не умею. Надо мной все смеются, говорят, что помнят все про мою кашу и про варенье. Вот и пришла я к вам за помощью, с Мишкиным урожаем (Показывает детям корзину с овощами и фруктами). Помогите мне разобраться, где тут овощи, а где фрукты. И, главное, что с ними делать.

    Воспитатель: - Маша, наши ребята прекрасно разбираются в овощах и фруктах и никогда их не путают. Мы даже загадки о них знаем.  

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    Мнемотаблицы.

    1. Лук.

    1. Яблоко.

    1. Огород

    Маша: - Интересненько, но не понятненько.

    Воспитатель: - Поможем Маше? Я предлагаю поиграть в игру «Суп и компот».

    (Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает на поднос из корзины овощи, другая -  фрукты, говорят, что они взяли)

    Воспитатель: - Маша, а ты знаешь, где растут овощи?

    Маша: - Ну, конечно! Везде!

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    Воспитатель: - Ребята, какие овощи растут в земле? (Дети называют, а педагог выставляет на наборном полотне картинки овощей – картофель, свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)

    Маша: -  А какие овощи растут на грядке у Мишки? Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец, помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох)

    Воспитатель: -  Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

    Помидоры – срывают.

    Картофель – выкапывают.

    Морковь – выдёргивают.

    Лук – выдёргивают.

    Тыкву – срезают.

    Капусту – срезают.

    Огурцы – срывают.

    Горох – рвут.

    Чеснок – выдёргивают.

    Репу – выдёргивают.

    Баклажаны – срезают.

    Свёклу – выдёргивают.

    Кабачки – срезают.

    Маша: -  Как интересно!  Ну вот, все уже срезали, выдернули и сорвали! Давайте теперь суп варить!

    Воспитатель: - Прежде чем начать готовить из овощей, что надо с ними сделать? (хорошо помыть)

    Маша: - Обязательно мыть, а зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей: свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?

    Воспитатель: -  Не торопись, Маша. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми? (Ответы детей: помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь).

    - А какие овощи едят и сырыми, и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)

    Маша: -  А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей? (Ответы детей)

    Воспитатель: -  А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)

    Маша: -  Ну, с супом все понятно! А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки ?( Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными) Прекрасно, но у меня столько овощей, что ещё много останется. Что же мне с ними делать? (Можно засолить)

    Воспитатель: -  Ребятки, давайте покажем и расскажем Маше, как солить капусту.

    Физкультминутка «Засолка капусты»

    Мы капусту рубим,

    Мы капусту трём,

    Мы капусту солим,

    Мы капусту мнём.

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    (Дети хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения)

    Воспитатель: - Давайте поиграем в «Огород». Решите, кто каким овощем будет.

    (Под музыку дети заводят хоровод, выполняют действия согласно тексту песни «Урожайная»)

    Маша: - А  как мне мое варенье назвать?

    Воспитатель: - Дети, давайте поможем Маше. Я буду показывать фрукт, а вы будете говорить, какое варенье из него получится.

    Яблоко – яблочное,  апельсин – апельсиновое, персик – персиковое, банан – банановое, слива – сливовое, абрикос - абрикосовое и т.д.

    Что еще можно приготовить из фруктов на зиму? (Компот, цукаты, посушить)

    Маша: - Вот теперь-то у меня всё получится! Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне скажете, что вы попробовали – овощ это или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. (Дети описывают овощи - фрукты)

    Воспитатель: - Маша, твои угощения для друзей будут не только вкусными, но и полезными. Кто расскажет, почему нужно есть и овощи, и фрукты?

    (Дети – в них много витаминов, минералов, овощи и фрукты помогают расти здоровыми и крепкими).

    Маша: - Спасибо, ребята! Сегодня я много узнала интересного и многому научилась. Пойду сейчас Мишу удивлять. А на прощанье хочу подарить вам книгу о наших с Мишкой приключениях и спеть веселую песенку.

            

    МБДОУ «Детский сад № 20

    «Ромашка» ст. Урухской»

    Литература:

    1.Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    2. Логопедический сайт «БОЛТУНИШКА», режим доступа:    http://www.boltun-spb.ru/mnemo_fru_veg.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи"

    Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Овощи"...

    Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

    Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

    К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»

    Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи по нравственному воспитанию.

    Конспект занятия по ознакомлению с  окружающим и развитию речи по нравственному     воспитанию.Цели: Продолжать развивать речь детей, учить отвечать на вопросы. Продолжить учи...

    Перспективное планирование нод по ознакомлению с окружающим и развитию речи по лексическим темам.

    Перспективный план разработан на основе лексических тем, изучаемых в логопедической группе. Материал представлен для смешанной группы (старшей и подготовительной)....

    НОД по ознакомлению с окружающим и развитие речи. Тема: "В мире домашних птиц"

    Занятие по ознакомлению детей с домашними птицами...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Подарки осени»

    Создание условий для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....