История самовара
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Каткова Наталья Геннадьевна

Познавательно - развивающий материал о самоваре. Интересные исторические факты для детей и взрослых. Развивающие игры для родителей с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самовар23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : Вернуть Федоре самовар с посудой.

Задачи по областям :

  1. Познание

- развивать интерес детей к народному быту ;

- познакомить тетей с историей возникновения самовара и его применения ;

2. Социализация 

- поддержать у детей и родителей потребность в совместной , познавательной и творческой деятельности ;

- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций ;

- воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю ;

3. Коммуникация

- активизировать и обогащать словарь по теме ;

4. Художественное творчество

- развивать эстетический вкус у детей ;

- продолжать развивать мелкую моторику рук у

 дошкольников ;

5. Чтение художественной литературы

- формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

Программное содержание :

  • Познакомить детей с русским САМОВАРОВ , историей появления самовара на Руси ;
  •  Уточнить общее представление о самоваре ;
  • Расширить лексический запас детей словами : жаровый самовар ;

электрический , медный ,фарфоровый ,  блестящий , золотой и т. д.

  • Воспитывать у детей чувство сострадания, желание протянуть руку помощи в трудную минуту.
  • Развивать у детей творчество.

Предварительная работа :

Методы и приемы , использованные в НОД :

- Наглядные : показ способов действий , сравнение ;

- Словесные : беседа, объяснение , чтение ,разучивание пословиц, отгадывание загадок , вопросы к детям ,

оценка ;

- Игровые : игровые ситуации , игры – имитации.

- Практические : Оригами , аппликация.

Оборудование :

  • Иллюстрации самоваров ;
  • Картины известных художников ;
  • Самовар ;
  • Ноутбук и экран для показа слайдов презентации ;
  • Цветная бумага , ножницы , карандаш, клей и др.

История САМОВАРА.

Ребята, как вы думаете  : « Почему назвали самовар  « САМОВАРОМ » ?

( Ответы детей ) .

 Всем известно , что самовар – это устройство для приготовления кипятка . « Сам варит » - отсюда и слово произошло « самовар ».

Давайте вместе его произнесем : « Самовар ».( Произносим 2 – 3 раза ).

        Самовар имеет длинную и весьма занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России , русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей , в столице или в провинции практически в каждой семье стояли

« чудо – водогреи ». « Придет ли , бывало кто из уезда , зайдет ли вечерком  гость ближний – и сразу же : « Самоварчик ! » и уж пыхтит на столе как символ гостеприимства. Домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти – и мед , и крендели …». Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара – приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси ещё в 17 – м веке , стал одним из любимых, а чаепитие – традиционным ритуалом приема гостей. Самовар видели все , но не все знают , как он устроен. Посмотрите , что у него в нутрии. СЛАЙД № 2

        Такой самовар назывался « Жаровым » . В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Внутри самовара находится труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки  или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом, а когда закипала в самоваре вода, то в специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник. Только он ребята был очень не удобен в городских условиях. И тогда тульские мастера – умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары. СЛАЙД № 3

        Такой самовар называется электрическим. Посмотрите, что у него в нутрии . А в нутрии у него – спираль, она нагревает воду с помощью электричества.

        Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров- « самоварщиков ».И каждый хотел , чтобы его самовар был самым лучшим , самым красивым.

        Их делали разными : большими и маленькими . СЛАЙД № 3

В нашей современной жизни самовар может быть фонтаном или памятником, как напоминание будущему поколению о прошлой жизни наших бабушек и дедушек. СЛАЙД №4

        Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зеленая        ( латунь ) и красная ( сплав меди и цинка ). Иногда самовары серебрили и золотили. Но наша жизнь не стоит на месте, сейчас можно увидеть самовар в самых казалось бы неожиданных материалах . СЛАЙД № 5

        Формы самоваров также были разными. Наиболее часто встречаются самовары – « Банки », « Рюмки » , « Шарики », у которых есть несколько подвидов : « Арбуз », « Дыня », « Груша ». СЛАЙД № 6

        Одни из самых красивых – самовары : « Ваза » и « Цветок лотоса ». А мечта каждого коллекционера  и даже многих музеев  - « Паровоз », « Петух » и

