Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Меркурьева Раиса Федоровна

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности "Познание" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.

Тема: «Перелетные птицы».

Цели:  Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. Закрепить знания детей о птицах зимующих и перелетных.

Задачи: 1. Учить детей эмоционально отзываться на события в природе.

               2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимосвязи в          

                    природе.

               3. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни птиц.

               4. Развивать зрительную память, логическое системное мышление, связную речь.

               5. Формировать гуманное отношение к природе.

Материалы к занятию:  диск с записью пения птиц, репродукция картины А.К.Саврасова  «Грачи прилетели», карточки с изображением птиц (перелетных и оседлых), иллюстрации о весне, скворечник, гнездо жаворонка и ласточки, фланелеграф.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, энциклопедия о птицах – рассматривание иллюстраций, прогулки в парк, наблюдение за повадками птиц.

Ход НОД.

Педагог загадывает детям загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?  (Весной)

-О каком времени года говорится?  (О весне)

-Какие изменения произошли в природе?  (Растаял снег, увеличился день, стало тепло, появилась травка, зацвели первоцветы, появились насекомые, вернулись птицы из теплых стран)

Предлагаю детям совершить прогулку в весенний лес. Звучит запись пения птиц в лесу. После прослушивания кассеты спросить у детей:

-Что вы сейчас слушали?  (Пение птиц)

-Где так поют птицы?  (В лесу)

-Как вы думаете, почему так поют, заливаются птицы?  (Они рады, что вернулись в родные края)

-Какие чувства вызывают птицы у нас?  (Чувства радости)

-Почему птицы вернулись?  (Стало тепло, появился корм для птиц)

-Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?  (Перелетные)

-А те, которые остаются зимовать?  (Оседлые)

Предлагаю детям распределить зимующих и оседлых птиц на фланелеграфе. Дети называют птиц.

-К каким птицам мы отнесем снегиря?

-Дети, как вы думаете, куда раньше приходит весна: в поле или в лес?  (В поле)

-Почему? (В поле снег  тает быстрее, место открытое и быстрее прогревается солнцем)

-Как только в поле появляются проталины, прилетают первые птицы.

Педагог загадывает загадку:

«Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад - вперед по  пашне вскачь.

А зовется эта птица…»  (Грач)

Рассматривание  иллюстрации грача.

-Опишите, как выглядит грач?  (Грач  - большая черная  птица. У него большой клюв и лапы.)

-Зачем ему такой клюв?  (Клювом он раскапывает землю и находит корм: личинок, червяков, жуков.)

-С чем еще можно сравнить клюв грача?  ( С лопатой.)

-Где селятся грачи? (Грачи селятся на деревьях в рощах и парках большими стаями.)

-Какие у них гнезда? (Гнезда у них большие.)

-Из чего строят грачи  гнезда? (Из веток)

-Как называется гнездование у грачей? (Грачевник)

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали -  это деревья в лесу. ( Руки вверх качаются из стороны в сторону.)

Ветки согнули, снег отряхнули-деревья встречают весну. (Руки согнуты в локтях, встряхивают ими.)

Плавно руками помашем-это к нам птицы летят. (Машут крыльями.)

Как они сядут покажем: руки сложили назад. (Присели, руки за спиной в «замке»)

Предлагаю детям рассмотреть репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Прилет птиц всегда вызывает много радости. Птицы прилетают, весело и радостно кричат, извещают всех о своем прилете. Вот такую картину наблюдал художник Алексей Крндратьевич Саврасов на окраине села. Он тоже радовался прилету  грачей  и написал про это картину, которую так и назвал: «Грачи прилетели».

Давайте-ка и мы полюбуемся этой картиной.

Предлагаю детям подойти к картине.

-Куда опустилась стая грачей? (Грачи опустились на березы)

-Что они делают? (Ремонтируют гнезда)

Молодцы, все правильно сказали. Теперь послушайте загадку:

«На шесте дворец,

Во дворце певец»

-Кто это? (Скворец)

-Что же у него за дворец? (Скворечник)

Рассматривание скворечника.

-Из чего сделан скворечник?  (Скворечник сделан из деревянных досок)

-Какой формы скворечник? (Прямоугольной)

Из  каких частей состоит скворечник? ( Из стен, крыши  и круглого «окошечка»)

-У скворечника «окошечко» называется -  леток.

-Как вы думаете, почему леток маленький и располагается так высоко? (Чтобы не влез никакой хищник и не выпали птенцы.)

-Для чего люди строят скворечники? (Птицы ловят много вредных насекомых, защищают леса и сады от вредителей)

-Правильно дети, птицы-помощники  человека, поэтому он и заботится о них.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы».

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и  вы услышите что-то другое, то можно топать ногами.

-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.  (Мухи-насекомые)

-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Макароны-продукт питания)

-Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, куницы. (Куницы – животные)

-Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, ласточки, стрижи, комары, кукушки. (Комары-насекомые)

Молодцы, были очень внимательные, все правильно подметили.

Дети садятся на места.

Дети, вы, конечно, все бывали и в поле, и на лугу, и не раз слышали пение жаворонка. Эта маленькая птичка высоко парит в небе и с высоты льется ее прекрасное пение. Вот, послушайте, как об этом написал писатель Скребицкий. Отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок».

«… Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься все выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода.  Жучки, паучки, букашки… Выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки».

- Какой была песня жаворонка?

(Радостной и веселой)

- Как подействовала на всех песня жаворонка?

(Все стали просыпаться от зимнего сна. Выбирались на солнышко, грелись, радовались теплу).

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свое гнездышко». Вы будете птичками: скворцами, жаворонками, ласточками и вам нужно будет найти свое гнездышко. Гнездышки спрятаны здесь в комнате.

Дети ищут свои «домики». Рассказывают о найденном гнездышке, о том, где его строят птицы, из какого материала, чем они начнут заниматься весной.

В заключение занятия воспитатель говорит о бережном отношении к птицам.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

4 конспекта непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшем возрасте.

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!» (путешествие по карте) Программное содержани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, по образовательной области «Познание» в старшей группе «Права ребенка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности, по образовательной области «Познание» в старшей группе «Права ребенка»...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе детей ЗПР

НОД запланирована и проведена в соответствии с лексической темой перспективно-тематического плана «Мужские профессии. Строительство». Используемый материал подобран с учётом ранее полученных представл...