НОД"Вода и ее свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стешенко Ольга Алексеевна

Организация и проведение НОД"Вода и ее свойства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД"Вода и ее свойства"17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство детей с водой и ее свойствами.

Возрастная группа: старшая.

Цель: вызвать интерес к познавательно-исследовательской  деятельности.

Интеграция образовательных областей: « Познание», « Чтение худ.литературы», « Музыка», «Коммуникация»

Задачи:

Образовательные

- дать представление о воде и ее свойствах;

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;

- обучать навыкам проведения лабораторных опытов;

- самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие

- развивать наблюдательность;

- совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

- развивать фонематический слух

- активизировать и обогащать словарь детей сущ., прилагательными и глаголами ( лаборатория, льется и растекается, бесцветная, прозрачная, растворился)

Воспитательные

- развивать соц.навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;

- прививать бережное отношение к воде.

Виды деятельности:  познавательно-исследовательская, музыкальная, чтение худ.литературы.

Формы организации:  фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Проведение экспериментов с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Использование игр о воде: « Какая бывает вода?», « Разрезные картинки».

Чтение худ литературы по теме «Вода».

Наблюдение за водой на прогулке в разном состоянии.

Материал для  НОД:

Глобус, иллюстрации о воде, диск с записью мультфильма «Над нами не каплет», песни «Капитошка», игрушечный персонаж «Капитошка», 8 капелек воды, Карточки со свойствами воды, конверт.

Материал для опытов:

Для воспитателя: форма со льдом, два стакана с водой, мозаика, ложка, кубик сахара, лист бумаги, кубик.

На каждого ребенка: 2 стакана, мозаика, кусочек сахара, чайная ложка, пустая форма для воды.

Ход  НОД :

Дети входят в группу, здороваются с гостями. Раздается стук в дверь, приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, это письмо от Капитошки. А вы знаете, кто такая капитошка? ( ответы детей). Правильно, это маленькая  капелька воды, которая живет в сказочной стране «Водоландия». А вот ее загадка, слушайте внимательно:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам верный друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Дети: вода.

Воспитатель: Правильно отгадали и Капитошка приглашает всех в страну «Водоландия».

Дети дружно шагают под музыку. Останавливаются около стола на котором стоит вода налитая в банку. Воспитатель обращает внимание детей на красочные картинки с изображением водоемов.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят оно везде!

В луже, в море, океане

И водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться , не напиться!

Смею я Вам доложить

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Это и есть страна «Водоландия». А где же жители этой страны?

Жителями  этой страны являются маленькие капельки воды, а вместе они образуют воду, которая стоит на столе.

Ребята, а где живет вода? ( Перед детьми стоит глобус)

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, вода живет в море, в реке, в океане. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе изображена вода?

Дети: Синим!

Воспитатель: На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек и озер. Как вы думаете, это много или мало?

  Дети: Много!

Воспитатель: Ребята, а Капитошка интересуется, знаете ли Вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?

Дети: Да!

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Воспитатель: ребята, а давайте покажем Капитошке, как бежит вода из крана.

Дети: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

Воспитатель: А как шумят морские волны?

Дети: Ш---Ш---Ш---Ш---Ш---Ш

Воспитатель: А как плачет сосулька весной?

Дети: кап, кап, кап, кап, кап, кап.

Воспитатель: Капитошка очень хочет, чтобы вы познакомились со свойствами воды и узнали много нового о воде. Итак, что же такое вода и какими свойствами она обладает? Все это выяснить мы попробуем в нашей лаборатории, но прежде чем мы пройдем в лабораторию, необходимо запомнить следующие правила поведения в ней:

- не шуметь – этим вы мешаете другим;

- аккуратно обращаться с посудой;

- внимательно слушать и следить за результатами опыта;

- закончив наблюдение сделать вывод.

Вот теперь мы можем пройти в лабораторию, подойти к столам, одеть халаты и приступить к нашим исследованиям.( Дети идут к столам, одевают халаты и садятся. Звучит музыка.)

Воспитатель: Говорят, что вода может литься и растекаться. Давайте проверим это. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается.

Убедились что вода льется и растекается?

( Ответы детей)

Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики. Это твердые предметы, они имеют твердую форму и сохраняют ее. А есть ли форма у воды? Давайте проверим. Перелейте воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Что вы заметили? Какую форму принимает вода?

Дети делают вывод: Вода принимает форму предмета в который ее наливают.

Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах?

Дети: вода не имеет запаха.

Воспитатель: А какого цвета вода? Смотрите, я кладу рядом чистый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа? Так все-таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?

Дети: Вода бесцветная.

Воспитатель: Это еще одно свойство воды.

А теперь, давайте немного отдохнем и продолжим наши исследования.

Физминутка:

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз.

Капитошке улыбнись!

(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: А теперь проведем следующий опыт. У Вас на столах лежат мозаики. Опустите мозаику в стакан с водой. В стакане мозаику видно?

Дети: Видно.

Воспитатель: Значит вода какая?

Дети:  вода  прозрачная.

Воспитатель: Теперь в баночку с водой добавьте кусочек сахара и размешайте. Что мы видим?

Дети: Сахар растворился, вода при этом остается прозрачной.

Воспитатель: Вчера я с вами налила в формочку воды и поставила в морозилку. Давайте проверим, что с ней стало?

(Дети наблюдают)

Дети: Вода превратилась в лед.

Воспитатель: Возьму льдинку в свою руку. Что с ней происходит?

Дети: Льдинка растаяла от тепла ладошки. Появилась вода.

Воспитатель: Это еще одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лед.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще раз и закрепим все свойства воды, о которых мы сегодня говорили.

( Работа с карточками по свойствам воды).

Гимнастика для глаз:

Ребята, посмотрите глазами, как высоко Капитошка прыгнул на облачко. А теперь дождиком упала вниз. Подул ветерок и Капитошка убежала вправо, затем влево. Выглянуло солнышко, зажмурьте глаза, откройте, поморгайте, погладьте свои глаза. Молодцы!

Воспитатель: А Капитошка приглашает нас вернуться в страну «Водоландия» где он приготовил для нас сюрприз.(Дети под музыку возвращаются в страну «Водоландия»)

Вы знаете , что вода имеет большое значение для всего живого. И Капитошка предлагает нам посмотреть мультфильм о бережном отношении к воде.

(Показ мультфильма).

Воспитатель: итак, ребята, вы поняли, что человек ни дня не может прожить без воды, Вода добрый друг и помощник человека!

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги-

Мы ведь на планете не одни!

И Капитошка на память о себе дарит Вам волшебную капельку, которая будет  поить Вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе  воды и бережном отношении  к ней. ( Воспитатель раздает капельки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Комплексное занятие во второй младшей группе. Чтение детям русской народной песенки «Водичка, водичка…». Знакомство со свойствами предметов и воды.

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить  несколько направлений для развития наших ребятишек:  физи...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...