« Бочонок ». СЛАЙД № 7

        У самовара собираются взрослые и дети , пьют чаи и доверяют свои тайны. СЛАЙД № 8

 Самовар вошел в каждый дом . Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции , учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства , как непременный атрибут семейного покоя. Послушайте , как о самоваре пишет А. С. Пушкин :

 « Смеркалось. На столе , блистая,

Шипел вечерний самовар,

 Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился лёгкий пар… »

                                ( А. С. Пушкин )

Самовар – это символ России и гостеприимства. Он вам понравился ? А какой самовар вам понравился? ( ответы детей )

Оригами

« С А М О В А Р »

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел,

                        пошел, пошел…

А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

Самовар сидит

И товарищам кричит :

« Уходите, бегите, спасайтеся  ! »

И в железную трубу :

 « Бу – бу – бу ! Бу – бу – бу – бу ! »

                                        К. Чуковский.

         Убежала вся посуда от Федоры. Ребята, как вы думаете почему ? ( ответы детей )

        Как можно вернуть нам посуду назад? Что при этом можно сделать ?

        Правильно, посуда была обижена на Федору, потому что она её не            

берегла :    

« Было нам у бабы худо,                                « Да, промолвил медный

Не любила нас она,                                                        таз , -

Била, била нас она,                                Погляди – ка ты на нас :

Запылила, закоптила,                                Мы поломаны побиты,

Загубила нас она ! »                                Мы помоями облиты.

                                                              Загляни – ка ты в кадушку –

                                                        И увидишь там лягушку.

                                                        Загляни – ка ты в ушат –

                                                        Тараканы там кишат.

                                                        Оттого – то мы от бабы

                                                        Убежали, как от жабы .

                                                        И гуляем по полям,

                                                        По болотам, по лугам,

                                                        А к неряхе – замарахе

                                                        Не воротимся ! »

                                                                        К. Чуковский.

Ребята, давайте поможем Федоре вернуть посуду назад домой! Вспомните , кто трубил в трубу ? ( Самовар )

Я думаю, если мы с вами вернем самовар домой, то он протрубит в свою трубу и соберёт всю посуду вместе и вернет её назад !

Давайте попробуем собрать самовар из 3- х квадратов и сделать его нарядным !

  • Для самого самовара возьмите самый большой квадрат. Сложите его так, чтобы получился треугольник. Разверните его обратно.
  • Загните верхний уголок ориентируясь на сгиб( это у вас будет вверх самовара  ), затем чуть меньше загните нижний уголок, ориентируясь на тот же сгиб – это будет у вас нижняя часть самовара.
  • Теперь нам надо сделать бока нашему самовару. Посмотрите, они идут наклонно. Сверху шире, а к низу – уже. Дети складывают боковые углы.
  • Нанесите клей , переверните заготовку на другую сторону.

 Ножка самовара :

  • Для ножки самовара возьмите квадратик, сложите базовую форму            

 « Воздушный змей » и положите прямым углом вниз. Согните верхний и нижний углы.

  • Нанесите клей, переверните заготовку на другую сторону и приклейте.

Горлышко самовара :

  • Для горлышка возьмите последний квадратик, сложите « Треугольник ». Разверните его и загните одинаковые уголки по двум сторонам , ориентируясь на сгиб.
  • Затем , свободные уголки складываем вместе.
  • Горлышко намазываем клеем и приклеиваем к нашему самовару.

Осталось сделать ему носик и украсить наш самовар, чтобы он по новому сиял и радовал всех гостей, которые придут к Федоре !

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

                Самовар стоит,

                Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает :

« Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай

Федора Егоровна ! »

                        К. Чуковский.

Молодцы, ребятки, помогли Федоре вернуть посуду домой .Теперь она принимает гостей и бережет свою посуду пуще ока своего . А САМОВАР у неё стоит на самом почетном месте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История самовара

Познавательно - развивающий материал о самоваре. Интересные исторические факты для детей и взрослых. Развивающие игры для родителей с детьми....

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"

Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"...

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

История Самовара (Презентация)

Тема посуды интересна не только для детей, но и взрослых. Историю многих вещей интересно и позновательно узнавать...

история самовара, проект

История самовара, проект...

Беседа в подготовительной группе на тему: «Русские традиции-история самовара»

Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства, развивать познавательную активность детей, лю...